Туризм как средство воспитания дошкольников.
статья
Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.
Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.
Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.
Чтобы походы приносили пользу, удовольствие, заканчивались без травм, необходимо знать “азбуку” туризма – его основные правила, технические приёмы, походную этику. “Когда знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” - гласит китайская поговорка.
Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Реализация воспитательных возможностей зависит от педагогов. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.
Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.
Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Изучая специальную литературу по этой теме, можно определить наиболее важные тезисы, которые, на мой взгляд, очень чётко раскрывают основные задачи работы:
-туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых;
-работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;
-туристская подготовка учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, дети лучше узнают друг друга.
Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность.
1.Оздоровительная ценность:
- дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве; основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.
2. Образовательная и познавательная ценность: - знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
3.Воспитательная ценность: -поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков.
Таким образом, дошкольный туризм, как средство двигательной деятельности в работе с дошкольниками, является эффективным средством создания сильной и здоровой личности, крепкой семьи, а следовательно, и сильного государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/01/picture-89344.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.Несмотря на разнообразное со...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-436185-1633370144.jpg)
Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.
«Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-436185-1633370144.jpg)
Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.
«Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-1275721-1602057838.jpg)
Детский туризм, как средство воспитания дошкольников.
Организация детского туризма в детском саду несет в себе оздоровительную, образовательную, познавательную и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстети...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/26/picture-1429246-1666771810.jpg)
Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников" Слово «туризм» происходит от французского «Тоuг», что значи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-969315-1509969710.jpg)
Консультация "Детский туризм, как средство воспитания дошкольников."
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада для организации детского туризма....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-922599-1496770053.jpg)
Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"
Слово «туризм» происходит от французского «Тоuг», что значит прогулка, поездка, путешествие, т.е. туризм -- это путешествие, организованное в свободное от занятий время ...