«Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата»
проект (младшая группа)
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки.
Осанка-это непринужденная обычная поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр, развлечений, во время труда.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности.Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формы и приемы по укреплению осанки | 75.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Тел: 64- 51- 46 141500 Московская область
г. о. Солнечногорск, мк-н Рекинцо
_____________________________________________________________________________
ПРОЕКТ
во второй младшей группе №3
на тему «Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата»
Подготовили воспитатели группы №3:
Семушкина Л.В.,Саломатина Л.Д.
г. о. Солнечногорск, 2021г.
ВИД ПРОЕКТА: информационный, игровой
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: краткосрочный (11.10.21-12.12.21 г)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, воспитатели второй младшей группы №3
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки.
Осанка-это непринужденная обычная поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр, развлечений, во время труда.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей, формирование навыков правильной осанки и походки
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий (совместно с мед. работником) - сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка
2.Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.
3.Формировать у детей понятие о правильной осанке, основные правила по профилактике правильной осанки. Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой
4.Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.
I ЭТАП ПРОЕКТА –подготовительный
- приобретение материалов для реализации проекта;
- подбор информации: литературы, пособий, иллюстраций, дидактических игр по теме проекта;
- пополнение атрибутов для физкультурного уголка, картотек утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики; пополнение развивающей среды в разных центрах активности
- анкетирование родителей.
Планируемые итоговые мероприятия:
- Картотека упражнений и игр, направленных на предупреждение нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста
- Проведение онлайн - консультации с родителями по теме «Профилактика нарушений осанки детей младшего дошкольного возраста»
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ.
Формы и методы организации совместной деятельности
- НОД «Где искать витамины?
-Беседа «Полезные и вредные продукты для позвоночника»
-Заучивание стихотворения «Красивая осанка», пословицы, загадки по теме проекта, разучивание песни «Веселая зарядка»
-Чтение «Горшок каши», «Каша из топора»
-НОД «Пейте дети молоко – будете здоровы»
-С/р игры «Магазин продуктов», «Семья»
- Д/и «Полезное и вредное»
- Разучивание песни «Веселая зарядка», прослушивание песен «Пейте дети молоко», песенки Винни-пуха
-Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами
Спортивный досуг «В каждом маленьком ребенке»
Дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика, гимнастика после сна «Бабочка», пальчиковая гимнастика «Юные спортсмены»
III ЭТАП – заключительный
1 Презентация проекта
2 Консультация для родителей «Здоровая осанка», памятка для родителей
Результат проекта( продукт)
Картотека игр и упражнений по формированию и профилактике правильной осанки для детей младшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ:
1.Для выработки правильной осанки, профилактики её нарушений систематически проводились упражнения и игры, которые включались в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия, гимнастики после сна;
2. После работы с родителями выработалась устойчивая тенденция к совместным мероприятиям, направленных на формирование правильной осанки у детей
3. В результате проекта у детей сформированы понятия «осанка», «правильная осанка»
4. При введении новых упражнений и игр у детей повысился интерес к двигательной активности в разных видах физической деятельности
5. Совместно с медработником был сформирован план оздоровительных мероприятий, которые проводятся последовательно, систематически под контролем медработника согласно сетке занятий, режиму дня и исходной группе здоровья детей
В нашей группе с диагнозом плоскостопие выявлен 1 ребенок, с подозрением на легкую форму эквиноварусной деформации (косолапие) – 3 человека, но исправление этих дефектов опорно-двигательного аппарата возможно только с разрешения родителей и после консультации у специалиста. И для этого мало упражнений на развитие правильной осанки; они должны идти в совокупности с массажем, физиотерапией и другими процедурами, назначенными врачом.
Мы в свою очередь будем продолжать свою работу по формированию правильной осанки детей и в следующем году
Итоговые результаты по проекту «Осанка»
Совместно с мед. работником была скорректирована работа с воспитанниками группы по физическому развитию. В конце года была проведена повторная маркировка мебели в соответствии с ростовыми показателями в группе, чтобы избежать сутулости и искривления позвоночника у детей
Был сформирован план оздоровительных мероприятий, которые проводятся последовательно, систематически под контролем медработника согласно сетке занятий, режиму дня и исходной группе здоровья детей
Таким образом в нашей группе был разработан ряд мероприятий:
- мониторинг физического и психического здоровья детей - опрос родителей о проблемах в осанке у детей(наличие плоскостопия, сколиоза и т.д.);
- разработка индивидуальной схемы коррекции после консультации у ортопеда;
- ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычки правильной осанки (прямо сидеть за столом, не сутулиться, при приеме пищи и на занятиях)
В нашей группе с диагнозом плоскостопие выявлен 1 ребенок, с подозрением на легкую форму эквиноварусной деформации (косолапие) – 3 человека, но исправление этих дефектов опорно-двигательного аппарата возможно только с разрешения родителей и после консультации у специалиста. И для этого мало упражнений на развитие правильной осанки; они должны идти в совокупности с массажем, физиотерапией и другими процедурами, назначенными врачом.
Мы в свою очередь будем продолжать свою работу по формированию правильной осанки детей и в следующем году
Будьте здоровы!
На основании диаграмм по освоению детьми знаниями и навыками в итоге проекта на тему «Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата» по ОО « Познавательное развитие» к концу года динамика уровня сформированности составляет 24% (с 32% до 56%)
На основании диаграмм по освоению детьми знаниями и навыками в итоге проекта уровень их по ОО «Физическое развитие» к концу года динамика уровня сформированности составляет 45%(с 23% до 68%).
Рекомендации:
С этой целью рекомендуется продолжать включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
1.Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит).
Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
2.Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
3.Упражнения на координацию движений.
Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников
воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил...
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Консультация.Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников
В консультации отраженны игры и упражнения для профилактики опорно - двигательного аппарата дошкольников....
ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ .
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной...
Конспект организованной образовательной деятельности по профилактике нарушений осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики и смехотерапии)
Авторская разработка комплекса психогимнастических упражнений направленных на профилактику нарушений осанки у старших дошкольников....
Укрепление опорно=двигательного аппарата ребенка с помощью подвижных игр.
Укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка с помощью подвижных игр.Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Именно в дошкольном возраст...
Использование технологических карт нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками, по укреплению опорно-двигательного аппарата.
Важным условием для профилактики различных нарушений осанки, является подбор и использование специальных упражнений на удержание определённой позы в статике и динамике. В свою очередь, к основным сред...