Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
консультация
Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими.
Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.
Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие.
Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.
Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:
- Стресс, вызванный большим количеством требований;
- Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;
- Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;
- Невнимание к своему физическому здоровью.
Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще - педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации.
Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.
«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для работы группы, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;
2. Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;
3. Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;
4. Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.
Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными предложениями, массажные коврики.
1. Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг.Ведущий дает инструкцию:
"Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!"
1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).
3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
10. Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2. Педагог-психолог: Упражнение «На кого я похож»
А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.
Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все» К. Крюгер.
Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.
1.Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать?
2. Что вы видите?
3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?
4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?
5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.
Обсуждение в группе.
3. Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив»
Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.
Работа с колодой МАК «Я и все-все-все» К. Крюгер.
Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.
1.Задайте вопросы по карте: Что вы видите?
2. Какие чувства вызывает у вас эта карта?
3. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?
4. Определите роли каждого члена коллектива.
Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.
Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.
4. Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие к специалистам…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят заведующий или методист…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свой занятие…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я пишу планы…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
5. Педагог-психолог: Упражнение «Мои чувства»
Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы» И. Орда.
Технология:
Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту, подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?
Обсуждение и анализ в группе.
6. Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по лесу….
Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность – топкое болото.
Перейти его можно только по кочкам, держась друг за друга. Становитесь в шеренгу, руки положите друг другу на плечи. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату.И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.
“Кочки” (из картона) раскладывают в круг.
Итак, начнем движение.
7. Педагог-психолог: Упражнение "Работа с вопросами".
Цель - посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.
Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами. (Коучинговые вопросы – «помогающие» вопросы
Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?
Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно, работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.
Технология простая:
1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.
2. Тяните наугад карточку с вопросом.
3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.
4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?
Например, меня беспокоит вопрос "В каком направлении мне двигаться в своей работе?". Я вытягиваю вопрос "О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?" Ого) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!
Обсуждение и анализ в группе.
8. Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)» Автор: Буравцова Н. В.
Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» И. Орда, и «Ресурсы и силы» С. Филиной.
Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.
Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ,или осознанно ВО выбрать 2 карты:
1-ю - отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т. п.
2-ю - отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.
Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т. д., а на внутренних (психологических) ресурсах.
Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.
9. Педагог-психолог: упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»
Работа с МАК картами «Мудрость шута» Соня Чокет.
Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.
Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.
Инструкция клиенту
1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу?», но НЕ «Что сделать, чтобы он?» и т. п.).
2. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.
3. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?
10. Педагог-психолог:
Показ видеоролика «О важности команды».
11. Педагог-психолог:Рефлексия занятия:
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что получили нового?
Что принес вам сегодняшний день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?
Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.
12. Далее педагогам раздаются памятки, рекомендации и техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультации для педагогов "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов» Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...
Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"
В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал даст представление о факторах, влияющих на раз...
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов " «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравила...