Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Тараканова Наталья Викторовна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровье — это вершина,

которую каждый должен покорить сам».

Восточная мудрость

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  1. Занятия физкультурой, прогулки.
  2. Проведение закаливающих процедур.
  3. Рациональное, здоровое питание.
  4. Соблюдение правил личной гигиены.
  5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.
  6. Формирование понятия «не вреди себе сам».
  7. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.

Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно, в силу специфики своей деятельности и возможностей, несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста», я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель:

Формирование у детей основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения, ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

  1. Формирование у детей представления о строении собственного тела, назначении органов.
  2. Формирование представлений о необходимости заботы о своем здоровье.
  3. Формирование у детей основ рационального питания.
  4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
  5. Систематически осуществлять весь комплекс оздоровительных мероприятий по закаливанию детского организма в ДОУ.
  6. Прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
  7. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать.
  8. Формировать умение обращаться с опасными для здоровья предметами.
  9. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
  10. Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.

                             Срок реализации: 1 год (2022– 2023 учебный год).

Работа проводится в течение года по следующим направлениям:

-работа с детьми;

     -взаимодействие со специалистами (мед.сестра ДОУ, инструктор по физической культуре,);

-работа с родителями;

Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.

В процессе работы используются методические приемы: рассказы воспитателя; беседа с детьми; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия (по плану); музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); закаливающие процедуры; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Перспективный план работы с детьми на 2022-2023 учебный год.

Сроки реализации

Мероприятия, деятельность, организационная форма

Предполагаемый продукт (результат)

Комментарии

В течение года

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой

Составление плана. Подбор дидактического и наглядного материала.

Сентябрь

«Питание и здоровье»

Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).

Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.

Диагностика, направленная на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ.

1.Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты. 

2.Советы доктора Здоровая Пища.

3.Пальчиковые игры. 

4 Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.    

 5.Русская народная сказка «Репка».

 6 Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»     

7.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.  

 8.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи».    

 9.Дидактические игры: «Наполни баночку витаминами».                                                                 

Октябрь

«Питание и здоровье»

Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.

Ознакомить с правилами питания.

Продолжать знакомить с полезными продуктами







1.Аппликация на тему: «Осенний урожай».

2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.

3.Учим золотые правила питания:

 а) не переедать;

 б) есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу;

 в) тщательно пережевывать, не глотать;

 г) перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.

4. Обсуждение с детьми «Законов питания».

5.Практическая часть занятия «Посадка лука».

Ноябрь

«Чистота и здоровье»

Гигиена тела:

-уход за руками, лицом, ушами.

Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.

Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.

Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.

Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.



1.Беседа - как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.

2.Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.

3.Проведение опытов

4.Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.

5. «Сказка о микробах».

6.Игры: «Угадай-ка», «Найди правильный ответ»,

7.Чтение стихотворений «Как у нашей Катеньки…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая», «Про мимозу».

8.Беседа-зачем человеку зубная щетка.

9. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».

10. Рекамендации родителям.

11. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал».

Декабрь

Январь

«Здоровье и болезнь»

Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.

Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.

Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации



1.Беседы по теме данного раздела.

2.Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь».

3.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».

4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы».

5. Экспериментирование «Растаявший снег».

6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».

7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

8.Загадки о микробах.

9.Консультации для родителей о профилактике заболеваний.

Февраль

Март

 

«Физкультура и здоровье»

Рассказать о пользе физической подвижности.

Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.

Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом.


1.Беседа по теме.

2.Утренняя гимнастика.

3.Оздоровительный бег.

4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».

5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».

6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».

7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».

8.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».

10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора» (для осанки).

12.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».

Апрель

Май

«Здоровье и окружающий мир»

Особенности жизни в большом городе.

Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).

Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.

Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.

Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях (защита от пыли, шума, палящего солнца).

Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.

Продолжать знакомить детей с растениями.

Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.

Подведение итогов

1.Беседы по теме.

2.Дать задание родителям - во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.

3.Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.

4.Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.

5.Беседа «Растения в городе».

6. Игра «Холодно-жарко».

7.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».

8.Стихи про растения.

9.Загадки о растениях.

10. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».

 

  

  Литература:

1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М.: Школьная Пресса, 2006г.;

5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

8.Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»...

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...

Презентация. Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Формирование навыков здорового образа жизниу детей младшего дошкольного возраста...

Презентация для родителей на тему «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна         из главных наших задач, как родителей, так и          п...