ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по физкультуре по теме

Низоля Людмила Анатольевна

Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_turizm.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ейский педагогический колледж» Краснодарского края

Использование средств туризма в физическом воспитании  дошкольников

Автор: преподаватель методики

физического воспитания

Низоля Л.А.

Ейск, 2012

        Актуальность

        Совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и совершенствование двигательной сферы дошкольников средств и форм простейшего туризма

Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

        Средства туризма могут использоваться в разнообразных формах работы по физическому воспитанию: физкультурных занятиях, физкультурно-оздоровительной работе, активном отдыхе.

        Применение экскурсий, прогулок, прогулок - походов могут решать различные задачи: ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения.

        Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств и ОКС, в насыщенной двигательной активности детей.

         Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность

Виды туристских прогулок:

  1. Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута повышенной для дошкольников сложности (с преодолением различных естественных препятствий).
  2. Краеведческие прогулки, которые направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они проводятся с целью экологического образования детей.
  3. Прогулка-пленэр, цели которой направлены на решение преимущественно задач художественно-эстетического воспитания. В структуру такой прогулки может быть включено занятие по рисованию с натуры.
  4. Развлекательные сюжетные прогулки, включающие в себя элементы развлечений, сюрпризов, увлекательных конкурсов («Лесные приключения», «В гостях у Деда Мороза» и т.п.). В таких прогулках могут участвовать родители, сотрудники детского сада.

Структура прогулки

Первая часть – оргначало длительностью до 5 минут. Цель – сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть – движение по разработанному маршруту. Этот этап может включать от одного до трех переходов с кратковременными привалами для отдыха.

При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулирую темп. Сзади – физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Если маршрут пролегает по лесу, по пересеченной местности, расстояние между детьми должно быть около 1 м. Это позволит им своевременно заметить препятствие, уклониться от ветки и т.д. В начале движения скорость несколько меньше, чем обычно. Снижается она и перед привалом. Это позволит организму постепенно привыкнуть к нагрузке в начале пути и постепенно ослабит ее перед остановкой и переведет работу сердца и легких в спокойный режим.

Во время переходов можно включать преодоление естественной полосы препятствий  в игровой форме (типа «Ниточка-иголочка», «Зеркало» и т.д.).  Для полосы препятствий можно использовать ходьбу по высокой траве, прыжки через овраг, с кочки на кочку, ходьбу по бревну, подъем и спуск с холма и т.д.

Третий этап туристских прогулок – длительный привал.

Содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, тематики туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоятельств.

Начинается с отдыха детей. После отдыха: подвижные игры и самостоятельную двигательную деятельность в сочетании с обучением детей туристским навыкам. Во время длительно привала можно привлечь детей к выполнению социально значимой работы (покормить птиц, очистить поляну от мусора).

Организация питания (фрукты, карамель, пряники, печенье). Их дети несу в рюкзачках. Горячую пищу, как правило, в туристских походах с дошкольниками не готовят.

        Четвертая часть туристской прогулки – возвращение детей в детский сад. Возвращение может быть по кратчайшему пути, так как дети уже физически и психически утомлены.

        

Подготовка детей к туристским прогулкам на подготовительном этапе

        Психологическая

Познавательное развитие

Краеведение

Я

 и природа

Туризм и туристы

Я и мое здоровье

Ориентирование и топография

Физическая

Общая

Специальная

Теоретическая подготовка включает в себя цикл занятий по познавательному развитию:

  1. Формирование представлений о здоровье как ценности, которую нужно беречь с детства.
  2. Формирование представлений о туризме как средстве оздоровления и познания мира.
  3. Формирование начальных туристских знаний, умений и навыков.
  4. Формирование знаний о личной гигиене и предотвращении возможных опасностей в лесу.
  5. Формирование стремления к познанию окружающего мира, которое начинается с изучения родного края.
  6. Формирование знаний о бережном отношении к природе.
  7. Формирование навыков работы с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство.
  8. Формирование умений ориентироваться в предметно-пространственном окружении.

Классификация форм работы по физическому воспитанию с использованием средств туризма с дошкольниками

День здоровья

Познаватель

ные занятия

Организация физического воспитания в ДОУ с использованием средств туризма

Учебная работа

Физкультурно-

оздоровительная работа в режиме дня

Активный отдых

Физкультурные занятия

Туристский праздник

Туристские развлечения

Физические упражнения естественно-прикладного характера, формирующие навыки, необходимые, в повседневной жизни, проводимые  на утренней и вечерней прогулках

Топографические прогулки

Подвижные игры с поисковыми ситуациями на прогулке

Игровые комплексы в помещении, на участке детского сада с использованием природных и социальных объектов

Показатели физической нагрузки детей старшего возраста во время туристской прогулки

Основные показатели

Минимальная нагрузка

Максимальная нагрузка

Протяженность туристской прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале

Пешеходная прогулка в теплый и холодный период года

Лыжная прогулка

С учетом двигательной активности на привале

Пешеходная прогулка в теплый и холодный период года

Лыжная прогулка

2, 5 км

1.5 км

3,5 км

2,5 км

4 км

2,5 км

5 км

3 км

Продолжительность туристской прогулки

Теплый период

Холодный период

2 ч

1,5 ч

3 ч

2,5 ч

Время непрерывного движения по маршруту

Пешеходная прогулка в теплый и холодный период года

Лыжная прогулка

20 мин

10 мин.

30 мин

15 мин

Общее время прогулки в один конец

Пешеходная прогулка в теплый и холодный период года

Лыжная прогулка

25 мин

20 мин

40 мин

30 мин

Продолжительность промежуточного привала

5 мин

Проводится в случае необходимости

Количество упражнений для организованной двигательной деятельности

3

8

Вес рюкзака

500 г

1500 г

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАНННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРИВАЛЕ

(ПО СЕЗОНАМ)

ОСЕНЬ

Первая туристская прогулка

1.  Бег змейкой.

2. Прыжки с продвижением вперед.

3. Метание вдаль.

1-2 — игра-эстафета «Ловкий турист»

Организуется в виде соревнования между двумя командами (бег змейкой между разложенными на расстоянии 50 см друг от друга рюкзаками и прыжки с продвижением вперед на двух ногах в об ратном направлении). Длина дистанции в оба конца — 30 м.

3 — игровое упражнение «Кто дальше»

Метание камушков в речку правой и левой рукой.

Вторая туристская прогулка

1. Бег парами.

2. Прыжки поочередно на правой и левой ногах.

3. Бег вперед спиной.

4. Метание в цель.

1-3 — игра-эстафета «Веселые соревнования»

Организуется в виде соревнования между двумя командами (бег парами, взявшись за руки, спиной вперед — 5 м, прыжки на ле вой и правой ногах поочередно (по 6 раз) — 5 м, бег парами в обратном направлении — 10м). Длина дистанции в оба конца 20 м.

4 — Игровое упражнение «Кто самый меткий»

 Метание шишек (мелких камушков) в ствол дерева с рассто яния 4-5 м левой и правой рукой.

Третья туристская прогулка

1.  Прыжки с разбега в длину.

2. Бросание мяча из-за головы друг другу.

3. Бег из исходного положения стоя спиной по направлению движения.

4. Бег приставным шагом боком.

1,3,4 — игра-эстафета «Беговая»

Организуется в виде соревнования между двумя командами (бег по прямой из исходного положения спиной по направле нию движения до рюкзака, прыжок с прямого разбега в длину через ров, бег приставным шагом боком в обратном направле нии). Длина дистанции в оба конца — 30 м.

2 — игра «Мячи догоняют друг друга»

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Первый игрок начинает бросок мяча из-за головы игроку, стоящему напротив, тот передает его следующему и т.д. Когда мяч уйдет к третьему игроку, в игру включается второй мяч, который начинает дого нять первый тем же способом. Правило: не дать мячам догнать друг друга, избежать столкновения.

Четвертая туристская прогулка

1. Бег с препятствиями.                        •

2. Прыжки с продвижением вперед.

3. Перебрасывание мяча через сетку.

1  — игра-эстафета «Быстрые ноги»

Организуется в виде соревнования между двумя-тремя коман дами. Из веток сооружается по четыре барьера для каждой ко манды (высотой — 30 см, расстояние между ними — 2-3 шага ребенка). Задача игроков — как можно быстрее преодолеть по лосу препятствий, не задев барьер, и передать эстафету следую щему игроку. Длина всей дистанции в оба конца — 25 м.

2 — игровое упражнение «Кенгуру»

Встав шеренгой, дети одновременно делают 3 прыжка. Оп ределяется лучший результат. Следующая попытка совершает ся от линии старта и состоит из четырех прыжков, далее — пяти.

3 — игра «Не урони»

Группа делится на две команды, которые располагаются по разные стороны площадки. Каждый игрок рисует для себя круг (диаметром 1 м). Игроки перебрасывают мяч с одной стороны площадки на другую через сетку (высота — 1,5 м). Мяч принимает только тот ребенок, который может, не выходя из круга принять его. Расстояние между кругами должно быть 40-50 см. Выигрывает команда, которая не допустит падения мяча на своей стороне площадки.

Пятая туристская прогулка

1. Ходьба по-медвежьи (на ладонях и стопах).

2. Прыжки через барьеры.

3. Элементы игры в футбол.

1-2 — «Шуточная эстафета»

Организуется в виде соревнования между двумя-тремя ко мандами (ходьба по-медвежьи — 6 м, прыжки через барьеры вы сотой 30-40 см (можно использовать рюкзаки), расположенные на расстоянии одного шага, бег по прямой в обратном направле нии). Длина дистанции в оба конца — 20 м.

3 — игра «Веселые футболисты»

Организуется в виде соревнования между парами игроков: ведение мяча по прямой — 3 м, удар по «воротам», обозначен ным палочками, рюкзаками, деревьями.

Вариант: на ворота можно поставить вратарей.

ЗИМА

Первая туристская прогулка (пешая)

1. Бег с увертываем..

2. Метание снежков в цель.

3. Катание с горы на санках.

1  — игра «Два мороза» (4-5 раз)

2 — игровое упражнение «Кто меткий»

Метание снежков правой и левой рукой в цель (дерево, пенек) с расстояния 4-5 м.

3 — катание на санках с горы

Вторая туристская прогулка (пешая)

1. Игры и упражнения на санках.

2. Метание в движущуюся цель.

1 — игра-эстафета на санках

Проводится в виде соревнований между двумя командами. Игроки обеих команд делятся по парам. Один ребенок садится на санки, другой подталкивает их сзади. На обратном пути оба игрока везут пустые санки

2 — игра «Кто ловкий»

Дети делятся поровну на 2 команды. Игроки первой ко манды располагаются внутри начерченного на снегу большого круга. Игроки второй команды размещаются за его пределами на расстоянии восьми шагов. По сигналу педагога игроки вто рой команды начинают метать снежки в игроков, находящихся в кругу. Их задача — увернуться от снежка.

3 — катание с горы с различными заданиями: проехать в ворота, поднять снежок и т.п.

Третья туристская прогулка (пешая)

        1. Бег с увертыванием.

        2. Метание вдаль правой и левой рукой.

        3. Игры и упражнения с санками.

        1 — игра «Елочка»

Данная игра представляет собой разновидность ловишек. Ус ложнение: пойманным не считается тот, кто успеет встать лицом к водящему и расставить руки в стороны, имитируя елочку.

2 — игровое упражнение «Кто дальше»

Дети состязаются в дальности броска снежка правой и левой рукой.

3 — забавы с санками

ВЕСНА

Первая туристская прогулка

1. Упражнения в равновесии.

2. Метание вдаль правой и левой рукой разными способами.

3. Прыжки на двух ногах с продвижением.

1,3 — игра-эстафета «Не намочи ног»

Дети делятся на две команды. Каждая соревнующаяся пара должна перебраться на другую сторону через болото с помощью двух дощечек. Обратный путь игроки проделывают прыжками.

2 — игровое упражнение «Кто дальше»

Метание камушков разными способами правой и левой ру кой в озеро, «рисование» кругов на воде.

Вторая туристская прогулка

1.  Бег с различными заданиями.

2. Прыжки с разбега в длину.

3. Метание в горизонтальную цель.

1  — игра «Мы-туристы»

По сигналу дети бегают по всей площадке. По команде «Ту ристы-велосипедисты (лыжники, мото-туристы и др.) дети ими тируют их движения.

Вариант игры: выбирается водящий. По сигналу педагога дети начинают имитировать способ передвижения разных ту ристов, а водящий должен определить вид туризма.

2 — игровое упражнение «Сильные ноги»

Детям предлагается с разбега допрыгнуть до рюкзака. Для тех, кто достиг результата, расстояние увеличивается.

3 — игровое упражнение «Острый глаз»

С расстояния 4-5 м дети правой и левой рукой метают, стараясь попасть в центр пенька.

Третья туристская прогулка

1. Бег по прямой на скорость.

2. Ведение мяча, передача его от груди и из-за головы партнеру.

3. Упражнения с ракеткой и воланом.

1  — игра-эстафета «Баскетболисты»

Организуется в виде соревнования между двумя командами. (Ведение мяча 5 м, поворот на 90", передача мяча следующему иг року и бег по прямой в обратном направлении.)

2 — игровое упражнение «Кто больше отобьет», «Передай другому», «Забей в мишень» и др.

ЛЕТО

Первая туристская прогулка

1.  Бег в шеренге.

2.  Упражнения с мячом (передача из-за головы, от груди, снизу,

разные способы ловли).

3. Элементы футбола.

1  — игра «Дружно вместе»

По сигналу педагога дети в шеренге должны перебежать на другую сторону площадки (15 м), удержав равнение по право фланговому. Обгонять и отставать запрещено.

2 — игра «Брось-поймай»

Стоя в кругу, дети перебрасывают мяч друг другу, отрабатывая разные способы броска и ловли. Задача — не дать мячу упасть.

3 — игровое упражнение «Ловкие футболисты» Ведение мяча между разложенными рюкзаками и забива ние в ворота с расстояния 3-5 м.

Вторая туристская прогулка

1.  Бег парами спиной вперед.

2. Прыжки с продвижением на правой и левой ноге.

3. Метание в цель прямой рукой сбоку.

1,2 — игра-эстафета «Веселые соревнования» (см. осеннюю туристскую прогулку № 2)

3 — игра «Городки»

Третья туристская прогулка

1.  Бег по кругу с различными заданиями.

2.  Элементы бадминтона.

1 — игра «Лесные звери»

Легкий бег по кругу. По команде педагога или ребенка «Заяц» (волк, медведь, лиса, лось и др.) дети имитируют движе ния лесных зверей.

        2 — игровое упражнение «Не урони»

        Перебрасывание волана через сетку, прием и отражение подачи.

Четвертая туристская прогулка

1.  Бег змейкой с увертыванием.

2. Метание в движущуюся цель.

3.  Футбол.

1  — игра «Лесные пятнашки»

Вариант обычных пятнашек, но проводимых в лесу между деревьями. Пойманным не может считаться тот, кто успел об хватить дерево.

2 — игра «Охотники»

Одна группа детей («а») располагается на одной стороне пло щадки, другая («б») — в засаде. По сигналу группа «б» пробе гает в колонне по одному через площадку. Группа «а» бросает шишки в ноги убегающим, стараясь поразить как можно боль ше игроков. Каждый совершает по 4-5 бросков. Победителем из группы «а» считается тот, кто сумел увернуться от шишки, а из группы «б» — кто успел сделать наибольшее количество попаданий .                                                

3 — игра в футбол по упрощенным правилам

Пятая туристская прогулка

1. Бег змейкой с увертыванием парами.

2. Перебрасывание мяча через сетку.

3. Прыжки в длину с места.

1  — игра «Парные салки»

Группа делится на пары. По сигналу «раз, два, три, беги!» дети убегают от водящего, огибая деревья и стараясь не на толкнуться на других детей.

Вариант игры: игроки убегают от водящего по одному, но в случае опасности могут взяться за руки и тем самым избежать осаливания.

2 — игра «Не урони мяч» (по типу пионербола) Разделившись на две команды, игроки перебрасывают мяч через сетку на сторону противника, не давая упасть ему на сво ей площадке.

3 — игровое упражнение «Кто дальше за три прыжка»

Встав шеренгой, дети одновременно делают 3 прыжка. Оп ределяется лучший результат. Следующая попытка совершает ся от линии старта и состоит из четырех прыжков, далее — пяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. 1.      Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.2....

Презентация "Вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста"

Физическое воспитание оказывает разностороннее благотворное влияние на детей, если оно осуществляется ежедневно при реализации нескольких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя п...

Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников

Физическое воспитание дошкольников. Нестандартное физкультурное оборудование группы. ... Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической...

Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников.

Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников....

Использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

в статье описывается использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста...