"Роль физической культуры в детском саду: эффективные методы и технологии формирования здорового образа жизни в ДОУ"
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №26
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
Н. Н.Захарова, инструктор по физической культуре.
"Роль физической культуры в детском саду: эффективные методы и технологии формирования здорового образа жизни в ДОУ"
Из опыта работы
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагога заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые формы и методы работы с родителями.
Наш детский сад, учреждение недавно открывшееся, возрастной ценз педагогов 30 лет, достаточно много молодых специалистов, которые в рамках новых требований ищут актуальные, новые, современные, формы работы с родителями.
Цели и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677).
В соответствии с ФГОС следует, что такое направление как «работа с родителями» превращается во «взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО» (п. 2.11). В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Наше ДОУ работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания».
Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.
Ребенок приходит в ДОО из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка.
Для меня, как инструктора по физической культуре важно, чтоб дети, поступившие в детский сад росли крепкими, здоровыми, успешными и в физических показателях. Могли заботиться о своем здоровье, уметь применять полученные навыки в жизни.
Наша задача, как педагогов - помочь родителям воспитанников создать такую пространственную среду, в которой ребёнку будет уютно, комфортно, где он сможет раскрыться, проявить свой индивидуализм, как личность.
Для успешного сотрудничества был проведен мониторинг, через который можно было выявить заинтересованность родителей к той или иной области сотрудничества. Анализ анкет показал,
- Оценка Оздоровительной работы ДОУ -100% хорошо
- Ваше отношение к обучению физкультуре – 100% хорошо (занятия важны)
- Какие вопросы физического воспитания Вас интересуют? – 50% плоскостопие, кружковая работа-10%
- Какие формы мероприятий для Вас наиболее эффективны? -80% -досуги, туристические походы, 8% беседы, 12%-семинары-практикумы.
Исходя из вышеизложенных показателей взаимодействия с семьями воспитанников, поставила перед собой
Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:
- . Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- . Установить доверительные партнёрские отношение.
- . Развивать различные формы сотрудничества совместного и индивидуального подхода к детям, через родительский авторитет.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей успешного сотрудничества, и доверительных отношений я изучила необходимую педагогическую литературу, электронные источники по данной теме. На совете ДОУ ознакомила родителей с годовым планом работы детского сада, проинформировала об актуальных задачах воспитания и обучения на текущий год, о возможностях детского сада в решении этих задач.
Взаимодействие детского сада и семьи - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла, поэтому в своей работе я стараюсь не упустить этот важный момент с поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.
По взаимодействию с семьями воспитанников использую принцип индивидуального подхода:- консультации по темам:
«Возрастные особенности дошкольников»,
«Как провести замечательный выходной всей семьей»,
«Особенный ребенок»;
«Игры выходного дня с пользой для здоровья»
Использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
. Наглядно-информационные
- тематические стенды, изменяющиеся помесячно новой информацией.
- на информационном стенде «Здоровей-ка» подобран материал для общего ознакомления со спортивной жизнью детей в детском саду; вывешиваются рекомендации по закаливанию; безопасному пребыванию ребёнка в детском саду. Коллективные формы:
-семинары-практикумы:
- тренинги;- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- консультации с участием медицинской сестры, и других узких специалистов (учителя - логопеда, педагога-психолога). Рекомендую родителям и их воспитанникам обратиться за консультацией медико- педагогическую комиссию ДОУ;
- мини-собрания - круглый стол
- педагогический брифинг - педагогическая гостиная - устные педагогические журналы - педагогическая библиотека для родителей
-исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Мною совместно с родителями были реализованы проекты:
- «Мы-туристы», «Спортивный лабиринт», «Весёлое многоборье», «Квест - игры», «Лето чудная пора», «Олимпийские надежды» и многие другие.
Активно родители включились в реализацию проекта «Навстречу спорту».
Систематически проявляют инициативу в участии различных конкурсов, откликаются и становятся инициаторами выставок о спорте, оформлении стенгазет на спортивную тематику.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
При данной форме организации устанавливаются теплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем это позволяет проще налаживать с родителями контакты, предоставлять педагогическую информацию. К данной группе форм относятся проведение таких традиционных совместных праздников и досугов:
- «Встреча Нового года»,- «Рождественские забавы»,
- «Масленица»- «Праздник мам»,- «Лучший папа»,
- «Папа, мама, я — дружная семья»,- «Праздник урожая» и др.
-Вечер взаимодействия « Росточки»
Не обойтись и без спортивных развлечений:
-семейные Олимпийские игры;
-дни именинников совместно с родителями,
«Весёлое многоборье» и др. Родители стали помощниками в разработке брошюр-буклетов: Предупреждения о терроризме», «Безопасность на дороге», «Осторожно бродячие собаки» и многие другие.
Такие вечера помогли создать эмоциональный комфорт пребывания ребёнка в детском саду, сближение участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников педагогического процесса: участвуют в составлении сценариев, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т. д. Организую родителей к участию в совместных туристических походах на природу, лужайку, сквер.
Внедрила в практику «Весёлые старты» в микросоциуме Привокзального микрорайона. Успешно, на протяжении 2-х лет проходят мероприятия с участием родителей, педагогов и детей на территории нашего дошкольного учреждения. Гостями - участниками неоднократно были дошкольные учреждения: №№ 2, 21, 46, 56.
Совместно с родителями успешно проходят народные гуляния: Широкая Масленница, Рождественские колядки, тематические спортивные праздники, развлечения и досуги. Привлекаю родителей к посильной помощи в создании предметно-развивающей среды спортивного зала: помощь в изготовлении Дорожек здоровья, игр - забав для младших дошкольников, игровых модулей, по предупреждению плоскостопия, пособий для занятий с детьми на свежем воздухе спортивными играми и упражнениями. Продуктом летнего проекта «Лето красное» - стало участие родительского сообщества в оборудовании Экологической дорожки здоровья на территории спортивной площадки детского сада.
В результате проделанной работы на сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями:
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, инструктора по физической культуре,
- создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания - появился интерес к содержанию образовательного процесса, - улучшилась психолого-педагогическая грамотность родителей,
-прослеживается тенденция родителей к систематическому занятию спортом совместно с детьми.
- повысилась культура межличностных взаимодействий детей
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с участниками воспитательно-образовательного процесса.
При планировании своей работы с родителями использую различные интернет ресурсы, литературу, изучаю опыт педагогов из других городов, сама активный пользователь соц. сетей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Современные технологии формирования здорового образа жизни"
Актуальной задачей физического воспитания, -говорится в Конвенции дошкольного воспитания, -является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста...
Презентация "Применение пальчиковой гимнастики, как одной из технологий формирования здорового образа жизни"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья наших детей. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новы...
Конспект НОД познавательное развитие (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы. «Мы играем и решаем» Технология формирования здорового образа жизни
Цель: Привлекать детей к активному здоровому образу жизни, , развивать смекалку, находчивость, уверенность в своих силах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. «Что. Где. Когда» Технология формирования здорового образа жизни
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, о значении правильной осанки для человека, развивать смекалку,...
Технологии формирования здорового образа жизни
Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»....
Технологии формирования здорового образа жизни
Здоровьесберегающие образовательные технологии...
Опыт организации Дней здоровья в детском саду как способа приобщения детей к здоровому образу жизни
По определению ВОЗ, здоровье- это… (слайд) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатковЗдоровье – одна из ...