Статья "Берегите стопы!" Профилактика, коррекция и лечение плоскостопия в ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Трачук Вероника Николаевна

В этой статье мы обсудим одну из актуальных и часто встречающихся проблем у детей дошкольного и школьного возраста – проблему плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода.

По данным разных авторов плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. Следует отметить, что наша стопа выполняет ряд важных функций - таких, как

опорная;

рессорная (амортизационная);

двигательная;

балансировочная.

В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обеспечивают несколько механизмов:

Физиологические изгибы позвоночника;

Межпозвонковые диски;

Продольный и поперечный своды стоп.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья

Берегите стопы!

Профилактика, коррекция и лечение плоскостопия

        

Подготовила

Трачук Вероника Николаевна

Санкт-Петербург

2022

Одной из важных задач как специалистов, так и родителей, является формирование правильной осанки и стоп у детей. Костно-мышечная система – депо практически всех элементов Периодической системы Менделеева и индикатор состояния внешней среды, а дети, как известно, наиболее ранимая возрастная категория к неблагоприятным воздействиям окружающей среды ( это и загрязнение воздуха и качество продовольствия и состав питьевой воды). Экологическое неблагополучие нередко является причиной различных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Не случайно уже более 25 лет в США, Японии, Германии и других странах с высоким уровнем развития промышленности, получила свое развитие новая отрасль педиатрии – экологическая педиатрия, изучающая влияние среды обитания матери и ребенка на состояние их здоровья.

Изменение качественного или количественного состава микроэлементов в организме ребенка, вызывает различные нарушения, так, например недостаток марганца приводит к нарушению формирования скелета, дефицит фтора – к вальгусным деформациям голени и стоп, кальция - к кариесу зубов и пр. Нарушения опорно-двигательного аппарата под воздействием неблагоприятных факторов могут прогрессировать и приобретать хроническое течение, при этом техногенная интоксикация изменяет минеральный обмен в костной ткани растущего организма ребенка.

Не случайно В.И.Садофьева, изучая рентгенограммы костной системы детей в научно-исследовательском институте детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера еще в конце 90-х годов выявила 4 группы изменений в костно-мышечной системе детей за последние 10 лет:

Увеличивается частота и тяжесть большинства ортопедических заболеваний, частота пороков развития костей;

Возрастают дистрофические изменения опорно-двигательного аппарата, выявляется ранний остеохондроз позвоночника;

Растет число переломов костей, вызванных неадекватно малой травмой, что связано с остеопенией костной ткани детей (уменьшением плотности, снижением содержания кальция в костях);

Замедляются темпы созревания скелета, нередко у детей «костный» возраст отстает от паспортного.

Систематические занятия физическими упражнениями для таких детей имеют исключительное значение, так как одним из эффективных средств элиминации ксенобиотиков (выведения тяжелых металлов, радиоактивных элементов и других вредных веществ) является использование различных реабилитационных физкультурно-оздоровительных технологий.

В этой статье мы обсудим одну из актуальных и часто встречающихся проблем у детей дошкольного и школьного возраста – проблему плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода.

По данным разных авторов плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. Следует отметить, что наша стопа выполняет ряд важных функций - таких, как

опорная;

рессорная (амортизационная);

двигательная;

балансировочная.

В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обеспечивают несколько механизмов:

Физиологические изгибы позвоночника;

Межпозвонковые диски;

Продольный и поперечный своды стоп.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренний свод с отведением переднего отдела стопы. Плосковальгусная деформация стоп нередко является следствием рахита у детей раннего возраста (1-3 лет), а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) чаще наблюдается продольное плоскостопие без выраженного вальгусного компонента с постепенным уменьшением степени плоскостопия. Тип стопы, так же, как и тип осанки, формируется к школе (к 7 годам), в связи с чем дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависят плавность и легкость походки.

В образовании сводов стоп важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей, но также согласованная работа мышц голени и стопы. У детей, по сравнению со взрослыми, на стопе больше развита подкожно-жировая клетчатка, поэтому до 3 лет уплощение сводов стоп является физиологическим и не требует лечения.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, перегрузка стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь.

Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушений осанки.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль в ногах усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают. При плосковальгусной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «X», появляются болевые точки:

на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

на тыльной поверхности стопы;

под лодыжками;

в мышцах голени, вследствие их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

в области поясницы.

Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. В вопросах профилактики должны принимать участие врачи, педагоги и родители.

Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо гармоническое физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).

Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:

обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;

обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;

быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;

соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев;

каблук должен быть невысоким (2-4см.) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона таза и соответственно к нарушению осанки с искривлением позвоночника).

До пяти лет рекомендуется носить ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп важно:

не носить мягкую обувь, например, валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носком;

не носить обувь на голую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.

В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.

Главное в профилактике плоскостопия—хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимнастики и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период ростовых сдвигов, т. е. во время формирования опорно-двигательного аппарата.

Первостепенное внимание необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать, чтобы не вызывать местного нарушения кровообращения. Вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «навырост», что вызывает потертости и портит походку. Обувь без каблука или, наоборот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, так как центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.

Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, супинаторы используются в периоды длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

Анатомо-функциональное изменение строения нижних конечностей продолжается в течение 10-12 лет, поэтому коррекция деформаций стоп в этот период возможна, но оптимальна она в возрасте 4-7 лет.

В домашних условиях можно периодически проводить курс лечения в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-45°С) и холодной (16-20°С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд ноги то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, мы не только тренируем мышцы и сосуды нижних конечностей, но достигаем еще и закаливающего эффекта.

Особенно важно систематически выполнять специальные гимнастические упражнения для формирования сводов стоп.

Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках,

ходьба на наружном своде,

ходьба «гусиным шагом»,

ходьба на носках в полуприседе,

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,

ходьба на носках с высоким подниманием бедер,

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,

ходьба по ребристой доске,

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,

ходьба по наклонной плоскости на носках,

ходьба по бревну на носках,

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,

танцевальные шаги на носках,

ходьба по набивным мячам.

Упражнения в исходном положении стоя:

приподнимание на носках вместе и попеременно,

перекат с пятки на носок и обратно,

полуприсед и присед на носках,

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,

присед, стоя на гимнастической палке,

полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,

присед, стоя на медицинболе,

балансировка, стоя на мяче.

Упражнения в исходном положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно,

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно,

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой,

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание,

сед по-турецки,

подгребание пальцами матерчатого коврика,

перебрасывание друг другу мячей ногами.

Упражнения в исходном положении лежа:

лежа, оттягивание носков,

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно,

лежа, поочередное приподнимание пяток от опоры,

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга — отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы,

лежа, круговое движение стоп,

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги,

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках,

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя,

лежа, плавание стилем «кроль».

Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.

Наряду, с лечением плоскостопия, важно дать больным некоторые советы и рекомендации по профилактике летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию. Кататься на велосипеде, плавать, зимой кататься на лыжах. Из видов спорта заниматься плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму. Носить рациональную обувь. Воспитывать навык правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках. Тогда ваш ребенок будет здоров и не будет иметь никаких деформаций стоп.

доктор медицинских наук, профессор Потапчук А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия.

Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия....

Картотека гимнастики для стоп (профилактики плоскостопия)

Интересная гимнастика для стоп  в стихах...

Проект "Здоровье начинается со стопы. Профилактика плоскостопия в детском саду. "

Проект "Здоровье начинается со стопы. Профилактика плоскостопия в детском саду. " ...

Упражнения дя стоп - профилактика плоскостопия

Формирование и укрепление мышц свода стопы...

Упражнения для стоп - профилактика плоскостопия

Упражнения для стоп - профилактика плоскостопия...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП  - ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выпол...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП - ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выпол...