Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения
статья

Кравченко Татьяна Викторовна

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса -- насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса -- насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

Цель методической разработки - механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников.

Задачи: Выявить содержание мониторинга физического развития и воспитания детей в ДОУ;

Определить критерии оценки профессиональной компетентности педагогов по здоровью и физическому развитию детей в ДОУ;

Определить технологию проведения мониторинга здоровья и физического воспитания в ДОУ.

Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

          В организации нашей работы в этом направлении приоритетным методом является использование разнообразных средств и форм физического воспитания. Чтобы получить положительную динамику показателей физической подготовленности дошкольников, мы поставили перед собой цель:

Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Успешное решение поставленной цели во многом зависит от своевременного контроля за физическим развитием детей.

                Исходя из этого, необходимы такие формы контроля:

- динамические наблюдения за состоянием здоровья детей;        

- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви;

- наблюдения за рациональным двигательным режимом (использование различных форм физического воспитания, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность);

- мониторинг (систематический своевременный контроль за физическим развитием детей);

- просветительская работа среди родителей.

                Еще это -  непрерывная, диагностика–прогностическая система сбора, хранения и анализа банка данных о физическом развитии детей, которая позволяет в любой момент времени прогнозировать состояние здоровья дошкольников и планировать дальнейшую работу на достижение заданных целей.

 На качественное проведение мониторинга влияют:

развивающее пространство ДОУ;

двигательный режим детей;        

медико-педагогический контроль;

преемственность с семьей.

Развивающая среда побуждает двигательную активность ребенка. Оптимальный двигательный режим предполагает проведение на высоком методическом уровне комплекса организованных форм физического воспитания дошкольников и создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.

В формировании культуры здоровья кардинальную роль играет семья. Ее условно можно назвать «первичной территорией формирования культуры здоровья». В ходе совместной деятельности с детьми, мы, сотрудничая с семьей, обеспечиваем восхождение дошкольника к культуре здоровья. Роль родителей состоит в готовности принимать помощь и поддержку от нас в вопросах оздоровления детей, активном участии в создании культурных традиций детского сада (совместные спортивные праздники, соревнования, занятия, гимнастика и т.д.).

Мониторинг проводится два раза в год – в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель – май). При обследовании работают не только инструктор по физическому воспитанию и медицинская сестра, но и психолог, воспитатели групп под руководством заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. Сначала проводим инструктаж. В его процессе отрабатываем единую методику подачи команд, правильное распределение расстояния, навык работы с секундомером, правила заполнения протоколов, распределяем обязанности между педагогами. Систематически следим за внешним видом детей, заранее обговаривая с родителями о легкой, удобной, спортивной одежде и обуви. Объясняем им, что от этого зависит качество выполнения движения и сам результат.

Для проведения мониторинга физической подготовленности детей у нас имеется необходимое оборудование, соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Обследование проводим как в помещении, так и на улице. Детьми делается три попытки, лучший результат заносится в протокол. Вначале инструктор проводит с детьми разминку, включая различные виды ходьбы и бега. Чтобы повысить качество результатов и заинтересовать детей, применяем игровую форму так, как в детском саду основным видом деятельности является игра, например, «Веселые старты», «Олимпийские бега» и др.

Осеннее обследование помогает нам учитывать уровень физической подготовленности детей при организации двигательного режима, конкретизировать планирование работы по развитию движений в течение года. По результатам весенней проверки мы оцениваем эффективность работы инструктора по физическому воспитанию, специалистов в течение года, выполнения ими общеобразовательной программы по разделу «Физическая культура».

Диагностику физической подготовленности дошкольников проводит инструктор по физическому воспитанию. Она характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств.

Наряду с количественной оценкой проводим учет качества выполнения каждого движения. Полученные в динамике результаты заносим в специальные бланки протоколов.

Диагностику антропометрических показателей детей проводит медицинская сестра.  Данные отражают длину и массу тела, окружности груди и головы. Полученные результаты также заносим в специальные бланки протоколов.

Такое обследование и совместное обсуждение результатов позволяет нам детально ознакомиться с характеристикой здоровья каждого ребенка и на протяжении всего дошкольного возраста проследить за динамикой развития основных движений и двигательных качеств у детей.

Мониторинг физического развития в детском саду ежегодно проходят дети с 3 до 7 лет. Он составляется исходя из нормативного и среднего показателей на одного ребенка.

Таким образом, изучение динамики развития двигательных способностей в связи с естественным ростом детей и под влиянием специально организованной двигательной деятельности является важным условием рационального управления процессом физического воспитания дошкольников. Поэтому представляется необходимым продолжать мониторинг физической подготовленности дошкольников, так как он является одним из важных аспектов в организации здоровье сбережения.

Нельзя улучшить свою наследственность. И лично повлиять на уровень здравоохранения. Нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает для себя, целиком зависит от него самого.  

        

Использование литературы: Олонцева Г.Н. «Комплексная диагностика физического развития ребенка». Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье&helli...

Сборник "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ"

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...