Пальчиковая гимнастика
учебно-методический материал
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
« Мои пальчики расскажут»
Мои пальчики расскажут,
(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),
Что умеют - все покажут :
(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).
Их пять на каждой руке
(показывают растопыренные пальцы).
Всё сделать смогут, всегда помогут.
(хлопают в ладоши).
Они на дудочке играют
(здесь и далее движения соответствуют тексту),
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают -
Пять и пять моих ловких пальчиков
(показывают пальцы обеих рук).
«Жил-был зайчик»
Жил-был зайчик -
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке
(трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик
(гладят кобчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
(разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
«Грязнульки»
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом
(пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым
(ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули
(пальцы рук соединены в замок),
Которые сами
В грязи утонули
(движение, имитирующее пловца).
У них вырастают
Противные бяки
(пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются
Злые собаки
(руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и вообще не растут!
(руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
«Замок»
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули
(руки тянутся в стороны),
Покрутили
(круговые движения пальцев от себя),
Постучали
(основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли
(разомкнули пальцы).
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая их кончиками).
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
«Раз, два, три…»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаём пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Это пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальцы)
Вышли пальцы погулять.
(поглаживание ладоней)
«Гости»
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
(вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)
«Пальчик о пальчик»
Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)
А потом в ладоши громко бьем,
Хлопаем в ладоши - бом. (З раза)
«Руки на коленях»
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
«Кулачки»
«Кулачки». Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко, с напряженьем
Пальчики прижаты.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
(движения прямыми кистями вверх-вниз)
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(имитировать посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(сжимать и разжимать пальцы)
«Дождик капает»
Дождик капает, дождик капает. Кап - кап-кап. Кап-кап-кап.
(пальчики обеих рук постукивают по столу)
«Кого встретили в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять - дети в лес пошли гулять.
(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)
Там живет лиса.
(рукой показать хвост за спиной)
Там живет олень.
(пальцы рук разведены в стороны)
Там живет барсук.
(кулачки прижать к подбородку)
Там живет медведь.
(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя)
«Вьюшки-вьюшки»
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.
(Руки сжаты перед собой в кулаки. Вращать кулаки друг вокруг друга. Текст произносить низким голосом)
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю.
(Стучать кулаком о кулак: чередовать 2 удара – сверху правая рука, 2 удара – сверху левая рука)
Оп!
(Показать указательные пальцы обеих рук)
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.
(Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг друга. Текст произносить нормальным голосом – средняя высота)
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю.
(Стучать указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)
Оп!
(Сжать руки в кулаки и показать мезинцы)
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.
(Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой. Текст произносить тонким голоском)
Колотушки колочу.
Приколачиваю.
Заколачиваю.
(Стучать мизинцем правой руки по мизинцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)
Дзынь.
(Нажать на кончик носа указательным пальцем)
«Яблонька»
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья, ладони развести)
Ах, какой приятный вкус.
«Бабушкины оладьи»
Вкусные оладьи бабушка пекла,
Всех своих внучат обедать позвала: (произвольные движения кистями рук)
Машу, Таню и Сережу,
Киру, Ваню и Антошу. (загибаем пальчики)
Все за стол садятся дружно, (сжимаем кулачки)
Ведь давно обедать нужно! (разжимаем кулачки, энергичные потряхивания кистями рук)
Оладушки вареньем смажем, (гладим одну ладошку другой)
Бабушке «спасибо» скажем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
«Белочка»
Сидит белочка в тележке,
Продает на орешки.
Лисичке-сестричке,
(Дети поочередно загибают пальчики)
Воробью, синичке,
(От мизинца к большому).
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку.
«Две птички»
Сидят две птички,
Маленькие синички,
Сидят, прижавшись тесно в гнезде,
Тепло в гнезде на высоте.
Вот первая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
Вторая проснулась,
Проснулась, встрепенулась -
И к солнышку взлетела,
И песенку запела.
И вот две птички вместе
Под солнышком летают,
И солнышко лучами
Птичек согревает.
Май - сердце весны.
Месяц май - пой да гуляй!
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок,
Перец и морковку,
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец).
«Кисель»
Бабушка кисель варила
(Правая рука «помешивает кисель»)
На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом)
В черепушечке.
(Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку)
Для Андрюшечки.
(Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог.
(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук цепляются друг за друга. Помахать скрещенными ладонями, как крыльями)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
(Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются)
Вот и нету киселька
(Руки развести в стороны)
В черепушечке.
У старушечки,
(Руки снова показывают горшок-черепушку)
На горушечке.
(Руки вновь показывают горку)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»
(Руки «утирают слезы»)
Не плачь, бабка, не рыдай!
(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
(Правая рука снова помешивает кисель)
Во-о-от столько.
(Руки расходятся широко-широко в стороны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...