Формирование у детей дошкольного возраста потребности в активной двигательной активности через повышение мотивации к здоровому образу жизни
материал

НиколаеваЕленаАнатольевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_zozh.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙСАД «ПИРАМИДКА» Р.П. ТАТИЩЕВО ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

« Формирование у детей

дошкольного возраста потребности в активной двигательной активности через повышение мотивации к здоровому образу жизни»

                                                                           

Подготовила: воспитатель

МДОУ  «Детский сад «Пирамидка»

р.п. Татищево Татищевского муниципального района

Саратовской области

Николаева Е.А.

р.п. Татищево

2022 г.

                                                     

                                                           «Принцип здорового образа жизни, принцип

                                                          оптимальных физических нагрузок, человек

                                                       должен усваивать как элементы культуры

в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем

                                                      - еще раньше, в семье, в детском саду…»

Н. М. Амосов

   

     Начать свое выступление мне бы хотелось с некоторых высказываний о здоровье.

     Аристотель (греческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции)

«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

     Н. М. Амосов (советский и украинский учёный-медик, торакальный кибернетик, писатель) – слова в эпиграфе.

      Разные времена, разные люди, а мысль одна – если хочешь сохранить здоровье – двигайся.

     Википедия дает такие определения здоровья и здорового образа жизни.

     Здоро́вье у человека — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

     Здорóвый óбраз жи́зни (ЗОЖ) — образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний (НИЗ) путём контроля над поведенческими факторами риска. Принципы образа жизни обычно закладываются в молодом возрасте, поэтому для формирования здорового образа жизни важным является формирование здорового образа в этом возрасте — привычки, сформировавшиеся в молодости, зачастую сохраняются и во взрослой жизни.

     В последнее время вызывают огромный интерес во всем мире процессы, связанные с развитием двигательной активности детей дошкольного возраста. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) отмечает, что «проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения здоровья
населения в целом…»

     ВОЗ рекомендует :

     В течение суток детям в возрасте 1-2 лет рекомендуется:

  • в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, включая физическую активность умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше;

     В течение суток детям в возрасте 3-4 лет рекомендуется:

  • в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, из которых не менее 60 минут – умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше;
  •       В 1 -4 года рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше.

     Детям и подросткам в возрасте 5-17 лет рекомендуется:

  • уделять физической активности средней и высокой интенсивности не менее 60 минут в день на протяжении всей недели, в основном с аэробной нагрузкой.
  • уделять минимум 3 раза в неделю время для аэробной физической активности высокой интенсивности, а также тем ее видам, которые укрепляют скелетно-мышечную систему.
  • Следует ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа, особенно перед экраном в развлекательных целях.

      Таким образом, мы видим, физическая активность – один из основных компонентов здорового образа жизни, а здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка.

     Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность, особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому, именно на этапе дошкольного возраста, приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье,  любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.    

     Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример, пример родителей.

      Для повышения мотивации детей, здоровьесберегающие технологии обучения должны быть основаны на:

возрастных особенностях познавательной деятельности детей;

вариативности методов и форм обучения;

оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

использовании наглядности и различных форм представления информации;

создании эмоционально благополучной атмосферы.

     Двигательная активность, конечно, присутствует в большом объеме у детей всех возрастных групп, но для того, чтобы добиться задач по сохранению и укреплению здоровья детей, она должна быть еще и хорошо организована.

     Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

     Формирование потребности в двигательной активности через повышение мотивации  к  здоровому образу жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

     В нашем дошкольном образовательном учреждении, конечно, уделяется большое внимание работе по развитию двигательной активности у детей, формированию здорового образа жизни, а именно:

1. Во всех группах запланированы мероприятия в рамках тематической недели «В здоровом теле. Здоровый дух».   

2. Проводятся беседы по ЗОЖ , например, в старших группах – это «Что такое здоровый образ жизни», «Красивая осанка», «Витамины», «Правила гигиены».

3. Темы некоторых занятий также посвящены здоровьесбережению. Пример: старшая группа, Ознакомление с окружающим миром «Здоровье ребёнка.» «Письма заболевшим детям».  

3. Созданы хорошие условия для развития двигательной активности в рамках проведения занятий по физической культуре, музыкальных занятий, динамических пауз, развлечений.

4. Как мы увидели на прошедшем педсовете и семинаре-практикуме , наши воспитатели используют в своей работе и технологии сохранения и стимулирования здоровья, и технологии обучения здоровому образу жизни, и коррекционные технологии.

5. Занятия с детьми кроме воспитателей, музыкального работника и инструктора по физической культуре, проводят психолог и логопед.

6. Тщательная подготовка, интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, радостная атмосфера мероприятий, игры, соревнования, мотивируют детей, способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников.

     Для себя я определила некоторые проблемы, на которые мне необходимо обратить внимание в своей работе:

1. Необходимость приведения занятий, мероприятий по здоровому образу жизни в систему.

2. Поиск новых эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.

3. Поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.

4. Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.

5. Формирование картотеки по здоровьесберегающим технологиям.

6. Изучение опыта работы коллег по теме здоровьесбережения.

     Примеры заданий для развития интереса к двигательной активности, здоровому образу жизни.

Формирование правильной осанки

1. Дотянись до ладошки.

Цель: Формирование стереотипа правильной осанки.

В положении стоя, не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладони над головой (1см).

2. Игра "Канатоходцы".

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст - 4-7 лет.

На полу раскладывается веревка - это цирковой кант. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:

Мы ребята - акробаты,

Смело ходим по канату,

Прямо, боком, с поворотом,

И, закрыв глаза, с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком.

Профилактика плоскостопия

1.  «Йог»( сесть, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты).

Скрестив ноги,  мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели.

Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх).

 И о чем-то все мечтали.

(Повторить упражнение, сменив ноги.)

2. «Ежик» (сесть на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.)

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать.

(Выполнить то же другой ногой.)

Гимнастика для глаз

1. «Весёлая неделька»

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

2. Цветотерапия

Цветной круг ( и другие картинки для глаз, показ)

Самомассаж

Массаж головы

1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.

5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

Упражнения для развития чувств, ощущений, внимания

Упражнение «Изучаем себя»

Задаем ребенку вопрос:

-чем ты ходишь?

-чем ты рисуешь?

-чем ты дышишь?

-чем ты слышишь?

-чем ты видишь?

Давайте назовем все части нашего тела. Начинаем с головы и заканчиваем пальчиками ног.

Дидактические игры

1. «Кто быстрее»

Цель: систематизировать знания детей о различных видах спорта Воспитание интереса к спорту, желание им заниматься.

Игровые действия: К детям приходит кукла доктора Гантелькина, приносит картинки с разными видами спорта. Дети встают в круг. Гантелькин предлагает показать детям знакомые им виды спорта при помощи мимики и движений. По очереди дети встают в центр круга и показывают  задуманный вид спорта. Если дети в кругу отгадают, ребенок получает картинку от Гантелькина.

Материал: кукла доктора Гантелькина, картинки с различными видами спорта.

2.«Закончи предложение»

Цель: Формировать умение понимать  причинные связи между поведением и следствием. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью.

Игровые действия: воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду есть много сладкого, то…», «Если зарядку буду делать каждый день, то…», «Если будешь есть фрукты немытыми, то…»,

 «Буду заниматься спортом, чтобы…».

Материал: мяч.

     Вывод:

     Ж.Тиссо говорил: «Движение как таковое может заменить по своему действию любое, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

     Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе заставляет педагогов ДОУ искать все новые и новые формы и средства здоровьесберегающей деятельности, поскольку предъявляются высокие требования к физической и умственной работоспособности, эмоционально-волевой выносливости подрастающего поколения, соответствовать которым могут только здоровые люди.

                   

                         

Используемые источники

http://ext.spb.ru/site/1444-2012-07-22-13-17-59.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/07/09/obrazovatelnaya-oblast-fizicheskoe-razvitie-v-ramkah-vvedeniya?ysclid=lb6r8gg01o22377656

https://research-journal.org/archive/5-95-2020-may/analiz-sostoyaniya-zdorovya-sovremennyx-shkolnikov?ysclid=lb6rdy5v2b903641898

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/03/24/faktory-i-prichiny-snizheniya-urovnya-zdorovya-detey?ysclid=lb6rehhdet596021507

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/30/prezentatsiya-sistema-raboty-po-formirovanie-zdorovogo?ysclid=lb6qv25pcd962319455

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/02/02/zozh-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-istochnik?ysclid=lb6qs8j0el42350183

https://nczd.ru/wp-content/uploads/2022/12/2022-12-01.pdf?ysclid=lb6runvyvb632936146

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity

https://infourok.ru/tema-sozdanie-polozhitelnoj-motivacii-dlya-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-detej-4120442.html?ysclid=lb6si2vvkv519628892

http://ds111penza.ru/metodicheskaja-kopilka/705/

https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1821429.htm

https://shalajko.jimdofree.com/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F/

https://stavsad77.ru/2021/09/29/%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85-%D1%82/

https://ru.wikipedia.org/

https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/4?ysclid=lb993bz9o0851517043

https://infourok.ru/formirovanie-potrebnosti-v-dvigatelnoy-aktivnosti-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-2109444.html

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrigiruyushhaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html?ysclid=lb9bbiz88y49953971

https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-pedsovete-sozdanie-polozhitelnoi-motivaci-dlja-formirovanija-zozh-detei.html

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dvigatelnoy-aktivnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-novye-zdorovieformiruyuschie-tehnologii/viewer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»

Доклад из опыта работы «Формирование  у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни  через музыкальную деятельность»...

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...

Двигательная активность детей средней группы как способ реализации здорового образа жизни.

Двигательная активность, физическая культура и спорт эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового обр...

Перспективный план работы по формирование и развитие необходимых представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни у детей раннего возраста в играх-занятиях 2-я младшая группа.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ     безопасного поведения в быту, социуме, природе....

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)

Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни через квест-игру «Мы здоровая семья!» с частичным применением дистанционных заданий.

Копирование текста запрещено!Вылегжанина Маргарита НазаровнаКрасноярский край г. Иланский, МБДОУ «Иланский детский сад №7»Инструктор по физической культуре...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни через систему краткосрочных образовательных практик различной направленности.

формирование у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем, сохранение и укрепление здоровья детей....