ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"
учебно-методический материал на тему
В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»
Сроки: август 2008-декабрь 2015 гг
1 | Разработчик (и) (рабочая группа) | Орловский институт усовершенствования учителей
|
2 | Научный руководитель (или куратор, координатор) | Бочарова Наталья Ивановна – к.п.н., доцент, зав. кафедрой здоровья ребенка, зав. лабораторией оздоровления детей в образовательном процессе НИЦ педагогики и психологии ОГУ Гольдринг Инна Ионовна – методист охраны здоровья, труда и физического воспитания ОО ИУУ |
3 | Юридический адрес | 303031, РФ Орловская область г. Мценск улица Кузьмина, 4
|
4 | Контактные телефоны | Приемная – 55-08-83, факс. 55-08-83. Директор – 55-58-84. |
5 | Адрес электронной почты, официальный сайт в сети Интернет | E-mail: oiuu.orel@gmail.com
|
6 | Базовые образовательные учреждения РИП | Базовые: 1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» г. Орел; 2. Муниципальное образовательное учреждение «Центр развития детский сад № 84» г. Орел;…
Пилотные: -\\ - № 13, № 14 г.Мценск |
|
|
СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ |
7 | Тема (проблема) программы | «Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий» |
8 | Цели | Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в ДОУ. |
9 | Задачи | I. Изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов; II. Изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ: II.1 физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности); II.2 коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.); II.3 адаптационного (в условиях групп раннего возраста, специализированных групп); II.4 лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации, эффекта солевой комнаты); II.5 создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей. III. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции: III.1 деятельности специалистов; III.2 содержания и методов обучения здоровью; IV. Разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ. |
10 | Гипотеза программы | Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников ДОУ в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности |
11 | Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлена программа | - «Закон об образовании» Ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» п.п. 1-4 - «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г., ст.12 - «Конвенция о правах ребенка», ст.26
|
12 | Нормативно-правовое обеспечение программы | Региональный уровень: - Положение «Об организации работы региональных инновационных площадок в системе образования Орловской области» (Приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области № 1591 от 6 сентября 2013 года). - приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 11 сентября 2013г. № 1600 «О работе региональных инновационных площадок в системе образования Орловской области в 2013/2014 учебном году». - приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16.04.2014г. № 537 «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Орловской области». |
13 | Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта | Несмотря на достаточную степень проработанности проблемы оздоровления детей в условиях детского сада, внедрение имеющихся технологий тормозится в силу отсутствия механизма адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения (материальным, организационным, кадровым, природным и иным условиям, определяющим самобытность учреждения). Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей Орловской области, пострадавшей от последствий Чернобыльской аварии, анализ экологических, климатических, а также социально-культурологических и демографических особенностей дают основание для проведения социального исследования. Оно будет направлено на разработку содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений, адекватных вышеперечисленным факторам. Проведение данного исследования предполагает отсроченный экономический эффект и широкую социальную значимость, которые будут обеспечены через снижение количества больничных листков по уходу за ребенком и повышение уровня сформированности культуры здоровья детей, педагогов и родителей. Использование здоровьесберегающих инноваций, направленных на создание новых организационных методов в практике деловых отношений в региональном и межрегиональном образовании. Увеличение эффективности работы образовательных учреждений. Улучшение условий работы, повышение профессионального мастерства участников региональной инновационной площадки. Диссеминация, быстрое и эффективное внедрение инноваций в образовательную среду. Гарантированность проектируемых инноваций через описательный механизм их внедрения. |
14 | Инновационные механизмы, которые будут разработаны в результате реализации программы | - разработка и использование здоровьесберегающих технологий как ресурса для выявления и продвижения регионального инновационного опыта в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях; -оперативный обмен информацией, развитие информационной среды образовательного учреждения через использование сетевых форм взаимодействия; - новые модели и технологии повышения квалификации |
15 | Сроки реализации проекта | 5 лет |
16 | Алгоритм реализации программы: |
ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
|
|
СРОКИ | |
| (август 2008-август 2009гг.) | Диагностико-прогностический: - анализ структуры заболеваемости детей базовых ДОУ; - обоснование специфики мезофакторов, или региональных условий (экологических, демографических, культурологических и др.): - анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обуславливающих специфику содержания экспериментальной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства базовых дошкольных учреждений); - определение направленности коллективных (базовые ДОУ) исследований; - анализ возможностей состава участников эксперимента; - выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию экспериментальной деятельности; - разработка программы эксперимента; - распределение профессиональных обязанностей между участниками эксперимента между базовыми ДОУ и в рамках каждого учреждения.
|
| (сентябрь 2009-август 2013) | Организационно-практический: - разработка концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса и формированию системы здоровьесберегающей деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная задача предполагает изучение научно-теоретических основ изучаемо проблемы, а также опыта организации оздоровления детей в условиях организованного коллектива в России и за рубежом. - проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста, посещающих экспериментальные дошкольные учреждения. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в состоянии здоровья, уровне развития детей, что позволит предпринять в каждом дошкольном учреждении программы и технологии с учетом контингента детей и структуры их заболеваемости; - обоснование и внедрение основных направлений психолого-педагогической и медико-физиологической работы центра, основанных на идее интеграции деятельности всего персонала дошкольного образовательного учреждения, детской поликлиники, родителей, общественности. Создание программы согласованных действий и подписание договоров о сотрудничестве с заинтересованными организациями; - разработка системы и технологий здоровьесберегающей деятельности детей в условиях ДОУ разного вида (комбинированного, компенсирующего, центра развития ребенка, малокомплектного). Описание планируется представить в программно-методическом пособии «Содержание и технология здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения» (авторские программы и технологии). - разработка рекомендаций по применению апробированных технологий в условиях других дошкольных образовательных учреждений.
|
| (сентябрь 2013-август 2014)
| Обобщающий этап: - анализ результатов эксперимент; - создание материалов по обобщению экспериментального опыта; - соотнесение результатов с исходными данными; - интерпретация результатов экспериментальной работы, их оформление; - определение условий, необходимых для функционирования разработанного содержания деятельности в режиме «отчуждаемых» технологий.
|
| (сентябрь 2014-декабрь 2015) | Внедренческий этап: - подготовка и публикация научных статей в сборниках научных трудов НИЦ педагогики и психологии ОГУ; - тиражирование материалов программно-методического характера в издательствах местной и центральной печати; - представление результатов эксперимента на фестивалях науки в ОГУ, региональных ярмарках инвестиций; - выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях и лекториях для родителей; - проведение семинаров и мастер-классов для руководителей ДОУ, области. |
17 | Краткое описание ожидаемых продуктов программы | - постоянно обновляемая страница на сайте ДОУ; - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр; - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим направлениям; - разработка методических, учебно-методических пособий по нетрадиционным технологиям здоровьесбережения; - создание авторской программы коллективом творческой группы по здоровьесбережению; - создание электронной папки с конспектами НОД, досугами, праздниками по здоровьесберегающим направлениям; - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на образовательных порталах, в социальной сети работников образования, журналах, газетах; - участие в неделях науки, организованной ОГУ, факультетом педагогики и психологии; - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.
|
18 | Ожидаемые конечные результаты реализации программы | для педагогов: - конспекты НОД, игр; - методические и учебно-методические пособия, разработки; - разработка авторской программы по валеологии «Познай себя». - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям. - разработка методических пособий по здоровьесберегающим технологиям. - электронная папка с конспектами НОД по здоровьесберегающим технологиям. - информация на сайте ДОУ для педагогов, родителей для детей: - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр; - изготовление оборудования для песочной терапии; для родителей: - групповые и общие родительские собрания - семинары, практикумы - мастер-классы для ООИУУ, ОГУ, педагогов РФ: - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на международном образовательном портале maam.ru, детском образовательном портале kladraz.ru, в социальной сети работников образования nsportal.ru - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.
|
19 | Ресурсное обеспечение программы | Кадровое: - уровень профессиональной компетентности участников инновационной площадки; Методическое:
Материальное: -помещения, оборудование, технические средства ОУ, входящих в РИП; Технологическое: -наличие ИКТ, обеспечивающих инновационно-коммуникационную работу: компьютеры, сканеры, ксероксы, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ЦОР. |
20 | Формы реализации | Для детей: - проведение НОД, совместной и самостоятельной деятельности по здоровьесбережению; - использование дидактических игр, наглядных пособий, оборудования в образовательной деятельности; - проведение Дней Здоровья, Недели здоровья в рамках зимних каникул; - спортивные соревнования с первоклассниками, бывшими воспитанниками ДОУ; Для педагогов: - повышение квалификации в рамках курсов повышения квалификации в ОИУУ; - участие в региональных и проведение муниципальных городских методических объединений, семинаров, мастер-класс; - электронные и печатные публикации (в том числе, сборниках Орловского ИУУ, ОГУ, сайтах Интернет); - разработка аналитических материалов, выступления на педагогических советах, заседаниях ГМО, августовских педагогических чтениях с целью презентация собственного актуального педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий для педагогов образовательного учреждения, города; - саморазвитие, самообобщение опыта эффективности использования современной здоровьесберегающей технологии обучения. Для ОИУУ: - проведение курсов повышения квалификации, региональных семинаров, мастер-классов, публикация учебно-методических пособий, дидактических материалов и иных образовательных продуктов) с целью общения и распространения актуального педагогического опыта по инновационным здоровьесберегающим технологиям и воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ.
|
21 | Системность отчетности по результатам инновационной работы
| Ежегодный отчет по форме 3
Промежуточный отчет
Итоговый отчет |
22 | Мониторинг результативности
| Формы см. в приложении |
Приложение:
Мониторинг:
Форма 3
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1. Количество пропущенных дней в год на одного ребёнка по ОРЗ и ОРВИ:
2007 г - 2009 г. -
2008 г - 2010 г - ……
2. Средний показатель здоровья – (СПЗ)
СПЗ = (1 n1+ 2n 2+ 3n 3+4n 4+5n 5) / Sn , где Индексами 1……5 обозначаются номера групп здоровья,
n1 ……n5 –число детей соответствующей группы здоровья, Sn – общее число детей всех групп здоровья
Таблица №1
Номера групп здоровья |
1 мл. гр |
2 мл гр |
Ср. гр |
Ст.гр |
Подгот.гр |
Всего по ДОУ
| |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2 лог. | 1 | 2 лог. | 1 кл. | ||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)
ПДЗ = (СПЗ 1 – СПЗ 2 / СПЗ 1),где
СПЗ 1 - средний показатель здоровья определённой группы детей
СПЗ 2 – показатель этой же группы детей через год наблюдения.
Таблица №2
Номера групп здоровья |
1 мл.гр. |
2 мл гр |
Ср. гр |
Ст.гр |
Подгот.гр |
Всего по ДОУ
| |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2 лог. | 1 | лог. | 1 кл. | ||
СПЗ 1 (2007 г)
СПЗ 2 (2008 г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПДЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПЗ 1 (2008 г)
СПЗ 2 (2009 г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПДЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПЗ 1 (2009 г)
СПЗ 2 (2010 г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПДЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО):
ПЭО= [ ( N1-N2) / N1] x 100%, где
N1 - число часто болеющих детей, взятых на учёт, N2 –их число через год после оздоровления
Таблица №3
Номера групп здоровья |
1 мл.гр. |
2 мл гр |
Ср. гр |
Ст. гр |
Подгот.гр |
Всего по ДОУ | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2лог. | 1 | 2 лог. | 1 кл. | ||
ЧБД (сент. 2007 г)
ЧБД (июнь 2008 г) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЭО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧБД (сент. 2008 г)
ЧБД (июнь 2009 г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЭО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧБД (сент. 2009 г)
ЧБД (июнь 2010 г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЭО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnaya_innovatsionnaya_ploshchadka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»
Сроки: август 2008-декабрь 2015 гг
1 | Разработчик (и) (рабочая группа) | Орловский институт усовершенствования учителей |
2 | Научный руководитель (или куратор, координатор) | Бочарова Наталья Ивановна – к.п.н., доцент, зав. кафедрой здоровья ребенка, зав. лабораторией оздоровления детей в образовательном процессе НИЦ педагогики и психологии ОГУ Гольдринг Инна Ионовна – методист охраны здоровья, труда и физического воспитания ОО ИУУ |
3 | Юридический адрес | 303031, РФ Орловская область г. Мценск улица Кузьмина, 4 |
4 | Контактные телефоны | Приемная – 55-08-83, факс. 55-08-83. Директор – 55-58-84. |
5 | Адрес электронной почты, официальный сайт в сети Интернет | E-mail: oiuu.orel@gmail.com |
6 | Базовые образовательные учреждения РИП | Базовые: 1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» г. Орел; 2. Муниципальное образовательное учреждение «Центр развития детский сад № 84» г. Орел;… Пилотные: -\\ - № 13, № 14 г.Мценск |
СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ | ||
7 | Тема (проблема) программы | «Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий» |
8 | Цели | Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в ДОУ. |
9 | Задачи | I. Изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов; II. Изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ: II.1 физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности); II.2 коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.); II.3 адаптационного (в условиях групп раннего возраста, специализированных групп); II.4 лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации, эффекта солевой комнаты); II.5 создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей. III. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции: III.1 деятельности специалистов; III.2 содержания и методов обучения здоровью; IV. Разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ. |
10 | Гипотеза программы | Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников ДОУ в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности |
11 | Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлена программа | - «Закон об образовании» Ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» п.п. 1-4 - «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г., ст.12 - «Конвенция о правах ребенка», ст.26 |
12 | Нормативно-правовое обеспечение программы | Региональный уровень: - Положение «Об организации работы региональных инновационных площадок в системе образования Орловской области» (Приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области № 1591 от 6 сентября 2013 года). - приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 11 сентября 2013г. № 1600 «О работе региональных инновационных площадок в системе образования Орловской области в 2013/2014 учебном году». - приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16.04.2014г. № 537 «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Орловской области». |
13 | Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта | Несмотря на достаточную степень проработанности проблемы оздоровления детей в условиях детского сада, внедрение имеющихся технологий тормозится в силу отсутствия механизма адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения (материальным, организационным, кадровым, природным и иным условиям, определяющим самобытность учреждения). Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей Орловской области, пострадавшей от последствий Чернобыльской аварии, анализ экологических, климатических, а также социально-культурологических и демографических особенностей дают основание для проведения социального исследования. Оно будет направлено на разработку содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений, адекватных вышеперечисленным факторам. Проведение данного исследования предполагает отсроченный экономический эффект и широкую социальную значимость, которые будут обеспечены через снижение количества больничных листков по уходу за ребенком и повышение уровня сформированности культуры здоровья детей, педагогов и родителей. Использование здоровьесберегающих инноваций, направленных на создание новых организационных методов в практике деловых отношений в региональном и межрегиональном образовании. Увеличение эффективности работы образовательных учреждений. Улучшение условий работы, повышение профессионального мастерства участников региональной инновационной площадки. Диссеминация, быстрое и эффективное внедрение инноваций в образовательную среду. Гарантированность проектируемых инноваций через описательный механизм их внедрения. |
14 | Инновационные механизмы, которые будут разработаны в результате реализации программы | - разработка и использование здоровьесберегающих технологий как ресурса для выявления и продвижения регионального инновационного опыта в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях; -оперативный обмен информацией, развитие информационной среды образовательного учреждения через использование сетевых форм взаимодействия; - новые модели и технологии повышения квалификации |
15 | Сроки реализации проекта | 5 лет |
16 | Алгоритм реализации программы: | ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ |
СРОКИ | ||
(август 2008-август 2009гг.) | Диагностико-прогностический: - анализ структуры заболеваемости детей базовых ДОУ; - обоснование специфики мезофакторов, или региональных условий (экологических, демографических, культурологических и др.): - анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обуславливающих специфику содержания экспериментальной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства базовых дошкольных учреждений); - определение направленности коллективных (базовые ДОУ) исследований; - анализ возможностей состава участников эксперимента; - выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию экспериментальной деятельности; - разработка программы эксперимента; - распределение профессиональных обязанностей между участниками эксперимента между базовыми ДОУ и в рамках каждого учреждения. | |
(сентябрь 2009-август 2013) | Организационно-практический: - разработка концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса и формированию системы здоровьесберегающей деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная задача предполагает изучение научно-теоретических основ изучаемо проблемы, а также опыта организации оздоровления детей в условиях организованного коллектива в России и за рубежом. - проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста, посещающих экспериментальные дошкольные учреждения. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в состоянии здоровья, уровне развития детей, что позволит предпринять в каждом дошкольном учреждении программы и технологии с учетом контингента детей и структуры их заболеваемости; - обоснование и внедрение основных направлений психолого-педагогической и медико-физиологической работы центра, основанных на идее интеграции деятельности всего персонала дошкольного образовательного учреждения, детской поликлиники, родителей, общественности. Создание программы согласованных действий и подписание договоров о сотрудничестве с заинтересованными организациями; - разработка системы и технологий здоровьесберегающей деятельности детей в условиях ДОУ разного вида (комбинированного, компенсирующего, центра развития ребенка, малокомплектного). Описание планируется представить в программно-методическом пособии «Содержание и технология здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения» (авторские программы и технологии). - разработка рекомендаций по применению апробированных технологий в условиях других дошкольных образовательных учреждений. | |
(сентябрь 2013-август 2014) | Обобщающий этап: - анализ результатов эксперимент; - создание материалов по обобщению экспериментального опыта; - соотнесение результатов с исходными данными; - интерпретация результатов экспериментальной работы, их оформление; - определение условий, необходимых для функционирования разработанного содержания деятельности в режиме «отчуждаемых» технологий. | |
(сентябрь 2014-декабрь 2015) | Внедренческий этап: - подготовка и публикация научных статей в сборниках научных трудов НИЦ педагогики и психологии ОГУ; - тиражирование материалов программно-методического характера в издательствах местной и центральной печати; - представление результатов эксперимента на фестивалях науки в ОГУ, региональных ярмарках инвестиций; - выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях и лекториях для родителей; - проведение семинаров и мастер-классов для руководителей ДОУ, области. | |
17 | Краткое описание ожидаемых продуктов программы | - постоянно обновляемая страница на сайте ДОУ; - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр; - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим направлениям; - разработка методических, учебно-методических пособий по нетрадиционным технологиям здоровьесбережения; - создание авторской программы коллективом творческой группы по здоровьесбережению; - создание электронной папки с конспектами НОД, досугами, праздниками по здоровьесберегающим направлениям; - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на образовательных порталах, в социальной сети работников образования, журналах, газетах; - участие в неделях науки, организованной ОГУ, факультетом педагогики и психологии; - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений. |
18 | Ожидаемые конечные результаты реализации программы | для педагогов: - конспекты НОД, игр; - методические и учебно-методические пособия, разработки; - разработка авторской программы по валеологии «Познай себя». - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям. - разработка методических пособий по здоровьесберегающим технологиям. - электронная папка с конспектами НОД по здоровьесберегающим технологиям. - информация на сайте ДОУ для педагогов, родителей для детей: - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр; - изготовление оборудования для песочной терапии; для родителей: - групповые и общие родительские собрания - семинары, практикумы - мастер-классы для ООИУУ, ОГУ, педагогов РФ: - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на международном образовательном портале maam.ru, детском образовательном портале kladraz.ru, в социальной сети работников образования nsportal.ru - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.
|
19 | Ресурсное обеспечение программы | Кадровое: - уровень профессиональной компетентности участников инновационной площадки; Методическое: Материальное: -помещения, оборудование, технические средства ОУ, входящих в РИП; Технологическое: -наличие ИКТ, обеспечивающих инновационно-коммуникационную работу: компьютеры, сканеры, ксероксы, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ЦОР. |
20 | Формы реализации | Для детей: - проведение НОД, совместной и самостоятельной деятельности по здоровьесбережению; - использование дидактических игр, наглядных пособий, оборудования в образовательной деятельности; - проведение Дней Здоровья, Недели здоровья в рамках зимних каникул; - спортивные соревнования с первоклассниками, бывшими воспитанниками ДОУ; Для педагогов: - повышение квалификации в рамках курсов повышения квалификации в ОИУУ; - участие в региональных и проведение муниципальных городских методических объединений, семинаров, мастер-класс; - электронные и печатные публикации (в том числе, сборниках Орловского ИУУ, ОГУ, сайтах Интернет); - разработка аналитических материалов, выступления на педагогических советах, заседаниях ГМО, августовских педагогических чтениях с целью презентация собственного актуального педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий для педагогов образовательного учреждения, города; - саморазвитие, самообобщение опыта эффективности использования современной здоровьесберегающей технологии обучения. Для ОИУУ: - проведение курсов повышения квалификации, региональных семинаров, мастер-классов, публикация учебно-методических пособий, дидактических материалов и иных образовательных продуктов) с целью общения и распространения актуального педагогического опыта по инновационным здоровьесберегающим технологиям и воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ. |
21 | Системность отчетности по результатам инновационной работы | Ежегодный отчет по форме 3 Промежуточный отчет Итоговый отчет |
22 | Мониторинг результативности | Формы см. в приложении |
Приложение:
Мониторинг:
Форма 3
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1. Количество пропущенных дней в год на одного ребёнка по ОРЗ и ОРВИ:
2007 г - 2009 г. -
2008 г - 2010 г - ……
2. Средний показатель здоровья – (СПЗ)
СПЗ = (1 n1+ 2n 2+ 3n 3+4n 4+5n 5) / Sn , где Индексами 1……5 обозначаются номера групп здоровья,
n1 ……n5 –число детей соответствующей группы здоровья, Sn – общее число детей всех групп здоровья
Таблица №1
Номера групп здоровья | 1 мл. гр | 2 мл гр | Ср. гр | Ст.гр | Подгот.гр | Всего по ДОУ | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2 лог. | 1 | 2 лог. | 1 кл. | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
3. Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)
ПДЗ = (СПЗ 1 – СПЗ 2 / СПЗ 1),где
СПЗ 1 - средний показатель здоровья определённой группы детей
СПЗ 2 – показатель этой же группы детей через год наблюдения.
Таблица №2
Номера групп здоровья | 1 мл.гр. | 2 мл гр | Ср. гр | Ст.гр | Подгот.гр | Всего по ДОУ | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2 лог. | 1 | лог. | 1 кл. | ||
СПЗ 1 (2007 г) СПЗ 2 (2008 г) | |||||||||||||
ПДЗ | |||||||||||||
СПЗ 1 (2008 г) СПЗ 2 (2009 г) | |||||||||||||
ПДЗ | |||||||||||||
СПЗ 1 (2009 г) СПЗ 2 (2010 г) | |||||||||||||
ПДЗ |
- Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО):
ПЭО= [ ( N1-N2) / N1] x 100%, где
N1 - число часто болеющих детей, взятых на учёт, N2 –их число через год после оздоровления
Таблица №3
Номера групп здоровья | 1 мл.гр. | 2 мл гр | Ср. гр | Ст. гр | Подгот.гр | Всего по ДОУ | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 лог. | 1 | 2лог. | 1 | 2 лог. | 1 кл. | ||
ЧБД (сент. 2007 г) ЧБД (июнь 2008 г) | |||||||||||||
ПЭО | |||||||||||||
ЧБД (сент. 2008 г) ЧБД (июнь 2009 г | |||||||||||||
ПЭО | |||||||||||||
ЧБД (сент. 2009 г) ЧБД (июнь 2010 г | |||||||||||||
ПЭО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...
Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье&helli...
Сборник "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ"
В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...
Сборник научно-методических материалов "Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: инновационный аспект"
сборник статей из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий В ДОУ...
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения
Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса -- насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффектив...