ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ «НЕБОЛЕЙ-КА»
методическая разработка

Программа «Неболей-ка» имеет  физкультурно-оздоровительную направленность и разработана  как  вспомогательная  программа  к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой   в  муниципальном бюджетном дошкольном  образовательном учреждении детский сад № 16 г. Лысково Нижегородской области.

Данная  программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с медицинским работником детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка, определением групп здоровья и необходимостью укрепления здоровья  часто болеющих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neboleyka_programma.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г. Лысково Нижегородской области

Принята педагогическим советом          Заведующий__________И.А.Ляликова

от__________________№______       «____»________________20____г.

ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

«НЕБОЛЕЙ-КА»

Разработчик

Мерлушкина Нина Александровна,

воспитатель

Лысково

2022

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..…….3

Актуальность  ……………………………………………..……….......................4

Новизна………………………………………………………………..…………...5

Цель   ………………………………………………………..…………….…….....5

Задачи  ………………………………………….………….……...........................5

Методы и приёмы…………………………………………………….…...…........6

Форма проведения занятий……………………………………………………….7

Основные направления коррекционной работы……………………….....……..7

Срок реализации………………………………………………………..…….…...8

Прогнозируемый (ожидаемый) результат ………………………………….…...8

Формы подведения итогов реализации  программы……………………..……..8

Материально – техническое обеспечение……………………………...…..........7

Структура проведения занятий с подгруппой, индивидуально………………..8

Содержание деятельности с детьми…………………………….…………….. ..9

Мероприятия для родителей………………………………………..……..........15

Результативный блок……………………………………………........................16

Заключение………………………………………………………………….........16

Литература…………………………………………………………….....………17

Приложение…………………………………………………………….…..........18


Пояснительная записка

Программа «Неболей-ка» имеет  физкультурно-оздоровительную направленность и разработана  как  вспомогательная  программа  к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой   в  муниципальном бюджетном дошкольном  образовательном учреждении детский сад № 16 г. Лысково Нижегородской области.

Данная  программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с медицинским работником детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка, определением групп здоровья и необходимостью укрепления здоровья  часто болеющих детей.

Программа разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитание нравственно, духовно и физически здорового ребенка.

Факторы для реализации программы в дошкольном учреждении:

  1. Созданы условия для укрепления здоровья воспитанников (физкультурный зал, спортивный инвентарь, пособия, взаимодействие педагогов ДОУ т.д.)
  2.  Наличие инструктора по физической культуре;
  3. Заинтересованность родителей в оздоровлении ребенка.

Программа разработана с учетом возраста детей, их физического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

      Программа состоит из комплексов самомассажа, общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики,  упражнений на профилактику плоскостопия, бесед о здоровом образе жизни и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Актуальность

             Профилактика заболеваний часто болеющих детей является одной из самых актуальных в дошкольном учреждении. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сохранить здоровье ребенка и сформировать у дошкольника   навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребенок тем более. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека.   Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления.

    Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. В соответствии с ним формируется группа для эффективного оздоровления и оказания помощи родителям в воспитании ослабленных и часто болеющих детей. Отбор ЧБД осуществляет педиатр и медицинская сестра ДОУ. Акцент по укрепление здоровья нами сделан на детей младшего, среднего возраста, так как дети, приходящие в дошкольное учреждение уже ослаблены в силу ряда причин (врожденные, по причине незнания родителями и другие) и следует с раннего возраста прививать у детей интерес к своему здоровью.

Новизна

Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в использовании как традиционного, так и нетрадиционного материалов для занятий с детьми, ориентированных на профилактику простудных заболеваний у детей нашего детского сада, также в подборе индивидуальных форм оздоровления для каждого ребенка.

 Цель:

      Развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям через комплекс мероприятий в ДОУ и через  формирование у воспитанников и их родителей ответственности по сохранению собственного здоровья.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Формирование правильного дыхательного акта (его глубины, ритма).
  2. Стимуляция дренажной функции бронхов.
  3. Улучшение функции дыхания.
  4. Тренировка правильного носового дыхания.
  5. Улучшение подвижности грудной клетки, диафрагмы.
  6. Укрепление мышц лица, а также мышц верхних и нижних конечностей.
  7. Формирование навыков рациональных сочетаний дыхания и движений.
  8. Формирование правильной осанки.
  9. Развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата.
  10. Проведение закаливающих процедур (в помещении, на воздухе).

     Образовательные:

1. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.

3. Развитие внимания, выдержки, быстроты реакции, координации движений, равновесия.

4. Развитие умений заниматься с физкультурными пособиями, оборудованием для дыхательных упражнений.

5. Обучение элементарным приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.

6. Формирование представлений  о соблюдении ЗОЖ, укреплении здоровья.

    7.  Осознанное отношение к своему здоровью детей и их родителей.

Воспитательные:

   1. Воспитание интереса к оздоровительным занятиям.

2.  Воспитание доброжелательности по отношению друг к другу.

Методы и приёмы:

               В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический  метод: выполнение упражнений  с соблюдением их правильного и точного выполнения, творческие задания.

Форма проведения занятий

        Содержание программы ориентировано на детей, имеющих отклонения в здоровье, не имеющих  противопоказаний  к  занятиям физкультурой, с учётом рекомендаций медиков.
         
Ведущей формой организации профилактических мероприятий являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, учет  индивидуальных особенностей детей, результативность в усвоении материала может быть разной.  Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.

  Дозировка  упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от  3-4  раз на этапе разучивания упражнений до 8-10 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.  Один комплекс рассчитан на один месяц.  Всего 9 комплексов.

  Основные направления коррекционной  работы:

1. Первичная диагностика детей:

медицинской сестрой детского сада в начале учебного года  проводится первичная диагностика детей младшего дошкольного возраста с целью выявления отклонений в здоровье детей (выявление часто болеющих детей).

2.   Мониторинг здоровья детей данной группы.

  3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4. Организация работы с родителями:

  Срок реализации – 1 год.


Прогнозируемый (ожидаемый) результат

  • дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.
  • улучшение  функции дыхания.
  • формирование правильного носового дыхания.
  • повышение качества выполнения физических упражнений.
  • сформированность осознанной потребности в выполнении  упражнений самостоятельно в домашних условиях.


Формы подведения итогов реализации  программы:  

  • диагностика физического развития детей.
  • анализ медицинским работником изменений заболеваемости данными детьми.
  • НОД с показом для родителей воспитанников  различных дыхательных упражнений.
    Структура проведения занятия с подгруппой детей

Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с вводной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.
Вводная часть по продолжительности занимает 3 минуты. Используется для подготовки организма к возрастающей нагрузке.

Задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе.

2. Задачи  педагогического  аспекта -  формирование  у  детей  умение  выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.
          Для решения   этих  задач    в   подготовительной    части   используются   различные
средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, самомассаж.
Основная часть занятия занимает 12-15 минут. Используется для реализации методики лечебной (дыхательной)  гимнастики и содержит следующие задачи:
1. Тренировочное воздействие на организм.

2. Решение общих и специальных задач, запланированных на занятие.

Для решения этих задач в основной части занятия используются  различные дыхательные упражнения, выполняемых с различных исходных положений (стоя, сидя), общеразвивающие упражнения, подвижные игры, традиционное и нетрадиционное оборудование.

Заключительная часть занимает 3-5 минут. Используется для постепенного снижения физической нагрузки путем применения простейших физических упражнений.

Основными  ее  задачами  являются:

  1. подготовка организма детей к предстоящей деятельности,
  2. подведение итогов данного занятия.
               В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния, упражнения на профилактику плоскостопия.

Индивидуальная деятельность - подбирается комплекс дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений на формирование стопы; инвентарь и оборудование; методы и приемы из предложенных мероприятий для подгруппы детей.

Закаливающие мероприятия: проведение мероприятий с детьми в проветренном помещении, чаще на свежем воздухе в облегченной одежде ; хождение босиком по дорожкам разной поверхности; купание в бассейне в летний период.

Содержание деятельности с детьми

Месяц

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Сентябрь

Комплекс упражнений №1

Показать приемы выполнения саммомассажа и дыхательной гимнастики.

Улучшить функции дыхания, через правильное носовое дыхание.

Формировать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений. Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям.

Стульчики, воздушные шарики, мячи среднего размера по числу детей.

Обучение самомассажу и дыхательной гимнастики (комплекс №1).

Различные виды ходьбы, бега.

Дыхательные упражнения «Часики», «Лови комара», «Помаши крыльями как петух», «Высокие и низкие деревья», «Дровосек», «Кошечка», надувание воздушных шариков, «Игра в мяч».

Игра «По ровненькой дорожке», «Бабочка».

Октябрь

Комплекс упражнений №2

 Умение выполнять элементарный самомассаж. Тренировать  правильное носовое дыхание.

Развивать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений.

Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.

Ребристая доска, канат, фишки - ориентиры.

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №1.

Ходьба в колонне, с высоким подниманием коленей, прыжки на 2-х ногах, легкий бег.

Дыхательные упражнения «Часики», «Петушок», «Дудочка», «Каша кипит», «Паровозик», «Веселый мячик», «Гуси».

Игра «Мы осенние листочки».

Ходьба по ребристой доске, между предметами

Ноябрь

Комплекс упражнений №3

Показать новый способ самомассажа.

Улучшать подвижность грудной клетки.

Тренировать правильное носовое дыхание, укреплять мышцы лица.

Укреплять своды стопы. Воспитывать умение согласованно действовать в коллективе.

Фишки – ориентиры, бумажные листки, ленточки, обручи малого диаметра, мешочки с песком по числу детей в группе, массажеры для стоп, массажные коврики.

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №2.

Ходьба в колонне, на носках, в полуприседе, между предметами.

Легкий бег под музыку.

Дыхательные и ОРУ «К плечам», «Ворона», «Жук летит», «Аист», «Журавль», «Коршун», «Потянись», «Спрятались», сдувание листков с поверхности, «Подуй на свои листочки».

Игра «Веселая карусель», «Попади в обруч». Упражнения на массажерах для ног, ходьба по массажным коврикам.

Декабрь

Комплекс упражнений №4

Расширять знания о профилактике простудных заболеваний.

 Формировать ритмичный выдох.

Способствовать увеличению силы дыхательных мышц.

Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.

Ленточки по числу детей для п/и, гимнастическая скамейка.

Построение в колонну. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей. Легкий бег.

Дыхательные упражнения «Часики», «Петушок», «Гномики проснулись», «Гномики делают зарядку», «Паровозик», «Деревья качаются», «Дровосек», «Каша кипит», «Водокачка», «Самовар», «Дуем на одуванчик», «Комарики», «Убиваем комариков».

Игра «Ловишки с ленточкой».
Ходьба по гимнастической скамейке.

Январь

Комплекс упражнений №5

Показать  игровой массаж по методике А.Уманской и К.Динейки.

Умение  дышать через нос, укрепляя диафрагму легких.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, положительный эмоциональный настрой к себе и окружающим.

Воздушные шарики, массажные коврики, су - джок.

Упражнения в ходьбе с выполнением движений рук по команде. Ходьба с перешагиванием через предметы. Прыжки. Бег.

Игровой массаж (по методике А. Уманской и К. Динейки): «Найди и покажи свой носик», «Помоги носику собраться на прогулку», «Носик гуляет», «Носик балуется», «Носик нюхает приятный запах», «Носик поет песенку», «Погреем носик», «Носик возвращается домой».

Дыхательные упражнения «Куры», «Самолет», «Насос», «Большой и маленький дома», «Жук».

Игра «Кто быстрее?»

Ходьба обычная, на носках, на пятках, ходьба на высоких четвереньках «Слоники», по массажным коврикам.

Февраль

Комплекс упражнений №6

Содействовать профилактике плоскостопия.

Развивать и совершенствовать органы дыхания.

Совершенствовать ловкость и координацию движений при выполнении дыхательных упражнений.

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Кусочки ваты скатанные в шарики по числу детей, мыльные пузыри, гимнастические палки, воздушные шарики, массажные коврики, игрушка.

Построение в шеренгу, колонну. Проверка осанки. Ходьба в колонне. Бег с ускорением и замедлением.

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики №2.

Дыхательные упражнения: «Птицы кричат», « В лесу», «Веселая пчелка», «Бревно пилить», «Вырастим большими», «Сердитый ежик», «Лягушки прыгают», «Ватные шарики», надувание мыльных пузырей.

Профилактика плоскостопия (упражнение с гимнастической палкой).

Игра «Чей шарик быстрее?», «Найди и промолчи».

Ходьба по массажным коврикам.

Март

Комплекс упражнений №7

Умение правильно дышать при выполнении упражнений.

  Способствовать увеличению силы дыхательных мышц.

Развивать мышечную силу и координационные способности.

Воспитывать желание быть здоровым;  потребность к выполнению физических упражнений

Гимнастическая скамейка, мячи среднего размера по числу детей, мыльные пузыри, «Вертушки», стойки, гимнастическая палка, дорожки здоровья.

Построение в шеренгу, перестроение в колонну. Обычная ходьба, с высоким подниманием коленей. Бег «Самолетики».

Комплекс точечного массажа №3. Дыхательные упражнения: произношение звуков и слогов на выдохе, «Косец», «Маленькие – большие», «Сдуть листок бумаги», «Часы», «Семафор», «Летят мячи», «Трубач», «Вертушки», надувание мыльных пузырей.

Подлезание под скамейку, подтягивание на руках вдоль скамейки.

Игра «Лягушки и цапля».

Перешагивание через палку на высоте 30 см.

Ходьба по дорожкам здоровья.

Апрель

Комплекс упражнений №8

Умение пользоваться сухой мочалкой для массажа.

Содействовать профилактике плоскостопия.

Развивать и совершенствовать органы дыхания.

Воспитывать инициативность.

Мыльные пузыри, вертушки, массажеры, гимнастические палки, дорожки здоровья, мочалка

Построение в шеренгу, в круг. Ходьба и бег по кругу со сменой направления.

Комплекс самомассажа №3.

Дыхательные упражнения «Потягушки», «Пузырики», «Говорилка», «Самолетик», «Курочки», «Нососик», «Пружинка», «Каша кипит», «Регулировщик», «Гуси летят», «Воробушки-попрыгунчики», «Вертушки», надувание мыльных пузырей.

Упражнения с массажерами для ног, гимнастическими палками. Ходьба по дорожкам здоровья.

Май

Комплекс упражнений №9

Способствовать увеличению силы дыхательных мышц.

Формировать глубокий ритмичный вдох и выдох.

Укреплять мышцы лица.

Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки.

Воспитывать привычку здорового образа жизни.

Стаканы с водой и трубочками по числу детей. Воздушные шарики. Маска «Щука» для подвижной игры. 2 стойки с воздушным шариком. Ребристая доска, кубики 10-12 штук. Косички 8 штук.

Построение в шеренгу, перестроение в колонну. Ходьба «Лисички», «Мишка», «Петушок». Оздоровительный бег.

Дыхательные упражнения: «Дует ветерок», «Коровка», «Цветок распускается», «Аист», «Пчелка», «Вертолет», «Грибок», «Хлопушка», «Бульканье», надувание воздушных шариков, звуковые дыхательные упражнения «Тракторист», «Стрельба», «Фейерверк».

Игра «Караси и щука», «Подпрыгни и подуй».

Ходьба по ребристой доске, змейкой между кубиками, прыжки через косички.

Мероприятия с родителями

Сентябрь

Консультация «Профилактика простудных заболеваний через комплекс дыхательной гимнастики». Анкетирование «Ваш ребенок»

Октябрь

Досуг «Поиск клада»

Ноябрь

Памятка для родителей «Правила выполнения самомассажа»

Декабрь

Консультация «Закаливание детей в зимний период»

Январь

Буклет «Комплекс упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия»

Февраль

Развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья»

Март

Презентация на родительском собрании на тему «Использование традиционного и нетрадиционного инвентаря, оборудования в профилактике с детьми

Апрель

Консультация «Закаливание ребенка в летний период»

Май

Памятка «Отдыхаем вместе с ребенком»

 

Результативный блок

  • Повышен уровень двигательной активности (увеличение подвижности и выносливости  у детей).
  • Соответствующее физическое развития (определяют мед.работники  в конце учебного года по  антропометрическим данным);                
  • Показатели заболеваемости (снижение заболеваемости ОРВИ, улучшение показателей по плоскостопью);
  • Резистентность (определяет медицинская сестра в начале года и в конце, в соответствии с количеством случаев заболеваний у каждого ребенка);
  • Желание заниматься физическими упражнениями (радость, удовлетворение, преодоление препятствий).
  • Родители и дети приобщаются к здоровому образу жизни  (ходят в походы, проводят закаливающие мероприятия).

                                                 Заключение

       Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное В.В.Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. 21 век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка.  Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

                                     

Литература

  1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
  2. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физической культуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007;
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003;
  4. Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКИ, 2002;
  5. Подольская Е. Лечебная гимнастика./Дошкольное воспитание. – 2005, №8;
  6. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

Приложение 1

Самомассаж

«Утка и кот»

 Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний   

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                         Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,                                             вниз.

А за ними кот идет,                                         Указательными пальцами растирать 

Словно к водопою.                                     крылья носа.

У кота хитрющий вид,                                    Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!                                       к вискам.

Не смотри ты на утят-                                    Раздвинуть указательный и средний 

Не умеешь плавать!                                        пальцы, сделать «вилочку»и массировать

                                                                          точки  около уха.

«Чтобы не зевать от скуки»

Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на слова

  Чтобы не зевать от скуки,                                                 Постучим и тут, и там,

  Встали и потерли руки,                                                      И немного по бокам.

  А потом ладошкой в лоб                                                    Не скучать и не лениться!

  Хлоп-хлоп-хлоп.                                                                   Перешли на поясницу.

  Щеки заскучали тоже?                                                      Чуть нагнулись, ровно дышим,

  Мы и их похлопать можем.                                               Хлопаем как можно выше.

  Ну-ка дружно, не зевать:

  Раз-два-три-четыре-пять.                                      

  Вот и шея. Ну-ка, живо

  Переходим на загривок.                                                    По сухой лесной дорожке-

                                                                                                  Топ-топ-топ-топочут ножки.

  А теперь уже, гляди,                                                           Ходит-бродит вдоль дорожек

  Добрались и до груди.                                                        Весь в иголках серый ежик.

  Постучим по ней на славу:

  Сверху, снизу, слева, справа.                   (вставка про ежика для сказки «Рукавичка»)

Приложение 2

Примерный  перечень упражнений дыхательной гимнастики.

1. «Часики» – Стоя, ноги  слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз.

2. «Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.

3. «Петух» – Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем    хлопать    ими по     бедрам.   Выдыхая   произносить  «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.

4. «Каша кипит» – Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя     живот –  выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

5. «Паровоз» – Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

6. «На турнике» – Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.

7. «Насос» – Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить  «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону. 6 – 8 раз.

8. «Регулировщик» – Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р» 4 –5 раз.

9. «Летят мячи»- Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.

10. «Вырасти большой» - Встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.

11. «Лыжник» – Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

Приложение 3

Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

1.        Ходьба на носках с различным положением рук: на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой  ( на расстояние 20-25 м). Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

2.        Ходьба босиком по песку на носочках  или по мелкой гальке, на расстояние 20-25 м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

3.        Ходьба на наружном и внутреннем краях стоп на расстояние 10-15 м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

4.        Ходьба по растянутому на полу канату. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

5.        Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

6.        Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног. Повторить 1-2 раза  в медленном темпе.

7.        Перекаты с пятки на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате). Повторить в течение 15-20сек.

8.        Ходьба правым (левым ) боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края сводами стоп. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

9.        Прыжки на носках со скакалкой пятки касаются друг друга. Два подхода по 10-15 прыжков с интервалом  2-3мин.

10.        Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя на полу (стуле, скамейке).

11.        Собирание пальцами ног лежащие на полу  кубики (скакалки, веревки). Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

Приложение 4

Примерный  комплекс домашних  упражнений для  часто  болеющих детей  4-6  лет.

1.        Ходьба по кругу на носках, на пятках, на пятках с высоким  подниманием  коленей, подскоки, ходьба  «солдатским шагом». Продолжительность от 1 до 3 минут. Дыхание произвольное.

2.        Упражнение «часики». Руки на поясе, ноги- на ширине плеч, при наклоне  туловища вправо произносится звук ТИК, при наклоне влево - ТАК. Количество упражнений от 2 до 6 . Дыхание произвольное.

3.        Поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на нее,  медленно присесть с прямой спиной, колени разведены в стороны, одновременно опуская гимнастическую палку перед собой  на уровне груди  и произнося звук Ш-Ш-Ш. Количество упражнений  от 1 до 5.

4.        Упражнение «Дровосек». Руки над головой сцеплены  в « замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох, на выдохе наклон  туловища вперед с одновременным опусканием  рук и произнесением звука УХ. Количество упражнений от 2 до 5.

5.        Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от 30-40 сек. до 2 минут.

6.        Упражнение «Велосипед». Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Количество упражнений от 2 до  6. Дыхание произвольное.

7.        Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:

  -дует  ветер У-У-У.

  -кричит  ворона КАР-КАР-КАР

  -лает  собака  ГАВ-ГАВ-ГАВ.

8.        Лежа на животе,  ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать плавательные движения руками типа «брасс».  Количество упражнений от 2 до 6 раз.

9.        Стоя. Надувание мягких резиновых игрушек (мячи, шары и  т. д.) Начиная с  5 выдохов с постепенным их удлинением и увеличением до 10 выдохов. Количество упражнений от 1 до 3 раз.

10. Спокойная ходьба на месте 30-40 секунд.  В комплекс упражнений родители могут включать подвижную игру продолжительностью от 1 до 3 минут.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой  уровень освоения знаний и практи...

Программа физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Программа физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов  ответственности в деле сохранени...

Рабочая программа физкультурно-оздоровительной работы для детей среднего дошкольного возраста «Островок здоровья»

Программа «Островок здоровья» представляет собой синтез различных элементов по здоровьесбережению, основой которых является оздоровительная аэробика. Программа направлена на всестороннее, ...

Программа физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Программа физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

Проектная работа "Парциальная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Здоровячок"

Проект отражает совместный запрос педагогов, родителей и общества на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста....