СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
опыты и эксперименты на тему
Желудкова Лариса Альбертовна старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №21» Октябрьского района г. Саратова
|
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности зависит их детей духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои В.А. Сухомлинский |
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к «узкопедагогическим» средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
В соответствии с «Основной образовательной программой», разработанной в соответствии с ФГОС, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как в специально организованной деятельности, на занятиях по физической культуре, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. Для более качественной работы в этом направлении на территории ДОУ планируется создать мини-стадион с беговой дорожкой, футбольной площадкой, прыжковой ямой.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:
- водные процедуры, специальные оздоровительные игры
- витаминотерапию
- дыхательная гимнастика
- проведение гимнастики после сна
- ходьба по ребристой дорожке
- полоскание рта
- обширное умывание
В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия. Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимо:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения;
- рациональная не перегревающая одежда для детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года (не менее 4 часов);
- сон в проветриваемом помещении;
- гигиенические процедуры (обширное умывание).
В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обширное умывание, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов
- индивидуальные беседы
- родительские собрания
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья
- посещение родителями занятий
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
На участке детского сада создана экологическая учебная тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
На тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды, подвижные игры экологического характера, используется метод – эстетотерапия – любование красотой природы родного края: зимним небом, белоствольными красавицами, разноцветьем осенних листьев и цветов, первоцветами и т.п.
Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Литература:
Горбатова М.С. – Оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
Елжова Н.В. – Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Крылова Н.И. –- Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портфолио | 109.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Желудкова Лариса Альбертовна старший воспитатель МДОУ «Детский сад №21» Октябрьского района г. Саратова
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности зависит их детей духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». |
В.А. Сухомлинский
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к «узкопедагогическим» средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
В соответствии с «Основной образовательной программой», разработанной в соответствии с ФГОС, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как в специально организованной деятельности, на занятиях по физической культуре, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. Для более качественной работы в этом направлении на территории ДОУ планируется создать мини-стадион с беговой дорожкой, футбольной площадкой, прыжковой ямой.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:
- водные процедуры, специальные оздоровительные игры
- витаминотерапию
- дыхательная гимнастика
- проведение гимнастики после сна
- ходьба по ребристой дорожке
- полоскание рта
- обширное умывание
В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия. Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимо:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения;
- рациональная не перегревающая одежда для детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года (не менее 4 часов);
- сон в проветриваемом помещении;
- гигиенические процедуры (обширное умывание).
В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обширное умывание, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов
- индивидуальные беседы
- родительские собрания
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья
- посещение родителями занятий
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
На участке детского сада создана экологическая учебная тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
На тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды, подвижные игры экологического характера, используется метод – эстетотерапия – любование красотой природы родного края: зимним небом, белоствольными красавицами, разноцветьем осенних листьев и цветов, первоцветами и т.п.
Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Литература:
Горбатова М.С. – Оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
Елжова Н.В. – Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Крылова Н.И. –- Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...
Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
«Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...
Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников.
Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников....