Что делать, если ребёнок боится воды?
статья

Смирнова Ирина Михайловна

Статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ребёнок боится воды?

Каждому родителю приятно смотреть на своего ребенка, который с удовольствием плещется в ванне или бассейне, а еще приятнее осознавать, что ребенок уже умеет или учится плавать, и сможет противостоять опасной стихии, если придется с ней столкнуться в жизни. Однако не все дети с восторгом принимают различные виды водных процедур: есть и такие, которые громким душераздирающим криком встречают каждый поход в ванную, превращая даже обычное мытье в пытку.

Как правило дети, которые начали заниматься в бассейне с родителями до 12-15 месяцев относятся к воде с большим интересом и радостью. Однако у детей, которые приступили к плаванию в возрасте старше года-полутора, нередко встречаются негативное отношение к воде и, даже, ярко выраженная ее боязнь – аквафобия. В этом случае, родителям следует набраться терпения и постепенно приучать ребенка к воде, при необходимости обратиться за помощью к детскому тренеру по плаванию или детскому психологу.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ БОЯЗНИ ВОДЫ

Очень часто маленькие дети в процессе развития получают искаженное нереалистичное представление о потенциальных опасностях водной стихии.

  • В возрасте 9 месяцев малыш впервые понимает, что существует отдельно от папы и мамы. Это осознание может являться причиной психологического стресса, который проявляется слезами и страхами, каждый раз, когда родители выходят из комнаты. Помещение ребенка в отдельную от родителей среду, емкость или помещение – может увязывать страх разделения с родителями с ванной или бассейном.
  • В возрасте двух лет страхи перед водой могут быть обусловлены нелогичными выводами из собственных наблюдений. Например, наблюдая, как вода из ванны сливается в канализацию, ребенок может подумать, что и его может засосать в сливную трубу, и он погибнет. Или наблюдая как другие дети, ныряя, исчезают под водой, он может представить, что они тонут.
  • В три года дети обладают хорошо развитой фантазией, но еще не научились различать реальность и мир вымысла, основанный на художественных произведениях. Детские фантазии в этом возрасте могут создать сказочных чудовищ и монстров, живущих под водой или в канализационных трубах, которые могут поглотить их.
  • В любом возрасте негативный опыт, связанный с купанием или плаванием, например – подскальзывание или неожиданное погружение с головой под воду, получение травмы или испуг от резкого звука (моторной лодки на пляже) или чьей-то шутки, может сформировать устойчивый страх перед водой.

Попадание шампуня, мыла или хлорированной воды в глаза, нос и рот могут также сформировать у ребенка любого возраста стойкое нежелание повторять этот неприятный опыт, связанный с водой.

ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ РЕБЕНКА ПЕРЕД ВОДОЙ

Прежде чем понять, как помочь ребенку справится со страхами, нужно выяснить, чего он на самом деле боится. Детей, которые уже могут говорить, можно попросить рассказать о своих страхах. Но это не всегда получается. В таких случаях ребенка можно попросить нарисовать то, чего он не хотел бы испытать в воде или показать свой страх в игре с куклами или игрушками.

  • Если основная причина – это страх разделения с родителями, то лучшим способом будет совместное принятие ванны или плавание в бассейне. Затем, по мере того, как ребенок привыкнет к воде, время пребывания с ним в воде можно будет постепенно сокращать, чередовать раздельное и совместное с ребенком плавание или купание.
  • В случае неприятностей с шампунем или мылом, можно использовать нейтральный детский шампунь и предупреждать попадание шампуня в глаза с помощью козырька или очков для плавания.
  • Если страх вызван возможностью засасывания в канализацию, можно продемонстрировать ребенку на кукле, что даже она не сможет пройти в маленькое сливное отверстие.
  • Если страх вызван подводными монстрами из фантазий, поговорите с ребенком о различии между выдумкой и реальностью: докажите им, что в ванне нет и может водиться монстров и акул. Используйте очки или маску, чтобы ваш ребенок мог видеть, что находится под водой.

Для привыкания к воде можно использовать метод десенсибилизации, то есть – постепенного снижения чувствительности. Для этого ребенка постепенно приучают к воде, начиная с обтирания влажной тканью, погружения рук в воду и продолжая принятием душа, погружением в воду ног и, постепенно, всего тела. Достижения на каждом этапе необходимо подкреплять поощрениями, и всячески показывать, как вы гордитесь достижениями ребенка – дети обычно очень хотят радовать своих родителей. Уважайте чувства и страхи ребенка и не заставляйте его продвигаться быстрее, чем он может.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Выражайте уверенность в своем ребенке, говоря о нем в его присутствии другим людям, например, инструктору по плаванию: «Да, Даниил немного нервничает, ему надо немного времени, чтобы привыкнуть к воде», вместо того, чтобы закреплять страх фразой «Даниил испугался бассейна».

  • Хвалите и поощряйте своего ребенка, когда он пытается преодолеть страх. Уверьте, что он в конечном итоге добьется успеха.
  • Найдите рассказы, в которых герои справляются со страхом перед водой и читайте их ребенку: «Мальчик, который не плавал» (автор — Деб Лаке) или «Эдвард в глубокой воде» (автор — Розмари Уэллс).
  • Научите ребенка выговариваться, освобождая душу от дневных переживаний, обид и разочарований. Дети, которые сильно переживают и страдают от дневных забот, больше других боятся воды.
  • Избегайте просмотра пугающих фильмов, историй и изображений про воду, бассейн или ванную.
  • Сами сохраняйте спокойствие. Когда ребенок проявляет признаки страха, будьте доброжелательными, чувствительными и отзывчивыми. Скажите ему, что вы понимаете, что он боится, и что все иногда пугаются. Но не позволяйте сочувствию превращаться в чрезмерное беспокойство – когда ребенок видит взволнованных родителей или чувствует их нервозность или страх, он пугается еще больше. Это рефлекс, прошедший сквозь эволюцию от животных, который обуславливает лучшее выживание в стае.
  • Научите ребенка, как расслабить тело перед купанием или плаванием. Научите его напрягать и расслаблять мышцы, дышать с помощью живота (диафрагмы). Глубокие медленные вдохи уменьшают страхи у 40% детей.
  • Отличный способ побороть страх – «сухое плавание» — гимнастика на суше, имитирующая движения в воде. Более эффективно, если такой гимнастикой с ребенком занимается инструктор.

Если страхи перед водой у ребенка не проходят – обратитесь за помощью к детскому психологу. Важно знать, что фобии могут быть симптомом других расстройств, при которых ребенку потребуется профессиональная помощь, например, фобии могут сигнализировать о синдроме дефицита внимания с гиперподвижностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:Что делать, если ребёнок боится темноты?

Причины возникновения у ребёнка страха темноты.Рекомендации для родителей....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Что делать если ребёнок боится врачей

Чаще всего этой проблеме подвержаны дети до шести лет. Как научить ребёнка не бояться врачей? В данном материале предлогаются советы для решения этой проблемы....

Что делать, если ребёнок боится сказочныйх персонажей

Педагогические методы для борьбы с деским страхом сказочных персонажей...

Что делать, если ребёнок боится расставаться с родителями?

Что делать, если ребёнок боится расставаться с родителями?...

Психолог советует Что делать, если ребёнок боится темноты

Предлагаем Вам подсказки на каждый день. Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам ...

Что делать если ребёнок боится других детей

Многие люди с аутизмом очень чувствительны к сенсорной информации из окружающего мира. В результате, такие места как открытые спортивные залы или даже детская библиотека могут вызвать у них чрезмерную...