Технологии формирования здорового образа жизни
презентация
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья . Факторы, от которых зависит состояние здоровья : генетические особенности организма, передающиеся от родителей, отношение к собственному здоровью на протяжении всей жизни и внешние условия (социальное положение, экология, условия труда и т. д.) .
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ научить использовать полученные знания в повседневной жизни :
Здоровьесберегающие технологии целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога ребёнка и родителей педагога и родителей
Комплексная работа образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни представляет собой: сотрудничество с педагогами, сотрудничество с родителями , работа с детьми по здоровьесбережению .
Сотрудничество с педагогами пополнение их собственных теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии; теории и методике физического воспитания, гигиене и др.; овладение и внедрение в практику оздоровительных технологий в области физического и психического здоровья; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.
Сотрудничество с родителями проведение теоретико-практических консультаций по вопросам оздоровления (закаливания, двигательной активности, питания); круглых столов, дней открытых дверей, практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья» и др.; выполнение совместных долгосрочных и краткосрочных проектов на тему здорового образа жизни ; выпуски фотогазет и других мероприятий.
Работа с дошкольниками формирование представлений об организме человека (о строении собственного тела) , осознание ценности своей и ценности жизни другого человека ; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни . на привитие навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; формирование оптимистического миро- и самоощущения; воспитание уважения к жизни другого человека , умение сочувствовать, сопереживать; формирование навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Подвижные и спортивные игры Релаксация Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Занятия в на свежем воздухе Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Коррекционные технологии Арт-терапия:сказкотерапия , песочная терапия, изотерапия , игротерапия , музыкотерапия, Су-Джок терапия
Подвижные игры Одним из самых оптимальных способов развить выносливость, ловкость, смекалку, координацию движений и двигательную активность у детей являются подвижные игры. Легкие или сложные, однообразные или разнообразные движения – это, в принципе, не так важно. Все они позволяют в игровой форме вовлечь в работу все мышцы малышей, тем самым способствуя их нормальному росту, развитию опорно-двигательного аппарата, формированию здоровой осанки, а также общему укреплению организма.
Релаксация Учит детей расслабляться; Способствует концентрации внимания; Помогает снять напряжение; Снимает возбуждение.
Динамические паузы это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников ? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.
Гимнастика пальчиковая Способствует овладению навыкам мелкой моторики; Помогает развивать речь; Повышает работоспособность коры головного мозга; Развивает психические способности: мышление, память, воображение; Снимает тревожность.
Достоинства пальчиковой гимнастики Способствует активизации речевых центров в головном мозге. Способна развивать умения и навыки малыша подражать взрослым, вслушиваться в их речь и концентрироваться на ней. Упражнения создают хорошую эмоциональную атмосферу. Ребенок научается сосредотачивать свое внимание и оптимально распределять его. Способна развивать практически все психические познавательные процессы.
Основная цель — тренировка мышц органов зрения. Специально разработанные комплексы упражнений призваны: успокоить нервную систему ребёнка; помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения; облегчить глазкам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть; замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма. Гимнастика для глаз
Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз; Укрепляет мышцы глаз; Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) . Достоинства гимнастики для глаз детям
Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы в легочной ткани; Улучшает дренажную функцию бронхов; Восстанавливает нарушенное носовое дыхание ; Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения ; Повышает общую сопротивляемость организма .
Проблемно – игровые и коммуникативные игры Игра – символический язык для самовыражения, способ организации своего опыта и личного мира. Использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Чаще применяется в детском возрасте для стабилизации психического здоровья детей и снятия негативных проявлений личности: агрессии, тревожности, замкнутости и др. Терапия отреагирования (Д.Леви) – свободная игра и введение в стрессогенной ситуации. Терапия отношений (Д.Тафт, Ф.Аллен) – лечебная сила эмоциональных отношений. Недирективная терапия ( К.Роджерс , В.Эксклайн , Г. Лэндрет ) – стремление к наиболее полному проявлению и самореализацияи ребёнка.
Принципы организации игры: Погружение - восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определённого пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре или в виде эмоционально реагирующей аудитории. Равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей. Принятие чувств и переживаний детей, предоставлять права им выбирать темы для игры, распределять роли, в том числе и роли взрослых. Спонтанность и импровизация – подразумевает динамизм, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия.
Организующее начало - это определённый распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а также создание в ней определённых направлений (психолого-педагогической ориентации). Условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее полное игровое перевоплощение , но делающее его обязательным. Эмоциональное отреагирование – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов. Перемена (чередование ) ролей – позволяет проверить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; активно формирует умение принимать и проигрывать роли, что является средством достижения более адекватной социализации ребёнка.
Арт –терапия Особая форма коммуникации клиента и психотерапевта в символической форме ( рисование, лепка, аппликация и др.) Свойства арт-терапии : Помогает выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме; Облегчает выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов; Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые являются неприемлемыми; Способствует установлению позитивных отношений с психологом и друг с другом; Усиливает ощущение собственной личности и ценности; Позволяет сублимировать негативную энергию в творчество.
Психотеррапевтические – направлены на прояснение глубинного смысла происходящих событий, помогают посмотреть на происходящее с другой стороны, изменить отношение, направлены на личностный рост; Медитативные – направлены на снятие психоэмоционального напряжения, создание лучших моделей взаимоотношений. Здесь важно мягкое освещение, музыка, удобная поза. К распространённым методикам сказкотерапии относятся: анализ сказки; пересказ сказки от лица любого героя в своей интерпретации; продолжение сказки; сочинение сказки. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»
В настоящее время существует два направления арт-терапии : Искуство рассматриваеся как самостоятельное лечебное средство; Роль искуства преуменьшается, оно рассматривается как средство психотерапии и может сочетаться с другими методами и приёмами.
Сказкотерапия Использование сказки для лечения и разрешения личностных и межличностных проблем, расширение знаний о мире, образование связей между сказочным событием и поведением в реальной жизни, процесса активизации ресурсов, потенциала личности. Виды сказок: Художественные – созданы мудростью народа и авторские истории; Дидактические – «упаковка» учебного материала, одушевление цифр, букв, звуков; Психокоррекционные – «замещение» неэффективного стиля поведения на более эффективный стиль, а также объяснение смысла происходящего;
Песочная терапия Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Способствовует развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности. Развивает тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей. Развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь. Развивает любознательность, интерес ребенка к экспериментальной деятельности. Достоинства песочной терапии
Музыкотерапия Повышает иммунитет детей; Снимает напряжение и раздражительность; Снимает головную боль; Восстанавливает спокойное дыхание.
Су-Джок терапия Воздействует на биологически активные точки организма; Стимулирует речевые зоны коры головного мозга; Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом; Развивает мелкую моторику рук; Развивает память, внимание, связную речь.
Достоинства Су – Джок : Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Индивидуальные или групповые? с помощью индивидуальных подвижных игр у детей можно выработать упорство, лидерские качества, здоровое желание быть лучше остальных; групповые игры научат детей взаимовыручке, товариществу и сплоченности; любые игровые мероприятия для детей создают благоприятные условия для социальной адаптации их личности в будущем, которая пока только формируется; подвижные игры просто разнообразны, увлекательны и чрезвычайно интересны.
Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
презентация на тему "Современные технологии формирования здорового образа жизни"
Актуальной задачей физического воспитания, -говорится в Конвенции дошкольного воспитания, -является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста...
Презентация "Применение пальчиковой гимнастики, как одной из технологий формирования здорового образа жизни"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья наших детей. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новы...
Конспект НОД познавательное развитие (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы. «Мы играем и решаем» Технология формирования здорового образа жизни
Цель: Привлекать детей к активному здоровому образу жизни, , развивать смекалку, находчивость, уверенность в своих силах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. «Что. Где. Когда» Технология формирования здорового образа жизни
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, о значении правильной осанки для человека, развивать смекалку,...
Технологии формирования здорового образа жизни
Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»....