Проект по здоровьесбережению на тему: «Будь здоров»
проект (средняя группа)
Актуальность
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста, является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Многие причины – от нас независящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект “Здоровье в наших руках” для работы с детьми среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2_po_zdorovyu.docx | 79.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Поныровский детский сад «Ромашка»
Проект по здоровьесбережению
на тему:
«Будь здоров»
Воспитатель: Бирюкова А.А.
п.Поныри
2022-2023 уч. г.
Тема проекта | «Будь здоров» |
Вид проекта | Долгосрочный
|
По времени проведения | 8 месяцев
|
Адресация проекта | Средняя группа группа «Боровички» |
Цель | Формирование у детей среднего дошкольного возраста первоначальных основ здорового образа жизни.
|
Задачи | 1. Обучающие: - Закрепить знания детей о влиянии на здоровье человека двигательной активности, закаливания, правильного питания, свежего воздуха, настроения. -Продолжать учить детей понимать значение пословиц и поговорок о здоровом образе жизни. -Учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни - Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность. 2. Развивающие: - Развивать стремление детей к самостоятельному поиску знаний. - Cоздать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников. -Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельность. 3. Воспитательные: -Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
|
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители
|
Индикативные показатели (результаты) | 1. Обогатится социальный опыт дошкольников, увеличение резервов его здоровья, и как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам. 2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни; 3. Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив»; 4. Снижение заболеваемости и повышение академической успеваемости. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
|
Актуальность
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста, является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Многие причины – от нас независящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект “Здоровье в наших руках” для работы с детьми среднего возраста
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Формы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Игры: подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;
- Беседы;
- Просмотр презентации;
- Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;
- Заучивание речёвок, пословиц, поговорок, считалок;
- Утренняя гимнастика, гимнастика-побудка, дыхательная гимнастика, физминутки;
- Уголок для родителей (папки-передвижки, консультации, стенгазета, информационная копилка «Народная мудрость гласит» и т.д).
Содержание работы строится поэтапно:
I этап - подготовительный
- проведение анализа нормативно-правовой базы, изучение понятий, касающихся темы проекта;
- изучение передового опыта и новых подходов в организации оздоровления и укрепления и физического и психологического здоровья детей;
- привлечение родителей к участию в проекте;
- анкетирование родителей;
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- разработка перспективного плана;
- подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.
IIэтап - практический
- проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;
- проведение цикла тематических бесед;
- проведение цикла дыхательной гимнастики;
- профилактика плоскостопия ( хождение по дорожкам «Здоровье»), лукотерапия;
- применение дидактических игр о здоровом образе жизни;
- чтение художественной литературы;
- консультации для родителей по формированию физического, психического здоровья детей;
- оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»
III этап - заключительный
- подведение итогов реализации проекта;
- анкета для родителей «Растем здоровыми»
-оформление газеты «В здоровом теле – здоровый дух
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:
Ежедневно:
· Утренняя гимнастика
· Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
· Широко использовать для закаливания и оздоровления не
традиционное физкультурное оборудование.
· Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические
движения.
· артикуляционная гимнастика
· гимнастика для глаз
· дыхательная гимнастика
· пальчиковая гимнастика
· После сна выполнять упражнения для пробуждения.
· воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
· Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания.
· Хождение по «дорожкам здоровья», «мокрым дорожкам» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)
· Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально)
· прогулки на воздухе
· подвижные игры
· самомассаж.
· В осенне-зимний период применять чесночные бусы.
Еженедельно:
· Оздоровительный бег на прогулке
· занятие "Здоровье"
· песочная терапия
· лукотерапия
Ежемесячно:
· Досуги и развлечения: Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
В летний период:
· Хождение босиком по траве, земле, гравию.
· Игры детей с водой.
Анализ
- расширилось представление детей о здоровом образе жизни;
- закрепились физические , творческие, познавательные, музыкальные способности детей;
- активное вовлечение родителей в реализации проекта по формированию навыков здорового образа жизни.
Перспективный план на 2022-2023 уч. год
Месяц | Тема | Формы работы | |||
Сентябрь |
«Моё здоровье» | Анкетирование.
Беседа «Я и моё здоровье». Д/и: «Кому что нужно» Дыхат.гим-ка «Маятник» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Утка и кот» Упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон»
Беседа «Правила здоровья». Д/и: «Оденем куклу на прогулку». Дыхат.гим-ка «Лесник» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Дождик» Упражнения на расслабление мышц рук: «Пара» | |||
Октябрь | «Правила здоровья» |
Д/и: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Разложи картинки по порядку». Чтение х/л: Сапгир «Будьте здоровы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Чтобы не зевать от скуки» Упражнения на расслабление мышц рук: «Вибрация»
Дыхат.гим-ка: «Задуй свечу». Беседа «Ребёнок и здоровье». Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. Дети опускают ручки вниз и имитируют выдавливание сока правой рукой под рифмовку:— Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. На последние слова дети бросают «лимон» и расслабляют ручку. Повторяют комплекс, «положив лимон» в другую руку.
Д/и: «Азбука здоровья» Чтение х/л: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Самомассаж. Для массажа рук:Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки. (Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу) То улитка ползёт, домик на себе везёт. («Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу) Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками) И опять по травинке (Поглаживание руки ладонью) Медленно ползёт улитка. (При повторении делается массаж другой руки)
Дыхат.гим-ка: «Ёжик» Д/и: «Четвёртый лишний». Игра на имитацию «правила гигиены». Считалочкой выбирается водящий. Остальные участники получают по карточке с изображением какой-либо гигиенической процедуры (умывание, расчёсывание, обтирание и пр.). Дети по очереди мимикой и жестами показывают процедуру, водящий угадывает, о чём идёт речь. Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Летели утки» Упражнения на расслабление мышц ног: «Палуба» | |||
Ноябрь | «Здоровый образ жизни» | Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека – «Изучаем свой организм», «Где прячется здоровье»; Чтение х/л: К. Железнов «Здоровый образ жизни» Дыхат.гим-ка «Полное дыхание». Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Гусь»
Дыхат.гим-ка: «Ушки» Д/и: «Разложи картинки по порядку». Дыхат.гим-ка: «Комарики» «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» (театр на фланелеграфе);
беседа на прогулке на темы: «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?», «Если хочешь быть здоров»; Чтение х/л: В. Солоухин «Здравствуйте!» Д/и: «Ёжики» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши ушки»
Дыхат. гим-ка «Как гуси шипят» Д/и: «Подбери предметы" Д/и: «Пищевое лото» Самомассаж Упражнения на расслабление мышц ног: «Лошадки» | |||
Декабрь | «Витамин» | Беседа «Витамины и здоровье» Чтение х/л: Михалков, «Чудесные таблетки» Д/и: «Как вырасти здоровым» Дыхат. гим-ка: «Качалки». «Ёлочка растёт» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Кто пасется на лугу»
Чтение х/л: Г. Сенченко «Все мы скажем, не т простуде» Д/и: «Где живёт витаминка» Дыхат. гим-ка6 «Зайчик» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Божьи коровки»
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Чтение х/л: К. Чуковский «Айболит» Д/и: «Дерево здоровья» Дыхат.гим-ка: «Гребцы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Черепаха»
Чтение х/л: Г. Немкина, М.Савки «История феи Витаминки» Д/и: «Часы здоровья», «Будь здоров» Дыхат.гим-ка: «Ветер», «Аромат цветов» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Ириски от киски» Упражнения на расслабление мышц ног: «Слон»
| |||
Январь |
«Полезные продукты» |
Беседа «Полезные продукты» Чтение х/л: Л. Скрепцова, А.Лопатина «Сказочный справочник здоровья» (Сказки о фруктах и ягодах) Д/и: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек» Дыхат.гим-ка: «Лягушка» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши глазки»
Беседа «Вредные продукты» Чтение х/л: Л. Скрепцова, А.Лопатина «Сказочный справочник здоровья» (Сказки об овощах) Д/и: «Полезные и вредные продукты», «Назови правильно. Дыхат.гим-ка: «Поднимаем кирпичи», «Белим потолок»
Чтение х/л: А. Барто «Всё на всех» Д/и: «Узнай и назови овощи», « Полезные и вредные еда» Дыхат.гим-ка: «Красим пол», «Глоток воздуха» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Пироги» Упражнения на расслабление всего организма: «Снежная баба»
| |||
Февраль |
«Личная гигиена» |
Беседа «Что такое гигиена?» Чтение х/л: Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла» Д/и: «Помой кукле руки» Дыхат.гим-ка: «Какое море большее» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Вот какая борода»
Беседа «Здоровье и личная гигиена» Чтение х/л: Чуковский «Мойдодыр» Д/и: «Подбери картинки», «Правила гигиены» Дыхат.гим-ка: «Створки раковины открываются», «Пловцы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Вот какая тучка»
Беседа «Правила личной гигиены» Чтение х/л: А. Барто «Что лучше?», Д/и: «Сделаем куклам новые причёски», «Подбери пару» Дыхат.гим-ка: «Дельфины плывут» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник»
Д/и:«Таня простудилась» Дыхат.гим-ка: «Чайки ловят рыбу» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Лиса» Упражнения на расслабление всего организма: «Птички»
| |||
Март |
|
«Тело человека» |
Беседа: «Тело человека» Чтение х/л: Детские энциклопедии, «Тело человека» М. Ефремова Д/и: «Угадай по запаху», «Кто я такой» Дыхат.гим-ка: «Акула», «Волны шипят» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Солнышко»
Беседа: «Сердце — наш мотор» Чтение х/л: С.Михалков «Тридцать шесть и пять» Д/и: «Ты моя частичка», «Игра с микрофоном» Дыхат.гим-ка: «Сон на берегу» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Бабочка»
Беседа: «Беседа «Зубы — самые твердые части тела Чтение х/л: И. Туричин «Человек заболел» Д/и: «Что ты знаешь», «Сложи картинку» Дыхат.гим-ка: «Волк», «Олень» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши ножки»
Беседа: «Шаги воздуха в организме» Чтение х/л: М. Ефремова «Тело человека» Д/и: «Весёлый человек», « Угадай по звуку» Дыхат.гим-ка: «Слон» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Самолет» Упражнения на расслабление всего организма: «Тишина»
| ||
Апрель |
|
«Спорт» |
Беседа: «Здоровье в порядке — спасибо зарядке» Чтение х/л: Н.Забила «Ребята! На лыжи» Д/и: «Спорт наш друг», «Найди и назови» Дыхат.гим-ка: «Змея» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Зайка»
Беседа: «Движение — существенный признак жизни» Чтение х/л: С. Михалков «как друзья познаются» Д/и: «Спортивная мозаика» Дыхат.гим-ка: «Крокодил» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Медведь»
Беседа: «Спорт – это здоровье!» Чтение х/л: Е.Благинина «Свети, свети солнышко» Д/и: Кому это принадлежит?» Дыхат. гим-ка: «Лиса» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Часовой»
Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» Д/и: «Назови вид спорта» Дыхат.гим-ка: Упражнение на расслабление. Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Дождь» Упражнения на расслабление всего организма: «Травинка на ветру»
|
Работа с родителями.
Месяц | Формы работы
|
Сентябрь | Анкетирование родителей; оформление папки-передвижки на тему: «Моё здоровье» |
Октябрь | Оформление папки-передвижки на тему: «Спорт».
|
Ноябрь | Оформление информационной копилки «Народная мудрость гласит»;
|
Декабрь | Проведение консультации на тему «Формирование физического, психического здоровья ребёнка»; оформление папки-передвижки на тему: «Витамины»
|
Январь | Оформление папки-передвижки на тему: «Полезные продукты»
|
Февраль | Оформление папки-передвижки на тему: «Личная гигиена»
|
Март | Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»; папки-передвижки на тему: «Тело человека»
|
Апрель | Оформление газеты «В здоровом теле – здоровый дух.
|
Литература:
1. . «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа»/ Под ред. Л.И. Пензуаева
2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 384 с. (Программа развития). С. 3-6
3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.
5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.
8. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».
9. «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?( Да,нет,иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка?( Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым?( Да,нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?( Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их.( Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье?( полноценное, питание, предпочтение отдаете каким то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье?( положительно, отрицательно, не воздействует)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни?(Дайте своё определение)
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? ( Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? ( Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны ( прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?( Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Каким видом спорта занимается Ваша семья?(Перечислите подробно)
16. Есть ли в семье спортивный уголок?(да, нет, хотелось бы)
17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)
18. Часто ли болеют члены Вашей семьи?( Да, нет, затрудняюсь ответить)
19. Часто ли болеет Ваш ребенок?( Да, нет)
20. Каковы причины болезни Вашего ребенка?( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность )
21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
Спасибо
Анкета
«Растем здоровыми?»
Уважаемые родители!
Для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в детском саду нам необходимы некоторые сведения о видах оздоровления ребенка дома. Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь ее цель – укрепление здоровья вашего ребенка.
1 Фамилия, имя, отчество ребенка______________________________________________
__________________________________________________________________________
2 Как часто болеет Ваш ребенок?________________________________________________
3 Что, на Ваш взгляд, является предрасполагающими факторами для возникновения заболевания у Вашего ребенка?________________________________________________
____________________________________________________________________________
4 Закаливаете ли Вы ребенка дома?_____________________________________________
5 Какие виды закаливания Вы считаете приемлемыми для Вашего малыша?____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 Какие виды семейного отдыха Вы предпочитаете?_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 Знаете ли Вы, как можно укрепить здоровье Вашего ребенка?______________________
___________________________________________________________________________
8 Может ли детский сад оказать помощь в укреплении здоровья Вашего ребенка?_______
9 Консультации каких специалистов Вы бы хотели получить?________________________
____________________________________________________________________________
10 Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья Вашего ребенка?_____________________________________________________________________
Спасибо!
Игровой самомассаж
Средняя группа.
«Утка и кот » Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний А уточки, а уточки Все топают по улочке. Идут себе вразвалочку И крякают считалочку. Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху Всех утят с собою, вниз. А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать Словно к водопою. крылья носа. У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины Их поймать мечтает! к вискам. Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха. |
«Дождик» Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком» Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине. По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками. Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками. Бом! Бом! Бом! А уйду-тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом! Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками. Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! «Чтобы не зевать от скуки» Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там, Встали и потерли руки, И немного по бокам. А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться! Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу. Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим, Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше. Ну-ка дружно, не зевать: Раз-два-три-четыре-пять. Муз. рук-тель показывает ежика. Вот и шея. Ну-ка, живо Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке- Топ-топ-топ-топочут ножки. А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик. Постучим по ней на славу: Сверху, снизу, слева, справа. (вставка про ежика для сказки «Рукавичка») |
«Летели утки» Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица. Летели утки Слегка касаясь пальцами, Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз Задели ели Слегка касаясь пальцами, Самую макушку, провести по щекам 6 раз И долго елка Указательными пальцами Ветками качала… массировать крылья носа по кругу от себя «Гусь» Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку. На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую. Палец большой- Поочередно массируют Это гусь молодой, каждый палец. Указательный-поймал, Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил, А мизинец-печь топил. Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями, А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу Вот! Вытягивают ладошки вперед.
|
«Наши ушки» Дети выполняют массаж ушей. 1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза); Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды». 2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма) 3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта) 4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии) 5. Растирание ушей ладонями. «Кто пасется на лугу» Дети выполняют массаж спины Далеко, далеко Встать друг за другом паровозиком, положить руки на плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам. На лугу пасутся Загнуть большой палец на правой руке и рисовать че- тырьмя остальными пальцами змейку вдоль позвоноч- ника впередистоящего. Ко… Покачать плечами вперед-назад. -Козы? Наклонить голову вперед Нет, не козы! Покачать головой вправо-влево. Далеко, далеко Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета На лугу пасутся Ко…Кони? Нет, не кони! Далеко, далеко Опять повернуться на 180 и повторить те же движения На лугу пасутся Ко…Коровы? Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, Постепенно присесть. На последний слог быстро встать Будете здоровы! и поднять руки вверх. |
«Божьи коровки» Дети выполняют массаж ног Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу Следом за папой мама идет, Разминать ноги За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти, Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину.
«Черепаха» Самомассаж тела Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями, В озеро нырнула, выполняя круговые движения и С вечера нырнула приговаривают. И пропала… Э-эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей!
|
«Ириски от киски» Массаж глаз (по китайской медицине) В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук Всем дает она ириски: Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль- Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему. Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о друга. |
«Наши глазки » Массаж глаз (по методике йогов) - Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник); - Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы; - Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасают-ся к глазам; - Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, погла-живание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах; - Расслабить глаза.
(Массаж вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению)
|
«Пироги» Дети выполняют самомассаж тела За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу. Ходит мишка с пирогами То же по правой руке Здравствуй, Мишенька-дружок, Хлопки по груди Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам Пирожок-то стоит три, Хлопки по пояснице А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз Напекли мы пирогов, Выполнять последовательное погла- К празднику наш стол готов! живание рук, корпуса, ног |
«Вот какая борода» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки. Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль- ших пальцев быстро растереть крылья носа Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб. Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу
|
«Жарче, дырчатая тучка» Дети выполняют самомассаж Жарче, дырчатая тучка, Растереть ладошки. Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Постукивать пальцами по плечам, Пальчики и ноготочки, локоткам, кистям, затылку, вис- Мой затылочек, височки, кам, подбородку, щекам. Подбородочек и щечки! Трем мочалкою коленочки, Растереть ладонями колени, Щеточкой трем хорошенечко ступни и пальцы ног. Пяточки, ступни и пальчики… Чисто-чисто моем мальчика! Чисто-чисто моем девочку, Нашу девочку-припевочку! |
«Белый мельник» Массаж лица для профилактики простудных заболеваний Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины Сел на облака. к вискам. Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам Белая мука. Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть крылья носа. Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний Лыжи и коньки. пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами.
|
«Лиса» Гимнастика для глаз Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперед правую руку, на кото- Ищет, где бы поживиться. рой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы. Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, прослеживая Посмотрела на товар. взглядом. Себе купила сайку, Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку. против нее. |
«Солнышко» Гимнастика для глаз Солнышко, солнышко, в небе свети! Потянуться руками вверх Яркие лучики к нам протяни. Ручки мы вложим в ладошки твои, Похлопать в ладоши над головой Нас покружи, оторви от земли. Покружиться, подняв руки вверх Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть вперед правую руку, медленно И на плечо он к ребятам упал. прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел, Повторить то же самое с левой рукой Каждый себе на плечо посмотрел. Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть руку вперед и коснуться паль- И на маленький носик к ребятам попал. цем кончика носа. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел, Каждый на носик себе посмотрел. Хлопают радостно наши ладошки, Похлопать в ладоши. Быстро шагают резвые ножки. Ходьба на месте. Солнышко скрылось, ушло на покой, Закрыть глаза и положить руки под щеку Мы же на место сядем с тобой. Сесть на стульчики |
«Дедушка Егор» Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия Из-за лесу, из-за гор Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, Едет дедушка Егор. стараясь поднимать выше пятки. Сам на лошадке, Ходьба на пятках, руки за спиной Жена на коровке, Ходьба на носках, руки за головой Дети на телятках, Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе. Внуки на козлятках. Ходьба с высоким подниманием ног, сог- нутых в колене, руки в стороны Гоп, гоп, гоп! Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню. Приехали! Присесть «Снежинки» Гимнастика для глаз Закружились, завертелись «Фонарики» Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей Поднять руки вверх и посмотреть Легкие пушинки. на них Чуть затихла злая вьюга- Медленно опустить руки и просле- Улеглись повсюду. дить за ними взглядом
Заблистали, словно жемчуг,- Развести поочередно руки в стороны Все дивятся чуду. и проследить за ними взглядом Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «нож- Белы подружки. ницы» Заспешили на прогулку Шаг на месте Дети и старушки. |
«Бабочка» Упражнение для подвижности голеностопного сустава И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; 1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны; 2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол. «Наши ножки» Массаж рефлекторных зон ног
( Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма) «Самолет» Гимнастика для глаз Пролетает самолет, Посмотреть вверх и провести пальцем С ним собрался я в полет. за «пролетающим» самолетом Правое крыло отвел, посмотрел. Отвести руки попеременно и проследить Левое крыло отвел, поглядел. взглядом Я мотор завожу Делать вращательные движения перед И внимательно гляжу. грудью Поднимаюсь ввысь, лечу, Встать на носочки и легко бежать по кругу Возвращаться не хочу |
« Наши глазки » Гимнастика для глаз (по методике йогов). - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы па-лец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смот-реть не моргая, до усталости, до слез, фиксировать взгляд на кончике пальца в те-чение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить гла-за. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Со вдохом удалять палец от носа как можно дальше в пределах расстояния вытянутой руки, продолжая смотреть на кончик пальца. С вы-дохом вернуть палец обратно к носу. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Закинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на кончике носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Повторить то же, сфокусировав взгляд на облас-ти межбровья; - Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем – про-тив. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до мак-симально быстрого; - Закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться. |
«Снегопад» Гимнастика для глаз (за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы) Белых хлопьев белый пух Медленно опускать сверху вниз снача- Плавно и спокойно ла правую руку, потом левую. Над деревьями кружит И над колокольней. Каждый дом и каждый куст Поочередно вытягивать руки вправо, Греет, одевает влево. Снеговая шубка и Вытянуть руку вперед и коснуться Шапка снеговая. ею лба. Белых хлопьев белый пух Поднимать и опускать руку от уровня С неба валит валом, груди до пояса. Укрывая белый свет Белым одеялом. Чтобы слева, впереди, Указательным пальцем коснуться левого пле- Позади и справа ча, вытянуть руку вперед, коснуться левого. Сладко спали до весны Закрыть глаза ладонями. Дерева и травы. Это сколько ж наметет Развести руки в стороны, глаза широ- Снега за ночь-то! Это как же полетят С горки саночки! |
«Зайка» Дети делают массаж для носа и гимнастику для глаз Вот и зайка к нам идет, Массаж носа (по китайской медицине), Бедный заинька чихает, ниям верхних дыхательных путей: Как поправиться – не знает. Потереть указательные пальцы и мас- Лекарство для тебя найдем: сировать ими ноздри сверху вниз и Мы носик лапкою потрем. снизу вверх 10 – 20 раз. В руках у нас морковка. Дети держат в руке морковку, выполняя Продолжаем тренировку. ею медленные движения вправо-влево, вверх-вниз, по кругу и прослеживая за ней взглядом. Вот поправился наш зайка, Он ребятам очень рад, Приглашает поиграть. «Медведь» Гимнастика для глаз Медведь по лесу бродит, Ходьба вперевалочку, слегка согнув- От дуба к дубу ходит. шись, загребая чуть согнутыми руками
Находит в дуплах мед Изображать, как он достает и ест мед И в рот себе кладет. Облизывает лапу «Отмахиваться от пчел» Сластена косолапый, А пчелы налетают, Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: Отвести руку вперед и поочередно Не ешь наш мед, воришка! касаться носа, щек, прослеживая дви- жение глазами, не поворачивая головы Бредет лесной дорогой Ходьба вперевалочку Медведь к себе в берлогу. Ложится, засыпает Прилечь, руки под щеку И пчелок вспоминает. |
«Заяц белый» Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой сб. «Коррекция речи и движения») (гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение) Заяц белый, заяц белый, Быстро моргают глазами. Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову вперед, «Я не бегал, я скакал». закрыв глаза Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и разжимать веки Ну а где же ты обедал? Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево «Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза |
«Медведюшка» Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка») Покажи-ка нам, медведюшка, Ходьба на внешнем своде стопы Как сбирались красны девушки За брусникой, за малиной Да за ягодой калиной, Как с корзинками шли по лесу, Ходьба с перекатом с пятки на носок Набирали ягод доверху, Отдохнуть они садились, Ко пенечку прислонились. Покажи-ка нам, медведюшка, Вставать на носки, делая вдох и разводя руки Как зевали красны девушки, в стороны, и опускаться на всю стопу. Как накрылися платочком Сесть на пол, руки-упор сзади Да уснули под кусточком. Попеременно вытягивать и выпрямлять носки ног Как вскочили, потянулись, Встать, потянуться Меж собой переглянулись, Повороты в стороны Звонко песню запевали, Ходьба топающим шагом Хороводы затевали. |
«Часовой» Дети выполняют массаж ушей На дальней границе Загнуть руками уши вперед И в холод, и в зной, В зеленой фуражке Стоит часовой. На дальней границе Потянуть руками мочки ушей в стороны, И ночью, и днем вверх, вниз, опустить. Он зорко, он зорко Следит за врагом. И если лазутчик Указательным пальцем помассировать Захочет пройти, слуховые отвороты. Его остановит Солдат на пути! |
«Дождь» Гимнастика для глаз Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх руками, Лей, дождь, лей! посмотреть на них. Дождинки пляшут, как живые: Опустить плавно руки, перебирая паль- Пей, рожь, пей! цами, прослеживая движения взглядом. И рожь, склоняясь к земле зеленой, Наклониться, делая мягкие, пружинящие Пьет, пьет, пьет. движения руками, посмотреть вниз А теплый дождь неугомонный Показать указательным пальцем движе- Льет, льет, льет. ние сверху вниз и проследить взглядом. |
«По таинственной дороге» Гимнастика для стоп По таинственной дороге Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку Шли таинственные ноги. По большой дороге Ходьба на месте, не отрывая носки от пола Зашагали наши ноги. По пыльной дорожке Перекаты с носка на пятку, стоя на месте Шагали наши ножки. А маленькие ножки Быстрая ходьба с высоким подниманием ног, Бежали по дорожке. согнутых в коленях На узенькой дорожке Ходьба со сведенными носками ног Устали наши ножки. Усталые ножки Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа Шли по дорожке. туловище прямо и глядя вперед На камушек мы сели, Сидя на стуле, поднимать и опускать носки Сели, посидели. ног, не отрывая пяток от пола Ножки отдыхают, Погладить мышцы ног и ступни Мышцы расслабляют. |
«Подарок маме» Массаж пальцев Маме подарок я сделать решила. Скользящие движения ладонью о ладонь Коробку с катушками тихо открыла. Поочередно растирать пальцы левой руки, Нитки и пяльцы достала я с полки, как бы надевая на каждый палец Вдела зеленую нитку в иголку. «Колечко» из сжатых пальцев правой руки Мамин наперсток - на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы. Иголкой веду за стежочком стежочек. Поочередно растирать пальцы правой руки Я вышиваю чудный цветочек: Сначала – зеленые стебельки, После – веселые лепестки, В центре кружка – ярко-желтый кружок. Я закрепляю последний стежок. Потереть ладони друг о друга Я разминаю уставшие пальцы. Сжимать и разжимать пальцы Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в шкатулку кладу. Переплести пальцы обеих рук и сделать В мамину комнату тихо иду. «качельку» Встану на низкую табуретку Встают на ноги И на комод постелю я салфетку. Протягивают руки вперед В комнату мама войдет, удивится: Покачать головой, поставив руки на пояс - Дочка, какая же ты мастерица.
|
«Колобок» Упражнение для профилактики плоскостопия Тише, тише, Колобок! Ходьба с высоким подниманием ног, Вдруг услышит серый волк. согнутых в коленях. Тихо ножками пойдем, Ходьба на носках, сохраняя хорошую Незаметно прошмыгнем. осанку Но румяный Колобок Приподниматься на носки и опускаться Прыгнул прямо в огород, на всю стопу Через грядки вдоль забора Перекаты с носка на пятку. Скачет, словно от Федоры. |
«Липы» Гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы) Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой Липы кронами шумят, Руки вверх, покачать ими из стороны в Ветры в их листве гудят. сторону Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед И качают их, качают. Наклонившись, покачать туловищем из стороны в сторону После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами
Каждый листик по слезинке Руки вниз, встряхивать кистями Должен сбросить на тропинки. Кап и кап, кап и кап – Хлопать в ладоши, описывая руками круг Капли, капли, капли – кап! сначала в одну, потом в другую сторону До чего же листик слаб! «Уронить руки» Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку Будет крепнуть с каждым днем. Сжать кулаки |
«Наши спинки» Дети выполняют массаж спины В колоночку в круг встали, Движения соответствуют тексту Ладошками по спинке застучали. Выполнять в течение 40 - 50 секунд Хлопаем по лопаточкам, Спинка радуется. Дети спинку подставляют, Со спинками играют, Здоровья спинкам добавляют. |
«Плотник» Дети выполняют самомассаж рук Мастер в руки взял фуганок, Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза Доски гладко отстругал, Разминать левую руку Взял сверло, шурупы взял, Разминать правую руку Доски ловко просверлил, Круговые движения пальцами правой руки от плеча к левой кисти Их шурупами свинтил, То же левой рукой Поработал долотом, Поколачивание по левой руке Сколотил все молотком. Поколачивание по правой руке Получилась рама – Быстро перебирая пальцами правой руки, прой- ти ими по левой от плеча до локтя Загляденье прямо! То же левой рукой Прекрасный тот работник Погладить левую руку Зовется просто: плотник. Погладить правую руку |
«Наши глазки» Дети выполняют гимнастику для глаз (по оздоровительной методике йогов) - Поочередная фиксация взгляда на пальце и горизонте: принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз. Поочередно переводить взгляд с пальца на красный листо-чек на дереве, задерживаясь в каждом положении на 2-3секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с листочком, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на листочки нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять в течение 1 минуты. - Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте: выполняется ана-логично предыдущему упражнению, только взгляд переводится с кончика носа на красный листочек и наоборот. Эти упражнения повышают способность глаз к точ-ной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благо-даря аккомодации (способности хрусталика менять свою кривизну) - Отдых для глаз: сесть спокойно и устойчиво. Закрыть глаза и расслабить веки. Мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Лицо и тело тоже расслаб-ляется. Время расслабления 20 - 30 секунд. Это упражнение предохраняет глаза от утомления и служит профилактикой против ухудшения зрения. |
«Мы устали» Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении -Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на ру-ки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно. - Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тя-нуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд. - Растирать хорошенько уши в течение 15 -20 секунд. «Петух» Дети выполняют упражнения для мышц шеи Ах, красавец-петушок! Клевательные движения головой в горизон- На макушке – гребешок, тальной плоскости вправо – влево. А под клювом-то бородка. Клевательные движения головой вперед-на- зад, подбородок движется параллельно полу Очень гордая походка: Идти по кругу, делая махи руками и поднимая Лапы кверху поднимает, голову – вдох, а опуская - выдох Важно головой кивает. Раньше всех петух встает, Наклоны головы вправо-влево Громко на заре поет: - Кукареку! Хватит спать! Помахать руками, как крыльями, поднимая Всем давно пора вставать! опуская голову
|
«Цветочек и бабочка» Дети выполняют упражнение для пальцев, гимнастику для глаз Набухай скорей бутон, Распусти цветок – пион. - Под эти слова дети выполняют упражнение для пальцев: подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Немного округлые ладошки образуют «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу. А пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой раскрытый «цветок». Давайте попробуем вдохнуть чудесный аромат. - Дети, закрыв глаза, медленно вдыхают через нос, задерживают дыхание и медленно выдыхают, произнося: «А-а-ах!» Вот к прекрасному цветку подлетела бабочка, Посмотрим глазками, как она летает. (Дети сидят, двигаются только глаза) Посмотрите влево-вправо, вверх-вниз.(Повторить 4 раза). Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла. Давайте и мы с вами посидим с закрытыми глазами. (Закрывают глаза на 30 секунд) «Паровоз» Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом и положив друг другу на плечи ладони Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями Стоять на месте не хочу! Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку- Стоять на месте не хочу! лачками Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль- Колесами стучу, стучу, цами Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо- Садись скорее, прокачу! нями Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами |
«Лес зеленый» Массаж лица по китайской медицине ( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз ) Теплый ветер гладит лица, Двумя ладонями провести, не слишком Лес шумит густой листвой. надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза Дуб нам хочет поклониться, От точки между бровями большим пальцем Клен кивает головой. левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза А кудрявая березка Массаж висковых впадин большими пальцами Провожает всех ребят. правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз До свидания, лес зеленый, Поглаживание лица ладонями сверху вниз - Мы уходим в детский сад! 4 раза. «Жук» Гимнастика для глаз (дети садятся на пол, вытягивая ноги вперед ) Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту. К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж…» Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. « Ж-ж-ж…» Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко. Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки. Жук наверх полетел и на потолок присел. На носочки мы привстали, но жука мы не достали. Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп, Чтобы улететь он смог. « Ж-ж-ж…»
|
«Ладошки» Самомассаж Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши Хлоп, другая! Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти Мы пошлепаем немножко. А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке Ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам Даже щечки мы побьем. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине Хлопаем перед собой! Шлепки по груди Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева И крест-накрест руки сложим! И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам, Вот какая красота! спине, ногам. |
«Наши ножки» Самомассаж стоп - Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; - Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги; - Двумя руками разминают пальцы левой ноги; - Правой рукой разминают пятку левой ноги; - Шевелят пальцами левой ноги; - Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;
- Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав; - Топают ногой по полу. - Повторяют все с правой ноги. |
«Дождик» Гимнастика для глаз Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию И вторая прибежала – кап! движения капель и прослеживают ее взглядом Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх Капельки кап-кап запели, Подняв руки вверх, быстро перебирают пальцами Намочились лица, Вытирают лицо руками Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят на обувь Мокрыми стали. Плечами дружно поведем Движения плечами И все капельки стряхнем. От дождя убежим, Под кусточком посидим. Приседают |
«Прогулка» Упражнение для профилактики плоскостопия Дружно за руки возьмемся, Ходьба с перекатом с пятки на носок В лес зеленый мы пойдем, По полянке мы пройдемся, Песню весело споем.
Нагибайся, погляди-ка, Ходьба боком по толстому шнуру Что краснеет по кустом? Ты не прячься, земляника, Все равно тебя найдем! Комары звенят над нами, Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре Комары кусают в лоб. Мы воюем с комарами, Одновременно с перекатами выполнять хлопки в Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! ладоши перед собой, над головой, справа, слева, внизу. |
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
“Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”. Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”. Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи:
“Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
“Лимон”. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног:
“Палуба”. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
“Лошадки”.
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
“Слон”. Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма:
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
“Бубенчик”.Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
“Летний денек”.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
“Замедленное движение”. Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
“Тишина”.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
«Силач».Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
«Весы».Предложите ребенку (далее Р.) представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».
Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.
Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.
«Травинка на ветру».Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
«Раскачивающееся дерево».Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
«Парусник».Р. изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.
«Дракон».Р. изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
«Двигательный репертуар».Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.
«Огонь и лед».Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
«Рыбки и водоросли».Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».
«Страна кукол».Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».
«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.
«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.
«Марионетка»: кукла, которую кукловод - П. или другой Р. - приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.
«Росток».И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».
Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.
«Репка».И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.
«Потянулись - сломались».И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).
П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу)... А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), «сломались» в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.
«Подвески».Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.
Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».
Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.
«Сосулька».Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.
«Воздушный шар».В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по зож на тему: "БУДЬ ЗДОРОВ!"
ПРОЕКТ ПО ЗОЖ НА ТЕМУ: "БУДЬ ЗДОРОВ!"...
Проект Тема: «Будь здоров»
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающихЗа...
Проект по теме: «Будь здоров, малыш!»
Краткосрочный прект для второй младшей группы....
Проект оздоровительной направленности на тему: "Будь здоров - малыш!"
Тип проекта: позновательно - игровойВозрастная группа: вторая группа раннего возрастаПродолжительность проекта: 5 днейВид проекта: краткосрочный...
Проект к семинару на тему: "Будь здоров!"
Проект «Будь здоров!»Программное содержание:- расширить знания детей о ЗОЖ;- развивать культурно-гигиенические навыки у детей.- создание условий для реализации целей проекта- воспитывать у...
Краткосрочный проект в средней группе Тема: «Будь здоров!»
Краткосрочный проект: «Будь здоров!» Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.Обоснование проблемы:- неосведомленность родите...
Проект в подготовительной группе "Тема: «Будь здоров!»
laquo;Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость....