Проект "Цветок здоровья"
проект
Проект по здоровьесбережению долгосрочный для детей дошкольного возраста. В проекте описываются нетрадиционные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetok_zdorovya._docx.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
«Цветок здоровья»
(Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ)
Срок реализации: 9 месяцев
Подготовила : дефектолог
Корочкина В.С.
г.о. Саранск, 2022-2023уч.г.
Краткая аннотация
В проекте представлен комплекс нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми общеобразовательных групп и в группах с детьми ЗПР. Некоторые элементы оздоровительных технологий могут использоваться в любой образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Все больше мы наблюдаем что в современном мире отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, все больше детей подвержены частым простудным заболеваниям, нарушениям речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия.
Работа педагога по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями ребенка. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом, психическом и умственном развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта: практико-ориентированный, игровой
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети группы ЗПР (4-7 лет), педагоги ДОУ, родители.
Практическая значимость
Нетрадиционные оздоровительно - развивающие технологии : Су-Джок массаж, крупотерапия, сказкотерапия и тд приучают ребенка не только сознательно относиться к своему здоровью , но и способствуют развитю общей и мелкой моторики, эмоционального состояния ребенка в целом.
Инновационная направленность
Упражнения и оздоровительно-развивающие техники надолго остаются в памяти ребенка в связи с тем, что обучение и оздоровление происходит с легкостью в игровом варианте. С помощью новизны и формирования нового типа взаимодействия детского сада и семьи, которая характеризуется доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями.
Актуальность
Перед дошкольным учреждением стоит одна из важнейших задач это подготовка детей к школе. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей в психоэмоциональном развитии набирают свои обороты. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и неустойчивость психоэмоционального развития.
Особенности развития детей с задержкой психического развития и ОВЗ отражает недоразвитие эмоционально-волевой, речевой и познавательной деятельности.
Проблема
Работа обычными традиционными методами и приемами с детьми с ЗПР не приносит больших результатов. Такие дети требуют терпения и особой подготовки педагога. Таким детям необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, чтобы побуждать их интерес к работе. Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР имеющими нарушение в эмоционально-волевой сфере. эти технологии позволяют создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий где они должны ощущать себя уверенными в своих силах и способностях, организовывать занятия интереснее, разнообразнее, доступнее. Такие методы работы являются одними из эффективных средств коррекции, которые помогают достичь максимальных успехов в оздоровлении детей дошкольного возраста.
Актуальность
Важная задача дошкольного учреждения - подготовка детей к школе.
Анализ ситуации в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеющих отклонения в речевом и эмоционально-волевом развитии - растет. Практический опыт и исследования доказывают, что устранять выше перечисленные проблемы необходимо в дошкольном возрасте, в связи с тем, что в данном возрасте у детей нервно-психический статус является наиболее пластичным.
Если не оказывать своевременную помощь со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей осложняются. Возможны повышенная истощаемость, дефицит внимания, агрессивность, чрезмерная расторможенность, снижается работоспособность и память.
Таким образом снижение общей и мелкой моторики у детей с ЗПР влечет за собой нарушение речи как системы, недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Проблема
Мало работать с детьми ЗПР традиционными методами и приемами, такие дети требуют особого терпения и подготовки. Для дет ей с задержкой психического развития необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, которая будет постоянно побуждать их интерес к работе. Использование нетрадиционных, инновационных оздоровительно-развивающих технологий в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития с ОВЗ. Эти технологии позволяют создать для детей психофизиологический комфорт на занятиях, помогающий создать ситуацию "уверенности" в своих силах.
Актуальность данной проблемы и вопросы родителей подвели нас к необходимости разработать данный проект.
Объект проекта - нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе дефектолога и воспитателей для детей с ЗПР с ОВЗ.
Предмет исследования - использование нетрадиционных оздоровительно- развивающих технологий в работе дефектолога и воспитателей
Цель проекта - введение нетрадиционных форм развития, создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей, сохранение и укрепление здоровья детей с ЗПР с ОВЗ путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма посредством нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.
Задачи проекта:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через нетрадиционные технологии.
2. Совершенствовать двигательные навыки и качества ребенка, как основу его физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями.
3. Совершенствовать индивидуальный двигательный опытдетей, обучая движениям и двигательным упражнениям посредством нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.
4. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.
5. Привлечение родителей для активного участия по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
6. Создать предметно-развивающую среду, с использованием нетрадиционного оборудования, способствующую воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Методы исследования
- изучение и анализ литературы
- эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)
- диагностические методы
Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида" группа для детей с ЗПР в количестве 7 человек ( один ребенок с ОВЗ)
Ресурсы ИКТ, ноутбук, проектор, магнитофон, интернет -ресурсы, подбор игр и упражнений, комплексы самомассажа, Су-Джок шарики и тд.
Материалы данногоЕ проекта составлены с опорой на Адаптированную Основную Образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития мунииципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №32 комбинированного вида" с учетом программы С.Г.Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" М: Школьная Пресса, 2005г.
План проекта
Подготовительный этап | |
1. Формирование проблемы, целей и задач проекта 2. Изучение литературы, интернет-ресурсов по теме проекта 3. Диагностика знаний детей по теме 4. Разработка проекта 5. Анализ и пополнение предметно-развивающей среды по теме 6. Создание картотеки игр, упражнений, подбор художественной литературы и музыкального сопровождения 7. Разработка памяток, консультаций 8.Составление перспективного плана | Сентябрь |
Этапы проекта | Деятельность педагога | Взаимодействие с семьей | Деятельность с детьми |
Организационный этап. Планирование деятельности | Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире? Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные». | Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных Консультативная работа с родителями. | Принимают участие в обсуждении Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями. |
Основной этап | Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон. | Просмотр дома телепередач о животных. | Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану. |
Заключительный этап Презентация проекта Подведение итогов | Создание книги «Животные леса» Организует презентацию и представление созданной книги «Животные леса». | Оказывают помощь в сборе бросового материала. Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных. | Активные участники. Создание книги о диких животных. Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение». |
Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные леса»
Направление по повышению компетентности родителей | Совместная деятельность педагога с родителями | Совместная деятельность родителей с детьми | Результат |
Информационно-аналитическое | Познакомить родителей с предполагаемым проектом | Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др. | Получение родителями информации о предстоящей работе |
Познавательное | Консультация: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными» | Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа». | Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе Пополнение предметно-развивающей среды:
|
Наглядно-информационное | Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных» Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе | Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме | Развитие грамматического строя речи у ребёнка:
|
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА
С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой Звери шли на водопой. | дети идут по кругу друг за другом |
За мамой-лосихой топал лосёнок, | идут, громко топая |
За мамой-лисицей крался лисёнок, | крадутся на носочках |
За мамой-ежихой катился ежонок, | приседают, медленно двигаются вперёд |
За мамой-медведицей шёл медвежонок, | идут вперевалку |
За мамою-белкой скакали бельчата, | скачут вприсядку |
За мамой-зайчихой – косые зайчата, | скачут на прямых ногах |
Волчица вела за собою волчат, | идут на четвереньках |
Все мамы и дети напиться хотят. | лицом в круг, делают движения языком – «лакают» |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. | дети загибают пальцы на |
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. | обеих руках: по одному |
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. | пальцу на каждую строчку |
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. | |
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. | |
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. | удары ладонями и кулачками поочерёдно |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. |
Мы по кругу идём, |
К одному я подойду и тихонько постучу. |
Мы лисичку зовём, |
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает, |
- Кто там? Нас по голосу узнает. |
-……..(Саша) |
- Зачем пришёл? |
- Побежали на перегонки, как ……. |
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ
(Вл. Степанов)
Медведь. | Белка. |
По завалам, по оврагам | Белка – с кисточками ушки- |
Ходит зверь хозяйским шагом. | Гриб увидит на опушке - |
Любит он душистый мёд, | Прыг за ним с густых ветвей |
Да малину с веток рвёт. | И несёт домой скорей. |
Кабан. | Лось. |
Опускается туман, | Лось – рога ветвистые |
Просыпается кабан. | Да копыта быстрые. |
Роет землю у реки, | Головой качая, он |
Точит острые клыки. | Задевает небосклон. |
Ёж. | Барсук. |
Серый ёжик весь в иголках, | Встанет за полночь барсук, |
Словно он не зверь, а ёлка. | Обойдёт свой дом вокруг. |
Хоть колюч молчун лесной – | Острый нюх и зоркий глаз - |
Ёжик добрый, а не злой. | Наступил охоты час. |
Список литературы
1.Воронквич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С.П б.: «Детство – пресс», 2006.
2. Метельская Н.Г. 100 физкульт минуток на логопедических занятиях. М.:
3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2001.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
6. Лысаков. В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: А.С.Т., Донецк: Сталкер, 2006.
7. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу « Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.сост. О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998.
9. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М94 «Детство – пресс»,2003
Анкеты для родителей.
«Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1.Есть ли у вас дома животные?
-кошка
- рыбки
- собака
- хомячок
-птицы
- другие
2.Ест ли комнатные растения?
-да
-нет
Если да, то какие?
3.Кто ухаживает за животными или растениями?
-мама
-папа
-ребенок
4.Что делает при этом ребёнок?
-кормит
- гуляет с ним
- играет
- поливает
- ничего не делает
5.Бываете ли вы с ребёнком на природе?
-да
-нет
- Если да, то где?
6.С какой целью?
7.Где ребёнок обычно проводит лето?
8.Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду?
-плохо
- хорошо
-мне все равно
- другое__________________________________________________________
9.Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
_________________________________________________________________
«Воздух в вашей квартире»
1.Определение состояния воздуха вашей квартире:
- чистый;
- грязный;
- не знаю.
2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?
- да;
- нет.
3.Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.
4. Сколько у вас комнатных растений?
5. Часто ли вы проветриваете помещение?:
- регулярно;
- изредка;
- не обращаю на это внимания.
6. Как часто вы делаете влажную уборку:
- каждый день;
- раз в неделю по выходным;
- другие варианты…
7. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке мебели:
- да;
- нет.
8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке обоев:
- да;
- нет.
8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке ковров:
- да;
- нет.
9. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?
10. Как очищаете воздух в квартире?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...