«Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата»
проект (младшая группа)

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки.

Осанка-это непринужденная обычная поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр, развлечений, во время труда.

 Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности.Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

Тел: 64- 51- 46                                                                                141500  Московская область

                                                                                                           г. о. Солнечногорск, мк-н Рекинцо

_____________________________________________________________________________

  ПРОЕКТ

во второй младшей группе №3

на тему «Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата»

                                                                           Подготовили воспитатели группы №3:

                                                                           Семушкина Л.В.,Саломатина Л.Д.

г. о. Солнечногорск, 2021г.

ВИД ПРОЕКТА: информационный, игровой

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: краткосрочный  (11.10.21-12.12.21 г)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, воспитатели второй младшей группы №3

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки.

Осанка-это непринужденная обычная поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр, развлечений, во время труда.

 Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей, формирование навыков правильной осанки и походки

ЗАДАЧИ:

1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий (совместно с мед. работником)  - сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка

2.Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.

3.Формировать у детей понятие о правильной осанке, основные правила по профилактике правильной осанки. Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой

4.Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.

I ЭТАП ПРОЕКТА –подготовительный

- приобретение материалов для реализации проекта;

- подбор информации: литературы, пособий, иллюстраций, дидактических игр  по теме проекта;

- пополнение атрибутов для физкультурного уголка, картотек утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики; пополнение развивающей среды в разных центрах активности

- анкетирование родителей.

Планируемые итоговые мероприятия:

- Картотека упражнений и игр, направленных на предупреждение нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста

- Проведение  онлайн - консультации  с родителями по теме «Профилактика нарушений осанки детей младшего дошкольного возраста»

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ.

Формы и методы организации совместной деятельности

- НОД «Где искать витамины?

-Беседа «Полезные и вредные продукты для позвоночника»

-Заучивание стихотворения «Красивая осанка», пословицы, загадки по теме проекта, разучивание песни «Веселая зарядка»

-Чтение «Горшок каши», «Каша из топора»

-НОД «Пейте дети молоко – будете здоровы»

-С/р игры «Магазин продуктов», «Семья»

- Д/и «Полезное и вредное»

- Разучивание песни «Веселая зарядка», прослушивание песен «Пейте дети молоко», песенки Винни-пуха

-Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами

Спортивный досуг «В каждом маленьком ребенке»

Дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика, гимнастика после сна «Бабочка», пальчиковая гимнастика «Юные спортсмены»

III  ЭТАП – заключительный

1 Презентация проекта

2 Консультация для родителей «Здоровая осанка», памятка для родителей

Результат проекта( продукт)

Картотека игр и упражнений по формированию и профилактике правильной осанки для детей младшего дошкольного возраста

ВЫВОДЫ:

1.Для выработки правильной осанки, профилактики её нарушений систематически проводились упражнения  и игры, которые  включались в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия, гимнастики после сна;

 2. После работы  с родителями выработалась устойчивая тенденция к совместным мероприятиям,  направленных на формирование правильной осанки у детей

3. В результате проекта у детей сформированы понятия «осанка», «правильная осанка»

4. При введении новых упражнений и игр у детей повысился интерес к двигательной активности в разных видах физической деятельности

5. Совместно с медработником был сформирован план оздоровительных мероприятий, которые проводятся последовательно, систематически под контролем медработника согласно сетке занятий, режиму дня и  исходной группе здоровья детей

В нашей группе с диагнозом  плоскостопие выявлен 1 ребенок, с подозрением на легкую форму эквиноварусной деформации (косолапие) – 3 человека, но исправление этих дефектов опорно-двигательного аппарата  возможно только с разрешения родителей и после консультации у специалиста. И для этого мало  упражнений  на развитие правильной осанки; они должны идти в совокупности с массажем, физиотерапией и другими процедурами, назначенными врачом.

Мы в свою очередь будем продолжать свою работу по формированию правильной осанки детей и в следующем году

Итоговые результаты по проекту «Осанка»

Совместно с мед. работником  была скорректирована работа с воспитанниками группы по физическому развитию. В конце года была проведена повторная маркировка  мебели в соответствии с ростовыми показателями в группе, чтобы  избежать сутулости и искривления позвоночника у детей

Был сформирован план оздоровительных мероприятий, которые проводятся последовательно, систематически под контролем медработника согласно сетке занятий, режиму дня и  исходной группе здоровья детей

Таким образом в нашей группе был разработан ряд мероприятий:

- мониторинг физического и психического здоровья детей - опрос родителей  о проблемах в осанке у детей(наличие плоскостопия, сколиоза и т.д.);

- разработка индивидуальной схемы коррекции после консультации  у ортопеда;

- ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычки правильной осанки (прямо сидеть за столом, не сутулиться, при приеме пищи и на занятиях)

В нашей группе с диагнозом  плоскостопие выявлен 1 ребенок, с подозрением на легкую форму эквиноварусной деформации (косолапие) – 3 человека, но исправление этих дефектов опорно-двигательного аппарата  возможно только с разрешения родителей и после консультации у специалиста. И для этого мало  упражнений  на развитие правильной осанки; они должны идти в совокупности с массажем, физиотерапией и другими процедурами, назначенными врачом.

Мы в свою очередь будем продолжать свою работу по формированию правильной осанки детей и в следующем году

Будьте здоровы!

   

На основании диаграмм по освоению детьми знаниями и навыками в итоге проекта  на тему «Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата» по ОО « Познавательное развитие» к концу года  динамика уровня  сформированности  составляет 24% (с 32%  до 56%)

На основании диаграмм по освоению детьми знаниями и навыками в итоге проекта уровень их  по ОО «Физическое  развитие» к концу года  динамика уровня сформированности составляет 45%(с 23%  до 68%).

Рекомендации:

С этой целью рекомендуется  продолжать включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

1.Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит).

Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.

2.Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

3.Упражнения на координацию движений.

Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил...

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Консультация.Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

В консультации отраженны игры и упражнения для профилактики опорно - двигательного аппарата дошкольников....

ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ .

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной...

Укрепление опорно=двигательного аппарата ребенка с помощью подвижных игр.

Укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка  с помощью  подвижных  игр.Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Именно в дошкольном возраст...

Использование технологических карт нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками, по укреплению опорно-двигательного аппарата.

Важным условием для профилактики различных нарушений осанки, является подбор и использование специальных упражнений на удержание определённой позы в статике и динамике. В свою очередь, к основным сред...