Проект "Цветок здоровья"
проект

Корочкина Валерия Сергеевна

Проект по здоровьесбережению долгосрочный для детей дошкольного возраста. В проекте описываются нетрадиционные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetok_zdorovya._docx.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»

«Цветок здоровья»

(Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ)

https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/12/18.png

Срок реализации: 9 месяцев

  Подготовила : дефектолог

 Корочкина В.С.

г.о. Саранск, 2022-2023уч.г.

      Краткая аннотация

В проекте представлен комплекс нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми общеобразовательных групп и в группах с детьми ЗПР. Некоторые элементы оздоровительных технологий могут использоваться в любой образовательной деятельности. 

  Пояснительная записка

Все больше мы наблюдаем что в современном мире отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, все больше детей подвержены частым простудным заболеваниям, нарушениям речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия.

Работа педагога  по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей  с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями ребенка. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом, психическом и умственном развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой

Вид проекта:  групповой

Участники проекта: дети группы ЗПР (4-7 лет), педагоги ДОУ, родители.

Практическая значимость

Нетрадиционные оздоровительно - развивающие технологии : Су-Джок массаж, крупотерапия, сказкотерапия и тд приучают ребенка не только сознательно относиться к своему здоровью , но и способствуют развитю общей и мелкой моторики, эмоционального состояния ребенка в целом.

Инновационная направленность

Упражнения и оздоровительно-развивающие техники надолго остаются в памяти ребенка в связи с тем, что  обучение и оздоровление происходит с легкостью в игровом варианте. С помощью новизны и формирования нового типа  взаимодействия детского сада и семьи, которая характеризуется доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями.

Актуальность

Перед дошкольным учреждением стоит одна из важнейших задач это подготовка детей к школе.  При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей в психоэмоциональном  развитии набирают свои обороты. У детей  с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и неустойчивость психоэмоционального развития.

Особенности  развития детей с задержкой психического развития и ОВЗ  отражает недоразвитие эмоционально-волевой, речевой и познавательной деятельности.

Проблема

 Работа обычными традиционными методами и приемами с детьми с ЗПР не приносит больших результатов. Такие дети требуют терпения и особой подготовки педагога.  Таким детям необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, чтобы побуждать их интерес к работе. Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР имеющими нарушение в эмоционально-волевой сфере. эти технологии позволяют создавать психофизиологический  комфорт детям во время занятий где они должны ощущать себя уверенными в своих силах и способностях, организовывать занятия интереснее, разнообразнее, доступнее. Такие методы работы являются одними из эффективных средств коррекции, которые  помогают достичь максимальных успехов в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Актуальность

 Важная задача дошкольного учреждения - подготовка детей к школе.

Анализ ситуации в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеющих отклонения в речевом и эмоционально-волевом развитии - растет. Практический опыт и исследования доказывают, что устранять выше перечисленные проблемы необходимо в дошкольном  возрасте, в связи с тем, что в данном возрасте у детей нервно-психический статус является наиболее пластичным.

Если не оказывать своевременную помощь со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей осложняются. Возможны повышенная истощаемость, дефицит внимания, агрессивность, чрезмерная расторможенность, снижается работоспособность и память.

Таким образом снижение  общей и мелкой моторики у детей с ЗПР влечет за собой нарушение речи как системы, недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Проблема

Мало работать с детьми ЗПР традиционными методами и приемами, такие дети требуют особого терпения и подготовки. Для дет ей с задержкой психического развития необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, которая будет постоянно побуждать их интерес к работе. Использование нетрадиционных, инновационных оздоровительно-развивающих технологий в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития с ОВЗ. Эти технологии позволяют создать для детей психофизиологический комфорт на занятиях, помогающий создать ситуацию "уверенности" в своих силах.

Актуальность данной проблемы и вопросы родителей подвели нас к необходимости разработать данный проект.

Объект проекта - нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе дефектолога и воспитателей для детей с ЗПР с ОВЗ.

Предмет исследования - использование  нетрадиционных оздоровительно- развивающих технологий в работе дефектолога и воспитателей

Цель проекта - введение нетрадиционных форм развития, создание  оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и  психофизических способностей, сохранение  и укрепление   здоровья детей с ЗПР с ОВЗ путем повышения физиологической активности  органов и систем детского организма посредством  нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.

Задачи проекта:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через нетрадиционные технологии.

2. Совершенствовать двигательные навыки и качества ребенка, как основу его физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями.

3. Совершенствовать  индивидуальный двигательный опытдетей, обучая движениям и двигательным упражнениям посредством нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.

4. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

5. Привлечение родителей для активного участия по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

6. Создать предметно-развивающую среду, с использованием нетрадиционного оборудования, способствующую воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Методы исследования

- изучение и анализ литературы

- эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

- диагностические методы

Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида" группа для детей с ЗПР в количестве 7 человек ( один ребенок с ОВЗ)

Ресурсы ИКТ, ноутбук, проектор, магнитофон, интернет -ресурсы, подбор игр и упражнений, комплексы самомассажа, Су-Джок шарики и тд.

Материалы данногоЕ проекта составлены с опорой на  Адаптированную Основную Образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития мунииципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №32 комбинированного вида" с учетом программы С.Г.Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" М: Школьная Пресса, 2005г.

План проекта

Подготовительный этап

1. Формирование проблемы, целей и задач проекта

2. Изучение литературы, интернет-ресурсов по теме проекта

3. Диагностика знаний детей по теме

4. Разработка проекта

5. Анализ и пополнение предметно-развивающей среды по теме

6. Создание картотеки игр, упражнений, подбор художественной литературы и музыкального сопровождения

7. Разработка памяток, консультаций

8.Составление перспективного плана

Сентябрь


Этапы проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Деятельность с детьми

Организационный этап.

Планирование деятельности

Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?

Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные».

Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных

Консультативная работа с родителями.

Принимают участие в обсуждении

Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями.

Основной этап

Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон.

Просмотр дома телепередач о животных.

Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану.

Заключительный этап

Презентация проекта

Подведение итогов

Создание книги «Животные леса»

Организует презентацию и представление созданной книги «Животные леса».

Оказывают помощь в сборе бросового материала.

Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных.

Активные участники.

Создание книги о диких животных.

Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение».


Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные леса»

Направление по повышению компетентности родителей

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Результат

Информационно-аналитическое

Познакомить родителей с предполагаемым проектом

Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др.

Получение родителями информации о предстоящей работе

Познавательное

Консультация:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»

Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных

Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».

Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе

Пополнение предметно-развивающей среды:

  • Настольный театр «Зоопарк».
  • Книга «Дикие животные».
  • Д/и: «Кто в домике живёт?»

Наглядно-информационное

Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе

Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме

Развитие грамматического строя речи у ребёнка:

  • упражнять в образовании притяжательных местоимений;
  • образование существительных с помощью суффикса –ищ;
  • образование сложных прилагательных;
  • образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

Приложение

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА

С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

дети идут по кругу друг за другом

За мамой-лосихой топал лосёнок,

идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

крадутся на носочках

За мамой-ежихой катился ежонок,

приседают, медленно двигаются вперёд

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

скачут вприсядку

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат,

идут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

лицом в круг, делают движения языком – «лакают»


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

дети загибают пальцы на

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

обеих руках: по одному

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

пальцу на каждую строчку

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

удары ладонями и кулачками поочерёдно

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пустое место» «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу.

Мы по кругу идём,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Мы лисичку зовём,

- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,

- Кто там? Нас по голосу узнает.

-……..(Саша)

- Зачем пришёл?

- Побежали на перегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)



СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ

 (Вл. Степанов)

Медведь.

Белка.

По завалам, по оврагам

Белка – с кисточками ушки-

Ходит зверь хозяйским шагом.

Гриб увидит на опушке -

Любит он душистый мёд,

Прыг за ним с густых ветвей

Да малину с веток рвёт.

И несёт домой скорей.

Кабан.

Лось.

Опускается туман,

Лось – рога ветвистые

Просыпается кабан.

Да копыта быстрые.

Роет землю у реки,

Головой качая, он

Точит острые клыки.

Задевает небосклон.

Ёж.

Барсук.

Серый ёжик весь в иголках,

Встанет за полночь барсук,

Словно он не зверь, а ёлка.

Обойдёт свой дом вокруг.

Хоть колюч молчун лесной –

Острый нюх и зоркий глаз -

Ёжик добрый, а не злой.

Наступил охоты час.

Список литературы

1.Воронквич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С.П б.: «Детство – пресс», 2006.

2. Метельская Н.Г. 100 физкульт минуток на логопедических занятиях. М.:

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2001.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

6. Лысаков. В.Г.  1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: А.С.Т., Донецк: Сталкер, 2006.

7. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу « Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.сост. О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998.

9. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М94 «Детство – пресс»,2003


Анкеты для родителей.

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1.Есть ли у вас дома животные?

-кошка

- рыбки

- собака

- хомячок

-птицы

- другие

2.Ест ли комнатные растения?

-да

-нет

Если да, то какие?

3.Кто ухаживает за животными или растениями?

-мама

-папа

-ребенок

4.Что делает при этом ребёнок?

-кормит

- гуляет с ним

- играет

- поливает

- ничего не делает

5.Бываете ли вы с ребёнком на природе?

-да

-нет

- Если да, то где?

6.С какой целью?

7.Где ребёнок обычно проводит лето?

8.Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду?

-плохо

- хорошо

-мне все равно

- другое__________________________________________________________

9.Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

_________________________________________________________________

«Воздух в вашей квартире»

1.Определение состояния воздуха вашей квартире:

- чистый;

- грязный;

- не знаю.

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

- да;

- нет.

3.Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение?:

- регулярно;

- изредка;

- не обращаю на это внимания.

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

- каждый день;

- раз в неделю по выходным;

- другие варианты…

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке мебели:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке обоев:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке ковров:

- да;

- нет.

9. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

10. Как очищаете воздух в квартире?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...