Методика организации и проведения занятий детским фитнесом с дошкольниками
статья (подготовительная группа)

Сергеева Елена Васильевна

Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативноправовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_detskogo_fitnesa.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения занятий детским фитнесом с дошкольниками

Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативноправовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

 Одной из задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа. Основной задачей данной работы является организация здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

К современным оздоровительнопрофилактическим методикам организации и проведения занятий относится детский фитнес.

В последние годы наметилась тенденция развития различных направлений детского фитнеса. Специалисты осознали, что занятия для детей – это не копирование занятий для взрослых; у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно-обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога.

Направления фитнеса, которые сегодня становятся популярными в той или иной мере, появились на основе традиционных и нетрадиционных (модернизированных и стилизованных) форм и средств оздоровительной физической культуры, которые возникли на разных этапах развития физической культуры и в дальнейшем были дополнены инновационными оздоровительными технологиями. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами, телефонами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, и как следствие – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. Главная задача взрослых – создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей, в том числе средствами фитнеса. Результаты научных исследований в сфере фитнеса убеждают в проявлении большого интереса специалистов к фитнес-культуре, ее проблематике, ценностям, нормам и идеалам, а также к концепции развития детского фитнеса.

Детский фитнес – это одно из современных направлений оздоровительной гимнастики, которое представляет собой синтез музыки, ритмических движений, элементов акробатики, игровых видов спорта, общеразвивающих упражнений. Детский фитнес улучшает физическое состояние организма и его психоэмоциональное состояние, развивает физическую и умственную работоспособность, удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности. Детский фитнес создает условия для проявления разносторонней двигательной активности на основе интеграции динамических,  двигательных рефлексов с сознательно контролируемыми движениями,  формирует ответные реакции на внешние воздействия (сопротивление, растягивание, сокращение, расслабление), связи между схемами движений с эмоциональными и познавательными психическими процессами и поведением; умением слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту, выражать свои эмоции в спортивных и танцевальных композициях.

Основными задачами детского фитнеса являются:

• познание и реализация возможностей ребёнка в соответствии с его способностями в любом из предлагаемых направлений детского фитнеса, открытие спортивных талантов;

• привитие интереса к своему физическому развитию и регуляция физического состояния;

• профилактика заболеваний различных систем организма и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, массы тела;

 • приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие творческих способностей ребёнка;

• расширение функциональных возможностей организма, выработка потребности заниматься физическими упражнениями и повышение интереса к занятиям физической культурой; • приобщение к здоровому образу жизни;

• развитие психомоторных способностей и повышение уровня физической подготовленности.

Популярность детского фитнеса растет быстрыми темпами, однако ощущается острая недостаточность научно-обоснованного методического сопровождения и планирования содержания занятий в работе с детьми разного возраста. Детский фитнес определяют как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровления детей  средствами современных фитнестехнологий.

 Классификация детских программ:

  • По цели: оздоровительные, коррекционные, лечебно-профилактические, развивающие, спортивно-ориентированные и комплексные фитнес-программы.
  • По возрасту: для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями; для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший, подготовительный);  для детей школьного возраста (младший, средний, старший).
  • По использованию предметов и оборудования. К ним относятся программы: без предметов;  с предметами (скакалка, мяч, гантели, эспандеры, нудлы и др.);  на специальных снарядах (степы, фитболы).
  • По направленности использования средств. Они делятся на: игровые, коррекционные, гимнастическо-атлетические, танцевальные, с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств, циклические.
  • В зависимости от возраста детей, программы детского фитнеса классифицируют для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями, для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший), для детей школьного возраста (младший, средний, старший).

На современном этапе фитнес-технологии можно представить семью группами (Е. Г. Сайкина). Именно на этих направлениях оздоровительной физической культуры базируются и возникают различные фитнес-технологии.

К первой группе фитнес-технологий относятся оздоровительные системы, имеющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, цигун), а также восточные боевые искусства (каратэ, ушу, айкидо и др.). К данной группе относятся такие программы как «Karate-kids», «Boks», «детское кудо» и др.

 Ко второй группе фитнес-технологий относятся разного рода авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как: дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, система Пилатес, калланетика и другие (Pilates kids, yoga-kids и др.).

В третью группу можно объединить различные оздоровительные системы, которые строятся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традиционных (например: шейпинг, аэро-фитнес, изотон и др.). К данной группе относятся программы: Afro kids, Junior fit, Dance kids.

К четвёртой группе относятся новые формы двигательной активности: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.

К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать следующие программы и технологии: танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.

Шестая группа представлена циклическими видами, среди которых: оздоровительная ходьба, оздоровительное плавание, велосипед, тренажёрные устройства и др.

 К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.

При проведении занятий детским фитнесом необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1. При проведении занятий детским фитнесом необходимо методически правильно организовывать вводную, основную и заключительную части занятия. В вводной части занятия (она составляет 10-15% от продолжительности всего занятия) необходимо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке. В основной части занятия (70-80% от продолжительности занятия) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, воспитания воли, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% от продолжительности занятия) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.

2. На занятии детским фитнесом следует рационально регулировать нагрузку. Дозировка объёма и интенсивности физических упражнений достигается определённым количеством повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных методов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.

3. Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма достигается также тщательной дозировкой физических упражнений, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимых санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнении упражнений

4. Надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользящую обувь.

5. Начинать с простых упражнений и исходных положений, постепенно переходя к более сложным, решая задачу создания «мышечного корсета» и улучшения качества управления движениями. Следить за те

6. Избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов. Чрезмерные движения (на уровне анатомического барьера подвижности) увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов. Интенсивное напряжение мышц может вызывать нарушение вертебро-базилярного кровообращения.

 7. При выполнении упражнений лёжа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в исходном положении лёжа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.

8. При выполнении упражнений лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперёд-назад, что связано с усилением шейного лордоза и появлением симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей.

9. Упражнения на силу обязательно должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление. При интенсивной физической нагрузке недопустима резкая остановка: это может привести к головокружению и даже к потере сознания, к так называемому гравитационному шоку.

10. Недопустим резкий переход от бега к упражнениям, выполняемым в вертикальном положении – это может вызвать неблагоприятную реакцию организма в период быстрого роста, особенно у детей со слабой физической подготовленностью, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в первую очередь сердечно-сосудистой системы.

11. Не рекомендуется резко менять интенсивность выполнения и характер упражнений – переход должен быть плавным. В связи с этим в конце занятия следует выполнять заминку: например, после прыжков и подскоков перейти к выполнению базовых шагов классической аэробики.

Фитбол-гимнастика – одно из направлений фитнес-гимнастики, которое включает в себя разнообразные упражнения, выполняемые со специальным гимнастическим мячом – фитболом. Выполнение упражнений на фитболах позволяет достичь оздоровительного эффекта, поскольку они воздействуют не только на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, но и способствуют развитию двигательных способностей, оказывают благотворное влияние на психоэмоциональное состояние занимающихся.

 Степ-аэробика – это танцевальная аэробика, которая проводится на специальных платформах, называемых «степами», выполнение упражнений на которых способствует расширению функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивает активность обменных процессов в организме детей, расширяет диапазон их двигательной активности, улучшает координацию, мышечную память, пространственную ориентацию, вестибулярную устойчивость и т.п.

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, связок и сухожилий, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря использованию игрового  стретчинга увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подверженными травмам и дольше сохраняющими работоспособность. Стретчинг снижает напряжение мышц, одновременно повышая их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.

Занятия на тренажерах проводятся с использованием гимнастических роллеров, велотренажёров, беговых дорожек, мини-батутов, способствуют совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию общей выносливости и работоспособности, стимулируют развитие физических качеств в процессе выполнения разнообразных двигательных действий со спортивным инвентарем и на спортивном оборудовании.

Логоритмика представляет собой сочетание физических упражнений с одновременным произношением звуков и четверостиший, которые развивают координацию движений, речь и дыхание детей. Разные направления детского фитнеса повышают двигательную активность детей, формируют двигательные умения, расширяют словарный запас, повышают умственную и физическую работоспособность.

В настоящее время в работу с детьми активно внедряются различные современные виды спорта –чирлидинг и фитнес-аэробика.

Чирлидинг – спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Чирлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

Фитнес-аэробика – сложно-координационный командный вид спорта с работой преимущественно аэробно-анаэробного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Методика организации и проведения занятий физической культуры на воздухе в детском саду.

Физкультурные занятия  являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большо...

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

ВЫБОР ИГР. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, врем...

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками зависит от физического и умственного развития детей, от состояния здоровья, времени года, места проведения, а также интересов д...

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетел...

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

laquo;Методика организации и проведения занятий по аппликациив старшей группе детского сада» 1. Организация занятий с учетом возрастных особенностейдетей старшей группы   Особенн...