ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"
учебно-методический материал на тему

Платонова Валентина Григорьевна

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»

Сроки: август 2008-декабрь 2015 гг

1

Разработчик (и) (рабочая группа)

Орловский институт усовершенствования учителей

 

2

Научный руководитель (или куратор, координатор)

Бочарова Наталья Ивановна – к.п.н., доцент, зав. кафедрой здоровья ребенка, зав. лабораторией оздоровления детей в образовательном процессе НИЦ педагогики и психологии ОГУ

Гольдринг Инна Ионовна – методист охраны здоровья, труда и физического воспитания  ОО ИУУ

3

Юридический адрес

303031, РФ Орловская область г. Мценск улица Кузьмина, 4

 

4

Контактные телефоны

Приемная – 55-08-83, факс. 55-08-83.

Директор – 55-58-84.

5

Адрес электронной почты,  официальный сайт в сети Интернет

E-mail: oiuu.orel@gmail.com

 

http://www.оиуу.рф

 

 

6

Базовые образовательные учреждения РИП

Базовые:

1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

№ 17» г. Орел;

2. Муниципальное образовательное учреждение «Центр развития детский сад № 84» г. Орел;…

 

Пилотные: -\\ - № 13, № 14 г.Мценск

 

 

 

СВЕДЕНИЯ  ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

7

Тема (проблема) программы

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»

8

Цели

Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в ДОУ.

9

Задачи

I. Изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов;

II. Изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

II.1  физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности);

II.2  коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.);

II.3  адаптационного (в условиях групп раннего возраста, специализированных групп);

II.4  лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации, эффекта солевой комнаты);

II.5 создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей.

III. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции:

III.1  деятельности специалистов;

III.2  содержания и методов обучения здоровью;

IV. Разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ.

10

Гипотеза программы

Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников ДОУ в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности

11

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в

основополагающих документах, на решение которых направлена программа

- «Закон об образовании»

Ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» п.п. 1-4

- «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г., ст.12

- «Конвенция о правах ребенка», ст.26

 

12

Нормативно-правовое обеспечение программы

Региональный уровень:

- Положение «Об  организации  работы региональных  инновационных площадок в системе образования Орловской области» (Приказ Департамента  образования и молодежной политики Орловской области № 1591 от 6 сентября 2013 года).

- приказ Департамента  образования и молодежной политики Орловской области от  11 сентября 2013г. №  1600 «О работе региональных  инновационных площадок в  системе  образования Орловской  области в 2013/2014 учебном году».

- приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16.04.2014г. № 537 «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Орловской области».

13

Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Несмотря на достаточную степень проработанности проблемы оздоровления детей в условиях детского сада, внедрение имеющихся технологий тормозится в силу отсутствия механизма адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения (материальным, организационным, кадровым, природным и иным условиям, определяющим самобытность учреждения). Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей Орловской области, пострадавшей от последствий Чернобыльской аварии, анализ экологических, климатических, а также социально-культурологических и демографических особенностей дают основание для проведения социального исследования. Оно будет направлено на разработку содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений, адекватных вышеперечисленным факторам.

Проведение данного исследования предполагает отсроченный экономический эффект и широкую социальную значимость, которые будут обеспечены через снижение количества больничных листков по уходу за ребенком и повышение уровня сформированности культуры здоровья детей, педагогов и родителей.

Использование здоровьесберегающих инноваций, направленных на создание новых организационных методов в практике деловых отношений в региональном  и межрегиональном образовании.

Увеличение эффективности работы образовательных учреждений.

Улучшение условий работы, повышение профессионального мастерства участников региональной инновационной площадки.

Диссеминация, быстрое и эффективное внедрение инноваций в образовательную среду.

Гарантированность проектируемых инноваций через описательный механизм их внедрения.

14

Инновационные механизмы, которые будут разработаны в результате

реализации программы

- разработка и использование здоровьесберегающих технологий как ресурса для выявления и продвижения регионального инновационного опыта  в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях;

-оперативный обмен информацией, развитие информационной среды образовательного учреждения через использование сетевых форм взаимодействия;

- новые модели и технологии повышения квалификации

15

Сроки реализации проекта

5 лет

16

Алгоритм реализации программы:

 

ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

СРОКИ

 

(август 2008-август 2009гг.)

Диагностико-прогностический:

- анализ структуры заболеваемости детей базовых ДОУ;

- обоснование специфики мезофакторов, или региональных условий (экологических, демографических, культурологических и др.):

- анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обуславливающих специфику содержания экспериментальной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства базовых дошкольных учреждений);

- определение направленности коллективных (базовые ДОУ) исследований;

- анализ возможностей состава участников эксперимента;

- выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию экспериментальной деятельности;

- разработка программы эксперимента;

- распределение профессиональных обязанностей между участниками эксперимента между базовыми ДОУ и в рамках каждого учреждения.

 

 

(сентябрь 2009-август 2013)

Организационно-практический:

- разработка концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса и формированию системы здоровьесберегающей деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная задача предполагает изучение научно-теоретических основ изучаемо проблемы, а также опыта организации оздоровления детей в условиях организованного коллектива в России и за рубежом.

- проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста, посещающих экспериментальные дошкольные учреждения. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в состоянии здоровья, уровне развития детей, что позволит предпринять в каждом дошкольном учреждении программы и технологии с учетом контингента детей и структуры их заболеваемости;

- обоснование и внедрение основных направлений психолого-педагогической и медико-физиологической работы центра, основанных на идее интеграции деятельности всего персонала дошкольного образовательного учреждения, детской поликлиники, родителей, общественности. Создание программы согласованных действий и подписание договоров о сотрудничестве с заинтересованными организациями;

- разработка системы и технологий здоровьесберегающей деятельности детей в условиях ДОУ разного вида (комбинированного, компенсирующего, центра развития ребенка, малокомплектного). Описание планируется представить в программно-методическом пособии «Содержание и технология здоровьесберегающей  деятельности дошкольного образовательного учреждения» (авторские программы и технологии).

- разработка рекомендаций по применению апробированных технологий в условиях других дошкольных образовательных учреждений.

 

 

(сентябрь 2013-август 2014)

 

Обобщающий этап:

- анализ результатов эксперимент;

- создание материалов по обобщению экспериментального опыта;

- соотнесение результатов с исходными данными;

- интерпретация результатов экспериментальной работы, их оформление;

- определение условий, необходимых для функционирования разработанного содержания деятельности в режиме «отчуждаемых» технологий.

 

 

(сентябрь 2014-декабрь 2015)

Внедренческий этап:

- подготовка и публикация научных статей в сборниках научных трудов НИЦ педагогики и психологии ОГУ;

- тиражирование материалов программно-методического характера в издательствах местной и центральной печати;

- представление результатов эксперимента на фестивалях науки в ОГУ, региональных ярмарках инвестиций;

- выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях и лекториях для родителей;

- проведение семинаров и мастер-классов для руководителей ДОУ, области.

17

Краткое описание ожидаемых продуктов программы

- постоянно обновляемая страница на сайте ДОУ;

- изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр;

- разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим направлениям;

- разработка методических, учебно-методических пособий по нетрадиционным технологиям здоровьесбережения;

- создание авторской программы коллективом творческой группы по здоровьесбережению;

- создание электронной папки с конспектами НОД, досугами, праздниками по здоровьесберегающим направлениям;

- печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на образовательных порталах, в социальной сети работников образования, журналах, газетах;

- участие в неделях науки, организованной ОГУ, факультетом педагогики и психологии;

- расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.

 

18

Ожидаемые конечные результаты

реализации программы

   для  педагогов:

   - конспекты НОД, игр;

   - методические и учебно-методические пособия, разработки;

   - разработка авторской программы по валеологии «Познай себя».

   - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям.

   - разработка методических пособий по здоровьесберегающим технологиям.

   - электронная папка с конспектами НОД по здоровьесберегающим технологиям.

   - информация на сайте ДОУ для педагогов, родителей

   для детей:

   - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр;

   - изготовление оборудования для песочной терапии;

   для родителей:

- групповые и общие родительские собрания

- семинары, практикумы

    - мастер-классы

  для ООИУУ, ОГУ, педагогов РФ:

   - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на международном образовательном портале maam.ru,  детском образовательном портале kladraz.ru, в социальной сети работников образования nsportal.ru

   - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.

   

19

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое:

- уровень профессиональной компетентности участников инновационной площадки;

Методическое:

 

Материальное:

-помещения, оборудование, технические средства ОУ, входящих в РИП;

Технологическое:

-наличие ИКТ, обеспечивающих инновационно-коммуникационную работу: компьютеры, сканеры, ксероксы, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ЦОР.

20

Формы реализации

Для детей:

- проведение НОД, совместной и самостоятельной деятельности  по здоровьесбережению;

- использование дидактических игр, наглядных пособий, оборудования в образовательной деятельности;

- проведение Дней Здоровья, Недели здоровья в рамках зимних каникул;

- спортивные соревнования с первоклассниками, бывшими воспитанниками ДОУ;

Для педагогов:

- повышение квалификации в рамках курсов повышения квалификации в ОИУУ;

- участие в региональных и проведение муниципальных городских методических объединений, семинаров, мастер-класс;

- электронные и печатные публикации (в том числе, сборниках Орловского ИУУ, ОГУ, сайтах Интернет);

- разработка аналитических материалов, выступления на педагогических советах, заседаниях ГМО, августовских педагогических чтениях с целью презентация собственного актуального педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий для педагогов образовательного учреждения, города;

- саморазвитие, самообобщение опыта эффективности использования современной здоровьесберегающей технологии обучения.

Для ОИУУ:

- проведение курсов повышения квалификации, региональных семинаров, мастер-классов, публикация учебно-методических пособий, дидактических материалов и иных образовательных продуктов) с целью общения и распространения актуального педагогического опыта по инновационным здоровьесберегающим технологиям и воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ.

 

21

Системность отчетности по результатам инновационной работы

 

Ежегодный отчет по форме  3

 

Промежуточный отчет

 

Итоговый отчет

22

Мониторинг результативности

 

 

 

 

Формы см. в приложении

 

Приложение:

 

Мониторинг:

Форма 3

 

 

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

      1.   Количество пропущенных дней в год на одного ребёнка  по ОРЗ и ОРВИ:

                 2007 г  -                                                           2009 г.  -  

            2008 г -                                                            2010 г  - ……

 

2.  Средний показатель здоровья – (СПЗ)

  СПЗ = (1 n1+ 2n 2+ 3n 3+4n 4+5n 5) / Sn , где  Индексами 1……5 обозначаются номера групп здоровья,

n1 ……n5 –число детей соответствующей группы здоровья, Sn – общее число детей всех групп здоровья

Таблица №1

Номера

групп

здоровья

 

1 мл. гр

 

2 мл гр

 

Ср. гр

 

Ст.гр

 

Подгот.гр

 

Всего по

ДОУ

 

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2 лог.

1

2 лог.

1 кл.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 3. Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)

ПДЗ = (СПЗ 1 – СПЗ 2 / СПЗ 1),где

СПЗ 1 - средний показатель здоровья определённой группы детей

СПЗ 2 – показатель этой же группы детей через год наблюдения.

                 Таблица №2

 

Номера

групп

здоровья

 

1 мл.гр.

 

2 мл гр

 

Ср. гр

 

Ст.гр

 

Подгот.гр

 

Всего по

ДОУ

 

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2 лог.

1

лог.

1 кл.

СПЗ 1

(2007 г)

 

СПЗ 2

(2008 г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПДЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЗ 1

(2008 г)

 

СПЗ 2

(2009 г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПДЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЗ 1

(2009 г)

 

СПЗ 2

(2010 г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПДЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

4.      Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО):

             ПЭО= [ ( N1-N2) / N1] x 100%,  где

N1 - число часто болеющих детей, взятых на учёт,  N2 –их число через год после оздоровления

Таблица №3

 

Номера

групп

здоровья

 

1 мл.гр.

 

2 мл гр

 

Ср. гр

 

Ст. гр

 

Подгот.гр

 

Всего по

ДОУ

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2лог.

1

2  лог.

1 кл.

ЧБД

(сент.

2007 г)

 

ЧБД

(июнь

2008 г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧБД

(сент.

2008 г)

 

ЧБД

(июнь

2009 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧБД

(сент.

2009 г)

 

ЧБД

(июнь

2010 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnaya_innovatsionnaya_ploshchadka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

        

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»

Сроки: август 2008-декабрь 2015 гг

1

Разработчик (и) (рабочая группа) 

Орловский институт усовершенствования учителей

2

Научный руководитель (или куратор, координатор)

Бочарова Наталья Ивановна – к.п.н., доцент, зав. кафедрой здоровья ребенка, зав. лабораторией оздоровления детей в образовательном процессе НИЦ педагогики и психологии ОГУ

Гольдринг Инна Ионовна – методист охраны здоровья, труда и физического воспитания  ОО ИУУ

3

Юридический адрес

303031, РФ Орловская область г. Мценск улица Кузьмина, 4

4

Контактные телефоны

Приемная – 55-08-83, факс. 55-08-83.

Директор – 55-58-84.

5

Адрес электронной почты,  официальный сайт в сети Интернет

E-mail: oiuu.orel@gmail.com

http://www.оиуу.рф

6

Базовые образовательные учреждения РИП

Базовые:

1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

№ 17» г. Орел;

2. Муниципальное образовательное учреждение «Центр развития детский сад № 84» г. Орел;…

Пилотные: -\\ - № 13, № 14 г.Мценск

СВЕДЕНИЯ  ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

7

Тема (проблема) программы

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий»

8

Цели

Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в ДОУ.

9

Задачи

I. Изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов;

II. Изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

II.1  физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности); 

II.2  коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.);

II.3  адаптационного (в условиях групп раннего возраста, специализированных групп);

II.4  лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации, эффекта солевой комнаты);

II.5 создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей.

III. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции:

III.1  деятельности специалистов;

III.2  содержания и методов обучения здоровью;

IV. Разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ.

10

Гипотеза программы

Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом их самобытности и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников ДОУ в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности

11

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в

основополагающих документах, на решение которых направлена программа 

- «Закон об образовании»

Ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» п.п. 1-4

- «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г., ст.12

- «Конвенция о правах ребенка», ст.26

12

Нормативно-правовое обеспечение программы

Региональный уровень:

- Положение «Об  организации  работы региональных  инновационных площадок в системе образования Орловской области» (Приказ Департамента  образования и молодежной политики Орловской области № 1591 от 6 сентября 2013 года).

- приказ Департамента  образования и молодежной политики Орловской области от  11 сентября 2013г. №  1600 «О работе региональных  инновационных площадок в  системе  образования Орловской  области в 2013/2014 учебном году».

- приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16.04.2014г. № 537 «Об утверждении порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Орловской области».

13

Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Несмотря на достаточную степень проработанности проблемы оздоровления детей в условиях детского сада, внедрение имеющихся технологий тормозится в силу отсутствия механизма адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения (материальным, организационным, кадровым, природным и иным условиям, определяющим самобытность учреждения). Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей Орловской области, пострадавшей от последствий Чернобыльской аварии, анализ экологических, климатических, а также социально-культурологических и демографических особенностей дают основание для проведения социального исследования. Оно будет направлено на разработку содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений, адекватных вышеперечисленным факторам.

Проведение данного исследования предполагает отсроченный экономический эффект и широкую социальную значимость, которые будут обеспечены через снижение количества больничных листков по уходу за ребенком и повышение уровня сформированности культуры здоровья детей, педагогов и родителей.

Использование здоровьесберегающих инноваций, направленных на создание новых организационных методов в практике деловых отношений в региональном  и межрегиональном образовании.

Увеличение эффективности работы образовательных учреждений.

Улучшение условий работы, повышение профессионального мастерства участников региональной инновационной площадки.

Диссеминация, быстрое и эффективное внедрение инноваций в образовательную среду.

Гарантированность проектируемых инноваций через описательный механизм их внедрения.

14

Инновационные механизмы, которые будут разработаны в результате

реализации программы

- разработка и использование здоровьесберегающих технологий как ресурса для выявления и продвижения регионального инновационного опыта  в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях;

-оперативный обмен информацией, развитие информационной среды образовательного учреждения через использование сетевых форм взаимодействия;

- новые модели и технологии повышения квалификации

15

Сроки реализации проекта

5 лет

16

Алгоритм реализации программы:

ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

(август 2008-август 2009гг.)

Диагностико-прогностический:

- анализ структуры заболеваемости детей базовых ДОУ;

- обоснование специфики мезофакторов, или региональных условий (экологических, демографических, культурологических и др.):

- анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обуславливающих специфику содержания экспериментальной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства базовых дошкольных учреждений);

- определение направленности коллективных (базовые ДОУ) исследований;

- анализ возможностей состава участников эксперимента;

- выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию экспериментальной деятельности;

- разработка программы эксперимента;

- распределение профессиональных обязанностей между участниками эксперимента между базовыми ДОУ и в рамках каждого учреждения.

(сентябрь 2009-август 2013)

Организационно-практический:

- разработка концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса и формированию системы здоровьесберегающей деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная задача предполагает изучение научно-теоретических основ изучаемо проблемы, а также опыта организации оздоровления детей в условиях организованного коллектива в России и за рубежом.

- проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста, посещающих экспериментальные дошкольные учреждения. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в состоянии здоровья, уровне развития детей, что позволит предпринять в каждом дошкольном учреждении программы и технологии с учетом контингента детей и структуры их заболеваемости;

- обоснование и внедрение основных направлений психолого-педагогической и медико-физиологической работы центра, основанных на идее интеграции деятельности всего персонала дошкольного образовательного учреждения, детской поликлиники, родителей, общественности. Создание программы согласованных действий и подписание договоров о сотрудничестве с заинтересованными организациями;

- разработка системы и технологий здоровьесберегающей деятельности детей в условиях ДОУ разного вида (комбинированного, компенсирующего, центра развития ребенка, малокомплектного). Описание планируется представить в программно-методическом пособии «Содержание и технология здоровьесберегающей  деятельности дошкольного образовательного учреждения» (авторские программы и технологии).

- разработка рекомендаций по применению апробированных технологий в условиях других дошкольных образовательных учреждений.

(сентябрь 2013-август 2014)

Обобщающий этап:

- анализ результатов эксперимент;

- создание материалов по обобщению экспериментального опыта;

- соотнесение результатов с исходными данными;

- интерпретация результатов экспериментальной работы, их оформление;

- определение условий, необходимых для функционирования разработанного содержания деятельности в режиме «отчуждаемых» технологий.

(сентябрь 2014-декабрь 2015)

Внедренческий этап:

- подготовка и публикация научных статей в сборниках научных трудов НИЦ педагогики и психологии ОГУ;

- тиражирование материалов программно-методического характера в издательствах местной и центральной печати;

- представление результатов эксперимента на фестивалях науки в ОГУ, региональных ярмарках инвестиций;

- выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях и лекториях для родителей;

- проведение семинаров и мастер-классов для руководителей ДОУ, области.

17

Краткое описание ожидаемых продуктов программы

- постоянно обновляемая страница на сайте ДОУ;

- изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр;

- разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим направлениям;

- разработка методических, учебно-методических пособий по нетрадиционным технологиям здоровьесбережения;

- создание авторской программы коллективом творческой группы по здоровьесбережению;

- создание электронной папки с конспектами НОД, досугами, праздниками по здоровьесберегающим направлениям;

- печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на образовательных порталах, в социальной сети работников образования, журналах, газетах;

- участие в неделях науки, организованной ОГУ, факультетом педагогики и психологии;

- расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.

18

Ожидаемые конечные результаты

реализации программы

   для  педагогов:

   - конспекты НОД, игр;

   - методические и учебно-методические пособия, разработки;

   - разработка авторской программы по валеологии «Познай себя».

   - разработка методических рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям.

   - разработка методических пособий по здоровьесберегающим технологиям.

   - электронная папка с конспектами НОД по здоровьесберегающим технологиям.

   - информация на сайте ДОУ для педагогов, родителей

   для детей:

   - изготовление оборудования, наглядных пособий, дидактических игр;

   - изготовление оборудования для песочной терапии; 

   для родителей:

- групповые и общие родительские собрания

- семинары, практикумы

    - мастер-классы

  для ООИУУ, ОГУ, педагогов РФ:

   - печатные ресурсы: публикации учебно-методических материалов участников экспериментальной площадки в сборниках ОГУ, ООИУУ, на международном образовательном портале maam.ru,  детском образовательном портале kladraz.ru, в социальной сети работников образования nsportal.ru

   - расширение контактов и информационной базы для саморазвития педагогов и развития образовательных учреждений.

   

19

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое:

- уровень профессиональной компетентности участников инновационной площадки;

Методическое:

Материальное:

-помещения, оборудование, технические средства ОУ, входящих в РИП;

Технологическое:

-наличие ИКТ, обеспечивающих инновационно-коммуникационную работу: компьютеры, сканеры, ксероксы, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ЦОР.

20

Формы реализации

Для детей:

- проведение НОД, совместной и самостоятельной деятельности  по здоровьесбережению;

- использование дидактических игр, наглядных пособий, оборудования в образовательной деятельности;

- проведение Дней Здоровья, Недели здоровья в рамках зимних каникул;

- спортивные соревнования с первоклассниками, бывшими воспитанниками ДОУ;

Для педагогов:

- повышение квалификации в рамках курсов повышения квалификации в ОИУУ;

- участие в региональных и проведение муниципальных городских методических объединений, семинаров, мастер-класс;

- электронные и печатные публикации (в том числе, сборниках Орловского ИУУ, ОГУ, сайтах Интернет);

- разработка аналитических материалов, выступления на педагогических советах, заседаниях ГМО, августовских педагогических чтениях с целью презентация собственного актуального педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий для педагогов образовательного учреждения, города;

- саморазвитие, самообобщение опыта эффективности использования современной здоровьесберегающей технологии обучения.

Для ОИУУ:

- проведение курсов повышения квалификации, региональных семинаров, мастер-классов, публикация учебно-методических пособий, дидактических материалов и иных образовательных продуктов) с целью общения и распространения актуального педагогического опыта по инновационным здоровьесберегающим технологиям и воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ.

21

Системность отчетности по результатам инновационной работы

Ежегодный отчет по форме  3

Промежуточный отчет

Итоговый отчет

22

Мониторинг результативности

Формы см. в приложении

Приложение:

Мониторинг:

Форма 3

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

      1.   Количество пропущенных дней в год на одного ребёнка  по ОРЗ и ОРВИ:

                 2007 г  -                                                           2009 г.  -  

            2008 г -                                                            2010 г  - ……

2.  Средний показатель здоровья – (СПЗ)

  СПЗ = (1 n1+ 2n 2+ 3n 3+4n 4+5n 5) / Sn , где  Индексами 1……5 обозначаются номера групп здоровья,

n1 ……n5 –число детей соответствующей группы здоровья, Sn – общее число детей всех групп здоровья

Таблица №1

Номера

групп

здоровья

1 мл. гр

2 мл гр

Ср. гр

Ст.гр

Подгот.гр

Всего по

ДОУ

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2 лог.

1

2 лог.

1 кл.

1

2

3

4

5

         

 3. Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)

ПДЗ = (СПЗ 1 – СПЗ 2 / СПЗ 1),где

СПЗ 1 - средний показатель здоровья определённой группы детей

СПЗ 2 – показатель этой же группы детей через год наблюдения.

                 Таблица №2

Номера

групп

здоровья

1 мл.гр.

2 мл гр

Ср. гр

Ст.гр

Подгот.гр

Всего по

ДОУ

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2 лог.

1

лог.

1 кл.

СПЗ 1

(2007 г)

СПЗ 2

(2008 г)

ПДЗ

СПЗ 1

(2008 г)

СПЗ 2

(2009 г)

ПДЗ

СПЗ 1

(2009 г)

СПЗ 2

(2010 г)

ПДЗ

         

  1. Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО):

             ПЭО= [ ( N1-N2) / N1] x 100%,  где

N1 - число часто болеющих детей, взятых на учёт,  N2 –их число через год после оздоровления

Таблица №3

Номера

групп

здоровья

1 мл.гр.

2 мл гр

Ср. гр

Ст. гр

Подгот.гр

Всего по

ДОУ

1

2

1

2

1

2

3 лог.

1

2лог.

1

2  лог.

1 кл.

ЧБД

(сент.

2007 г)

ЧБД

(июнь

2008 г)

ПЭО

ЧБД

(сент.

2008 г)

ЧБД

(июнь

2009 г

ПЭО

ЧБД

(сент.

2009 г)

ЧБД

(июнь

2010 г

ПЭО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье&helli...

Сборник "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ"

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса -- насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффектив...