Синдром эмоционального выгорания у педагога ДОО.
рабочая программа
В современном мире проблема психологического и психического здоровья является сегодня особенно важной. Уверена, что овладеть педагогу определенными знаниями и навыками естественной саморегуляции, способствующих предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания и снижению его негативного влияния, можно в процессе организации работы педагог-психолога с коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_blokov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО
Приходилось ли Вам в начале учебного года слышать от педагогов фразу: «У меня ощущение, что сегодня пятница и уже май…», то есть окончание учебного года, хотя педагогический процесс только начался. Общее чувство усталости, отсутствие мотивации в работе, чувство беспокойства, разбитости и раздражения указывают на развитие синдрома эмоционального выгорания. А отрицательно окрашенные психологические состояния педагога, в свою очередь, снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях.
Проблема психологического и психического здоровья является сегодня особенно важной. Помочь педагогу овладеть определенными знаниями и навыками естественной саморегуляции, способствовать предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания и снижению его негативного влияния можно в процессе организации работы с педагогическим коллективом – считает ДОО города Прокопьевска.
Для достижения этой цели в условиях ДОО реализуется программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов». Необходимость организации работы в данном направлении определилось тем, что в коллективе 45% педагогов имеют стаж работы свыше 15 лет, некоторые стали задумываться о смене профессии, скептически относиться к нововведениям, снизился творческий потенциал коллектива. Однако, основным фактором, обуславливающим реализацию программы, является то, что детский сад посещают дети со зрительными нарушениями. Это требует учета особых образовательных потребностей; создание специальных условий для развития дошкольников, определенного подхода при взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями, что приводит к высокой эмоциональной напряженности и накоплению усталости у педагогов.
Целью программы является: создание условий для формирования и развития навыков саморегуляции и самовоздействия, которые способствуют профилактике синдрома эмоционального выгорания и обеспечивают расширение поля вариантности в кризисных ситуациях.
Программа представляет цикл занятий с педагогами и администрацией, на которых решаются такие задачи:
- актуализировать знания педагогов по проблеме синдрома эмоционального выгорания и способов его профилактики;
- ознакомить педагогов с широким спектром естественных способов регуляции организма и саморегуляции;
- содействовать активности педагогов, обеспечивающую их максимальную включенность в процесс работы семинара;
Результативность своей работы педагог – психолог видит:
- в овладение педагогами понятиями «синдром эмоционального выгорания», « позитивное мышление», «навыки саморегуляции»;
- в понимание, принятие и использование принципов позитивного мышления;
- в улучшение психологического климата в коллективе.
Структура программы включает 5 блоков, объединенных одной целью.
1 БЛОК - Синдром эмоционального выгорания. Педагогам раскрываются понятия «синдром эмоционального выгорания», причины его возникновения, стадии развития, признаки проявления на разных уровнях. Рассматриваются проблемы стресса на рабочем месте, значение благоприятного психологического климата в коллективе как важного фактора в профилактике синдрома эмоционального выгорания. Проводится диагностика
2 БЛОК - Роль навыков саморегуляции в профилактике синдрома эмоционального выгорания.
На данном этапе педагоги знакомятся с понятием «позитивное мышление» (психология счастья и позитивный подход), его принципы, разные точки зрения. Педагог – психолог делает акцент на том, что в профилактике синдрома эмоционального выгорания важную роль играет сама личность и умение активизировать позитивные ресурсы организма, дает понятие
3 БЛОК - Психологический практикум который включает следующие формы работы занятия, клубную работу, консультации, лекции-беседы, семинары-практикумы с элементами тренинга и др.
4 БЛОК - Работа с администрацией
Внешние факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Роль руководителя в коллективе. Стили руководства и их влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. Создание условий для благоприятного психологического климата в коллективе. Конфликты в педагогическом коллективе, конструктивное поведение руководителя.
5 БЛОК – Рефлексия курса. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проведение диагностики.
Каждое занятие содержит информирование педагогов, самоанализ профессиональных и личностных качеств, тренировочные упражнения, отработку навыков, элементы тренинга, релаксационные паузы на снятие эмоционального напряжения. Состав участников постоянен, встречи происходят один раза в неделю и длятся два часа.
Программа реализуется через следующие формы работы:
- лекции с элементами беседы «Психология счастья», «Музыка вокруг нас», «Цвет и настроение», «Запах радости», «Сказка рядом» и т.д.
- дискуссии - «Трудный родитель», «Я - совершенство», «Профессиональные качества педагога», «Из жизни наших я» и т.д.
-ролевые игры «Пойми меня», «Я самая», «Звездный час» и.т.д.
-творческое фантазирование «Сочини сказку», «Если бы я не была педагогом…», «Цвет моей профессии», «Говорящий рисунок» и т.д.
-создание проблемных ситуаций «Оптимистам веселее…», «Я и родители моих воспитанников», «Необитаемый остров» и т.д.
- домашнее задание «Письмо себе любимой», «Нарисуй настроение», «Музыка здоровья», «Мой банк способов саморегуляции» и т.д.
- работа в малых группах, элементы арттренинга, релаксационные паузы и т.д.
Результатом реализации программы стало улучшение психологического климата, увеличение коэффициента сплоченности коллектива, повышение уровня творческого потенциала педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультации для педагогов "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов» Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...