Туризм как средство воспитания дошкольников.
статья

Сердюкова Анна Григорьевна

Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.

Чтобы походы приносили пользу, удовольствие, заканчивались без травм, необходимо знать “азбуку” туризма – его основные правила, технические приёмы, походную этику. “Когда знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” - гласит китайская поговорка.

Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Реализация воспитательных возможностей зависит от педагогов. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.

Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Изучая специальную литературу по этой теме, можно определить наиболее важные тезисы, которые, на мой взгляд, очень чётко раскрывают основные задачи работы:

-туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых;

-работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;

-туристская подготовка учит преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, дети лучше узнают друг друга.

Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность.

1.Оздоровительная ценность:

- дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве; основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.

2. Образовательная и познавательная ценность: - знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

           3.Воспитательная ценность: -поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков.

Таким образом, дошкольный туризм, как средство двигательной деятельности в работе с дошкольниками, является эффективным средством создания сильной и здоровой личности, крепкой семьи, а следовательно, и сильного государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.Несмотря на разнообразное со...

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Экологический туризм как средство оздоровления дошкольников.

       «Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья детей с первых лет жизни....

Детский туризм, как средство воспитания дошкольников.

Организация детского туризма в детском саду несет в себе оздоровительную, образовательную, познавательную и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстети...

Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"

Консультация для родителей "Детский туризм как средство воспитания дошкольников"       Слово «туризм» происходит от французского «Тоuг», что значи...

Консультация "Детский туризм, как средство воспитания дошкольников."

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада для организации детского туризма....