Оздоровительно-познавательный проект по здоровьесбережению в средней группе «Пусть всегда будут здоровыми зубки»
проект (средняя группа)

ирина николаевна игонькина

Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены.
Проектная деятельность является, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 38

Оздоровительно-познавательный проект по здоровьесбережению в средней группе «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

                                                                                                                         

                         воспитатель :Игонькина Ирина Николаевна

Наименование проекта

Проект «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

Актуальность проекта

Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Разрабатывая проект, я учитывала особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.
Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены.
Проектная деятельность является, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи.
Учитывая, всю серьезность вопроса профилактики кариеса мы совместно с детьми и родителями разработали и реализовали проект «Пусть всегда будут здоровыми зубки» с целью узнать, почему болят зубы?

Адресация проекта

Родителям, педагогам.

Участники проекта

дети средней группы (4-5 лет);
 родители воспитанников;
воспитатель группы.

Цель проекта

прививать привычку к здоровому образу жизни

Задачи

  • формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных продуктах питания.
  •  развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;
  •  приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье.
     обучать воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, учить правильно, использовать предметы личной гигиены (путем обыгрывания ситуаций, инсценировок и проведения бесед).

Для педагогов: внедрение оздоровительных технологий по формированию здорового образа жизни у дошкольников; создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы; использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Для родителей: стимулировать родителей отказаться от покупки вредных продуктов (чипсы, кола, сухарики и др.) для своих детей.
повысить уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей; укрепить сотрудничество между родителями и детским садом.

Сроки реализации

1 неделя

Вид проекта

Познавательный, творческий.

Продукт проекта

1 Презентация проекта «Пусть всегда будут здоровыми зубки»
2 Папка – передвижка «Чтобы зубки укреплять, нужно в пищу потреблять… »

Этапы работы
• Первый этап
На первом этапе изучила литературу; собрала интернет ресурсы; провела анкетирование среди родителей.
В результате анкетирования родителей выяснилось, что среди опрошенных 15 семей покупают детям вредные лакомства 14 (95%) посещают стоматолога два раза в год 8 (54%); у детей проблемы с зубами 4 (27%). Причины называют различные.
Часто покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 0 ( 0%), редко покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 14 ( 95%), не покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 1 ( 5%).
О вреде этих продуктов известно всем 100%.
Ухаживает ребенок за полостью рта: полощет рот после еды 6 (40%), чистит зубы утром и вечером 9 (60%), чистит зубы только утром или только вечером 6 (40%).
Болели ли когда-нибудь у Вашего ребенка зубы: да ответили 5 (33%), нет ответили 10 (67%).
Вы лечили уже у Вашего ребенка зубы в стоматологическом кабинете: да ответили 4 (27 %), нет ответили 11 (73 %).
Какие примеры Вы используете по профилактике зубных болезней?
Были следующие ответы: «Не будешь ухаживать – выпадут и сгниют» 1 (5% ), «не есть много сладкого» 1 (5% ), «проводим беседы» 2 (14% ), «соль с водой» 1(5% ), «заболят зубы» 1 (5% ), «мульт-персонажи» 1 (5% ), «чистим зубы» 1 (5% ). Ничего не ответили 7 (47% ).
На вопрос анкеты - Ваше отношение к проекту «Пусть всегда будут здоровыми зубки» были получены следующие ответы: поддерживаю – 15 родителей (100%), «Это правильный проект, сейчас столько всего вредного» - 1 мама.
Ответы родителей на вопросы анкеты были учтены при планировании мероприятий с детьми.
• Второй этап
На втором этапе определила организационные формы работы с детьми (занятия, беседы, игровые ситуации), наглядную информацию разместила в родительском уголке.
• Третий этап
На третьем этапе (заключительном) состоялась презентация проекта, на которую пригласили родителей.
Презентация проходила с использованием мультимедийных средств. Дети рассказывали об этапах проделанной ими работы. Это побудило родителей воспитанников более внимательно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Сроки проведения

Название мероприятия

Цель мероприятия

Ответственные

Понедельник

Беседа с детьми на тему «Зубы — самые твердые части тела »

Работа с родителями: Анкетирование «Культура ухода в семье за зубами» Составление коллажа «От улыбки станет мир светлей» (картинки с улыбающимися детьми)

развитие коммуникативных способностей, создание условий для осознания детьми необходимости правильного ухода за зубами; воспитания доброжелательности и жизнерадостности; развития познавательного интереса.

воспитатель

Рассматривание детьми собственных улыбок перед «Красивым Зеркалом»

 дать детям представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека); развивать коммуникативные способности; создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность

воспитатель

Артикуляционная гимнастика «Какие у нас зубы»

Разучивание песенки В. Шаинского «Улыбка»

Рисование «Что делает улыбку красивой»

развитие артикуляционного аппарата и закрепление образа внешнего вида зубов у детей.

Воспитывать внимательность, отзывчивость, дружелюбное отношение друг к другу. Уточнить, что самый лучший подарок другу – это улыбка;формировать умение правильно располагать части лица (справа, слева, посредине) формировать умение рисовать улыбку плавной линией слева направо, глаза – в форме круга, овала Совершенствовать навыки и умения пользования кистью и красками

Воспитатель

Муз.работник

воспитатель

Вторник

Игра на развитие мелкой моторики рук «Как зубки растут»

дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок

воспитатель

 Просмотр мультипликационного фильма «Птичка Тари» Игровое упражнение «У кого есть зубы?».

активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей.

воспитатель

Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна»

дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить предназначение остальных щеток на столе.

воспитатель

Работа с родителями: Создание альбома «Нашим зубам посвящается…».

Родители воспитанников делятся своими впечатлениями о посещении зубного кабинета с ребенком, делятся воспоминаниями о том, как они сами маленькие ходили к стоматологу, как они учили детей чистить зубы, знакомили с зубной щеткой и пастой, как их самих учили ухаживать за зубами, делятся с другими родителями опытом, как они сохраняют здоровье зубов у своих детей. Рассказы родителей сопровождаются фотографиями из семейных архивов и иллюстрациями, стихотворениями.

воспитатель

Среда

Дидактическая игра «Чистим зубки».

закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверхувниз», «снизу-вверх», «слева – направо»).

воспитатель

Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки язычком».

развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов.

воспитатель

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» предметы индивидуального пользования

Работа с родителями: Пополнение альбома «Нашим зубам посвящается…»

учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.).

Четверг

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (полезное – вредное)

Просмотр мультипликационных фильмов «Королева Зубная щетка»

 Цель: научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов.

воспитатель

Аппликация «Как у нашей Любы разболелись зубы».

Работа с родителями: Консультация «Как приучить ребенка чистить зубы» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Опыт “Влияние кислоты на зубную эмаль”:

закрепить навыки вырезания и наклеивания прямых полосок; развивать творчество, технику работы с клеем, умение наклеивать готовые детали, фантазию, желание включиться в игру; развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, моторику; воспитывать интерес к художественному творчеству, любознательности.

воспитатель

пятница

Презентация проекта «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

воспитатель

Результаты проекта
Проведенный опрос детей группы как сохранить здоровые зубки, показал, что дети средней группы «Смешарики» знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о здоровых зубках о пользе здорового питания, побудило родителей задуматься о том, какие продукты они покупают своим детям и о здоровье детей в целом.

Картотека дидактических игр по теме проекта: 

Дидактическая игра «Так много щеточек хороших, но зубная только одна». Цель – дать представление детям о разных видах щеток. На столе воспитатель демонстрирует детям различные виды щеток: зубную, для обуви, для одежды, для расчесывания домашних животных и т.д. Взрослый предлагает детям найти среди многообразия щеток на столе именно зубную щетку, а затем, когда она будет детьми найдена и подробно рассмотрена, воспитатель просит объяснить предназначение остальных щеток на столе.

Дидактическая игра «Чистим зубки». Цель – закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Воспитатель предлагает детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере» - расческе с частыми крупными зубчиками. Сначала взрослый демонстрирует сам, как надо выдавить зубную пасту на щетку и как нужно правильно чистить зубы (держа расческу в руке, показывает движения). Далее дети пробуют повторить это же сами.

Дидактическая игра «Полезное – вредное». Цель – в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов. Взрослый сопровождает каждую картинку небольшим стихотворением. Картинки с продуктами питания воспитатель сортирует и раскладывает с помощью детей в две коробочки: на одной прикреплена фотография ребенка с плохими (подверженными кариесу) зубами, на другой – фото ребенка с красивыми, белыми зубами.

 Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования». Цель – учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок и т.д.). Воспитатель объясняет детям, что есть такие вещи у каждого из нас, которыми мы ни с кем не можем поделиться, например, зубная щетка, расческа т.д. Акцентирует внимание детей на предметах общего пользования. Объясняет, почему этого делать нельзя.

Игровое упражнение «У кого есть зубы?». Цель – активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. Воспитатель с помощью картинок с изображением животных акцентирует внимание детей на том, что как у человека, у животных (и их детенышей) тоже есть зубы, но в отличие от человека, животные не чистят зубов, т.к. у них нет зубных щеток, пасты и рук. Поскольку человек - это не животное, и у него есть руки, зубная щетка и паста, то зубки чистить надо.

Артикуляционная гимнастика: «Почистим зубки язычком». Цель - развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов. «Какие у нас зубы». Цель – развитие артикуляционного аппарата и закрепление образа внешнего вида зубов у детей.

Игры на развитие мелкой моторики рук: «Как зубки растут». Цель – дать детям представление об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом) на макете с использованием прищепок. Воспитатель при помощи полукруга – символа челюсти – того места, где растут зубы, и обычных бельевых, белых прищепок демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого-нибудь зубика не будет хватать (заболеет и его вырвут, он выпадет), то можно будет легко подавиться непрожеванной пищей (кусочек поролона).

«Зубная щетка». Цель – закрепить знания детей об образе зубной щетки. Используемые материалы: губка для посуды и зубочистки. Воспитатель предлагает детям изготовить самим зубную щетку. Предварительно тщательно рассмотрев изображения зубной щетки на картинках и фотографиях. На продолговатую полоску из губки для посуды дети нанизывают зубочистки, стараясь их располагать как можно реже.

Анкета для родителей «Культура ухода в семье за зубами»

 1. Ухаживает ли Ваш ребенок за полостью рта:

- полощет рот после еды

 - чистит зубы утром и вечером

 - чистит зубы только утром или только вечером

2. Систематически ли Ваш ребенок ухаживает за зубами:

 - регулярно

 - не регулярно

3. После приема пищи Ваш ребенок полощет рот:

- по напоминанию - без напоминания

 - вообще этого не делает

5. Болели ли когда-нибудь у Вашего ребенка зубы:

 - да

- нет

6. Вы лечили уже у Вашего ребенка зубы в стоматологическом кабинете:

- да

 - нет

 7. Проводите санацию ротовой полости у ребенка:

 - регулярно (раз в полгода)

 - не регулярно

8. Имеет ли место боязнь у Вашего ребенка перед зубным врачом, его рабочими инструментами (бормашина и т.п.):

- да, боится

- нет

 9. Знает ли Ваш ребенок о том, как можно уберечь зубы от различных болезней (укажите, что он знает):

- да

 - нет

10. Какие примеры Вы используете по профилактике зубных болезней?

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

9. Ссылка smart-oowl.blogspot.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей дошкольного возраста "Пусть всегда будут здоровыми зубки "

Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников средствами личной гигиены....

"Чтобы зубы не болели" беседа к проекту "Пусть всегда будут здоровыми зубки "

Беседа "Чтобы зубы не болели" для детей средней группы...

"Научим Степашку чистить зубы" беседа к проекту "Пусть всегда будут здоровыми зубки"

Беседа "Научим Степашку чистить зубы" для детей средней группы...

Консультация "Что нужно знать о здоровье зубов Ваших детей" к проекту "Пусть всегда будут здоровыми зубки"

Консультация для родителей "Что нужно знать о здоровье зубов Ваших детей"...

Презентация на тему Проект для детей среднего дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

Презентация  на тему  Проект для детей среднего дошкольного возраста  «Пусть всегда будут здоровыми зубки»формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных проду...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены. Актуалбность ...

Проект детей среднего дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»

Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Разрабатывая проект, я учитывала особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в час...