Развитие у детей представлений о строении собственного тела
статья (старшая группа)
В понятие «формирование привычки здорового образа жизни входит: и наше привычное привитие культурно-гигиенических навыков, и самообслуживания, и гимнастика, и физкультура, и гигиена.
В образовательной программе есть такой раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Задача в программе поставлена так, чтобы дети не просто механически выполняли все компоненты распорядка дня, а делали это осознанно. Но для этого нужны знания. Знания о себе. Что такое «я»? Из чего я состою? Что помогает быть здоровым, а что вредит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mashina_2.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Она рассказала о том, как знакомила детей со строением собственного тела, продемонстрировала сделанные детьми книжки-самоделки, альбомы с придуманными детьми и родителями загадками о частях тела. Рассказала о том, что сама очень заинтересовалась этой темой, и кроме проведенного занятия открытого будет готовить викторину вместе с родителями. Думает, что знания детей будут полезны и для подготовки к школе и для организации школьной жизни.
В понятие «формирование привычки здорового образа жизни входит: и наше привычное привитие культурно-гигиенических навыков, и самообслуживания, и гимнастика, и физкультура, и гигиена.
В образовательной программе есть такой раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Задача в программе поставлена так, чтобы дети не просто механически выполняли все компоненты распорядка дня, а делали это осознанно. Но для этого нужны знания. Знания о себе. Что такое «я»? Из чего я состою? Что помогает быть здоровым, а что вредит?
В младшей и средней группе, мы давали понятие о человеке, как о живом существе:
- Чем человек видит?
- Чем слышит?
- А как, чем узнает вкус какой-то пищи?
- А чем он чувствует запах?
И вот встали в ряд все наши помощники - глаза, уши, нос, рот, язык, руки.
Проводили с детьми такие игры, как:
- «Узнай на вкус»
- «Определи на ощупь»
- «Что звучит?»
- «Найди по описанию»
Мы учили не только называть правильно части тела, но и как нужно ухаживать за ними:
- мыть руки
- полоскать рот
- причесываться
- правильно одеваться
Особое внимание уделяли одеванию, сбору на прогулку:
- Какая сегодня погода?
- Как нужно одеться?
- Зачем завязывать шарф?
Объясняли детям как это необходимо, чтобы не заболеть, ведь, как прекрасно быть здоровым. И дети отвечали – можно играть, прыгать, лазить по лесенке, а больному только лежать и пить горькое лекарство.
Особое внимание уделяли туалету носа перед прогулкой и сном. Объясняли детям для чего нужно содержать нос в чистоте.
Использовали в работе не только одни объяснения, но и художественное слово. Например:
- Будет мыло пениться – грязь куда-то денется!
- Моем руки быстро-быстро, моем руки чисто-чисто!
- Надо постараться – чисто умываться!
Читали детям произведения К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»; С.Маршака «Девочка –чумазая»; рассматривали книги:
- «Уроки Айболита»
- «Уроки Мойдодыра»
- «Детям о здоровье»
- «Про тебя самого»
Показывали инсценирование: «Зайка простудился» - закрепляли умение пользоваться носовым платком. «Петрушка у Васеньки» (героя нашей группы), где закрепляли правила поведения за столом, о чистоте рук, лица. Такие инсценировки очень нравились детям.
В старшей группе мы уделяли внимание моделям мимики лица, как с их помощью можно определить и настроение человека, и что он съел: кислое, сладкое, или горькое. Повторяли мимику лица. Ведь хорошее настроение – это залог здоровья.
Когда дети перешли в подготовительную группу, то из бесед с детьми я поняла, что знаний о своем теле у детей недостаточно. Я задавала вопросы:
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- А почему мы вам часто говорим «Дышите носом» во время гимнастики, или «Сядь прямо, держи спинку», Или Тщательно пережевывай пищу, не разговаривай во время еды».
Они не могли объяснить. Тогда мы с детьми отправились путешествовать по стране «Здоровье», где были разные остановки. В этом году мы побывали на станциях: «Любознайка», «Угадайка», «Зубы», «Отдыхайка», «Наши помощники».
На станции «Любознайка» познакомили детей с позвоночником, Рассматривали иллюстрации и дети сами прощупывали у себя позвонки, рисовали дорожку на позвоночнике и видели, что она должна быть прямой, а не кривой. Это значит, что сидеть надо прямо и на физкультурных занятиях выполнять упражнения четко.
На остановке «Удивляйка» рассказала детям о зрении, показала схему глаза, а когда дети руками потрогали свои глаза и убедились, что это шарики, то удивленью не было конца. Задавала вопрос:
- Для чего людям брови, ресницы, веки?
Никто не знал, девочки ответили: «Чтобы красить».
Помогает нам путешествовать по стране «Здоровье» доктор Айболит Из книги «Уроки Айболита».
На станции «Ушовичок» дети узнали, что у человека не два уха, а шесть. Сообщала об этом загадочным тоном, чтобы вызвать интерес, и они захотели бы путешествовать дальше.
Закрепили знания на станциях «Повторяйка» и «Угадайка», иногда в форме соревнования.
Знакомя детей со строением своего тела, мы закрепляем правила, которые помогают сохранять здоровье:
- Чистить зубы 2 раза в день
- Полоскать рот
- Мыть руки перед едой, после улицы и посещения туалета.
- Соблюдать распорядок дня.
А что будет, если этого не делать?
Воспитатель продолжает работу над этой интересной темой. Побывали на новых станциях в стране нашего «Здоровья».
Задачи на этот год:
- Сформировать обобщенное представление о человеке, как о живом существе.
- Сформировать представление об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигается и т.д.
- Чем человек отличается от растений и животных.
- Продолжить знакомить с правилами безопасности, о травматических ситуациях дома и на улице.
Для этого педагог внесла в уголок умных книг: энциклопедии, книги. Проводила беседы с детьми о том, как они понимают отдельные слова. Например: легкие - что это? Где они находятся?
Регулярно проводилась работа с родителями, были даны консультации на темы:
- Как заботится об осанке
- Чтобы зубки блестели
- Формирование у детей привычки ЗОЖ.
Были предложены дидактические игры:
- «Полезные привычки»
Были предложены модели:
- Живое – неживое
- Стадии роста человека
- Витамины
Давали задание: расшифруйте эти модели; расскажите о развитии человека; расскажите о пользе витаминов.
А также объявили конкурс на лучшее стихотворение, загадку, кроссворд, плакат.
Родители отнесли с пониманием и интересом, откликнулись, проявили активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития у детей представление о числе.
Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие очисле. Работа по формированию у детей этого понятия ведётся мо мредне группы....
Проект в подготовительной группе "Я и мое тело". Дети познакомятся со строением человеческого тела и функциями всего организма.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)________________...
Проект в подготовительной группе "Я и мое тело". Дети познакомятся со строением человеческого тела и функциями всего организма.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)________________...
Тема: « Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела».
В данном материале освевещены практические упражнения по обогащению словарного запаса у детей 3-4 лет....
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА
Материал из опыта работы...
Презентация " Оценка сформированности представлений о пространстве собственного тела"
Структура пространственных представлений Семаго Н.Я. семаго М.МПробы Хеда"Диагностика пространственных представлений ребенка" Семаго Н.Я. семаго М.МКритерии оценки...
Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"
Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"...