Этот сложный энурез
статья (подготовительная группа)
Энурез. Проявление энуреза, его формы, причины и последствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_enurez.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ЭНУРЕС
Энурез – важная медицинская и психосоциальная проблема.
Как постоянно действующий психотравмирующий фактор недержание мочи оказывает давление на психическое состояние ребенка и может влиять на формирование его нервно-психической сферы. Стыд, связанный с проявлением этого симптома, вызывает неверие в свои силы и, как следствие, снижение самооценки в целом. Такие явления особенно сильно выражены, если ребенок не ограждается от насмешек товарищей, если он не имеет поддержки в семье. Малыш становится необщительным, замкнутым, сторонится детских коллективов. Заболевание ребенка ложится бременем на родителей, создаются тягостные условия в быту, нередко обостряя семейные отношения.
Необоснованные упреки и наказания родителей еще больше ухудшают состояние ребенка и потом тяжело сказываются на характере взрослого человека. Сложности формирования характера такого больного- это следствие, а не причина заболевания. Так давайте же рассмотрим истинные причины и попробуем разобраться в этой проблеме.
Энурез (от греч. Enourein- мочиться во сне, мочиться ночью) не опасен для жизни, но является социально значимым физическим расстройством. Общий признак заболевания – неосознанное мочеиспускание во время сна или в состоянии бодрствования вследствие врожденного или приобретенного нарушения функции регуляции мочеиспускания, обусловленного различными биологическими факторами. Заболевания обусловлено патологией нервной, мочевыводящей систем и нарушением психики. Болезнь эта известна человечеству очень давно, ее описания встречаются в древнеегипетских папирусах и руководствах по педиатрии до нашей эры.
Наличие энуреза оказывает психологическое и эмоциональное воздействие, тяжело переживается как ребенком, так и взрослым. Возникает чувство вины, стыда, страха, появляется низкая самооценка. По мере роста ребенка эти чувства могут проецироваться на поведенческие и эмоциональные нарушения взрослого, страдавшего энурезом в детстве. У некоторых больных симптомы заболевания закрепляются настолько прочно, что сохраняются полностью или частично в течение жизни и по устранении самого энуреза. Это из-за невротического развития личности. У части мальчиков, страдающих энурезом, в дальнейшем резко снижается половая функция. Среди мальчиков ночной энурез встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 1,5: 1 или 3:1.
По мнению одних исследователей, энурез – это симптом, который проявляется главным образом ночью, непроизвольно и бессознательно. Симптом сохраняется или появляется у ребенка, уже достигшего физиологической зрелости. Недержание мочи встречается в рамках системных расстройств или может сопутствовать им. Эти исследователь относят энурез к моносимптомным или «системным» неврозам. По мнению других – это синдром, включающий не только непроизвольное мочеиспускание во сне, но и нарушение самого процесса сна, изменение двигательной активности днем, нарушение эмоционально- волевого поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность. Некоторые авторы не выделяют энурез как самостоятельное системное психоневрологическое расстройство, а рассматривают его в качестве отдельных симптомов при неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний, массированной депресии. Самопроизвольное излечение самого энуреза зачастую не устраняет психологических нарушений, вызванных заболеванием. Энурез может являться признаком «дисфункции созревания» различных систем, то есть незрелостью или определенной формой диспропорции развития нервно- мышечных структур, обеспечивающих процесс мочеиспускания.
В медицине принято различать несколько форм энуреза. Самыми распространенными считаются неврозоподобная и невротическая. По времени возникновения неврозоподобная форма первична, то есть наблюдается с рождения, в то время как невротическая форма преимущественно вторична. Обе формы могут быть осложненными невротической симптоматикой.
Первичный энурез, чаще всего неврозоподобный, распространен больше; он встречается в 80% случаев, а вторичный – 20%. При первичном энурезе, в отличие от вторичного, недержание можи отмечается с раннего детства, физиологический рефлекс торможения мочеиспускания не устанавливается. Эпизоды недержания мочи по мере взросления ребенка не прекращаются, из-за чего не формируется навык опрятности. В основе первичного энуреза лежат различные факторы, повреждающие нейрорегуляторные механизмы на любом уровне. Основные механизмы недержания мочи подразделяются на врожденное нарушение формирования условного рефлекса мочеиспускания, задержку развития навыков регуляции мочеиспускания, нарушение приобретенного вследствие воздействия неблагоприятных факторов.
Вторичный энурез, обычно невротический, возникает у детей, которые в свое время уже овладели навыками опрятности, при этом может наблюдаться «сухой», «светлый» период от 3 до 6 месяцев. Возраст таких больных в среднем 4-12 лет. Невротический ночной энурез развивается, как правило, после воздействия острых или длительно действующих психотравмирующих ситуаций. Таких ситуаций великое множество: отделение ребенка от семьи, недостаток внимания из-за появления новорожденного, переезд на новую квартиру, семейные конфликты, пьянство родителей, развод, болезнь, смерть в своей семье или среди близких родственников, расставание с семьей в связи с госпитализацией, помещение в другую семью, поступление в школу и многое другое. Именно у детей с вторичным энурезом выявлена большая часть психологических проблем. Кроме энуреза у этих детей имеются и другие невротические расстройства: страхи, снижение настроения, эмоциональная возбудимость, беспокойный сон, устрашающие сновидения, заикание, тики, стереотипные двигательные расстройства, условно-сексуальные действия, гиперактивность и дефицит внимания. В свою очередь, возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характераа, как робость, заторможенность, тревожность, боязливость, впечатлительность, пониженная самооценка, неуверенность в себе.
Проявления энуреза могут возникнуть как в день психотравмы, так и спустя некоторое время, через 2- 7 дней. Дети с невротическим энурезом болезненно переживают свой дефект, стесняются его, у них появляется чувство неполноценности и тревожного ожидания упускания мочи. По мере усиления собственной «никчемности» нарастают вторичные невротические механизмы- сдерживаемая агрессия, самоноказание, регрессивные страхи.
В науке существуют серьезные разногласия относительно возраста, в котором недержание мочи расценивается как энурез. Это связано с существованием широкого диапозона индивидуальных различий в сроках овладения навыками опрятности. По статистике, к контролю за мочеиспускание в дневное время к 2 годам способны около 50% детей, к трем годам- 85%, к 4 годам- 90%. По другим данным, подобный контроль в большинстве случаев формируется позднее: к 3 годам- 67%, к 4 годам- 75%, к 5 годам- 80%, к 8,5 годам- 90%. Завершение основного биологического созревания структур и механизмов головного мозга происходит к 7 годам, именно к этому возрасту заканчивается дифференциация слоев головного мозга. Поэтому специалисты не считают патологией недержание мочи до 7 летнего возраста. Кроме этого условия осуществление самоконтроля при овладении навыками опрятности обеспечивает созревание мышечной системы.
Наличие высших центров, управляющих процессом мочеиспускания, признается всеми исследователями. Функционирование мочевого пузыря находится под контролем вегетативной нервной системы, центры которой располагаются в спинном мозге. Эти центры, в свою очередь, контролируются корой головного мозга.
Лечение энуреза, прежде всего, должно быть комплексным. Главной задачей является устранение или смягчение основного симптома- энуреза, и сопутствующих невротических расстройств. Ведущая роль отводится психотерапии и медикаментозному лечению. Кроме врачей и самих больных в преодолении недуга должны участвовать и родители, и воспитатели или учителя детских учреждений. Для предупреждения энуреза к любому ребенку необходим обдуманный подход. Чем строже ребенок приучается к опрятности (чрезмерное наказание), тем больше риск возникновения энуреза, тем агрессивнее или замкнутее может стать характер взрослого человека. И наоборот, чем либеральнее взрослые реагируют на проявление естественных функций организма ребенка, тем быстрее формируется этот рефлекс, тем мягче будет характер взрослого. Благоприятным сроком для обучения навыку опрятности считается возраст 1-2 года.
Литература
- Крупнова М.С. Клиника и лечение различных форм энуреза у детей и подростков/ Дис. кан. мед. наук.-СПб., НИИ им. В.М.Бехтерева, 2009.
- Папаян А.В. Энурез у детей. – СПб.:Фолиант, 2008.
- Пезешкина Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. – М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Родительское собрание...
Родительское собрание « Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Автор: Агошкова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52 комбинированного вида» г. ОрёлОписание материала: Предлагаю конспект родительского собрания в 1 младшей группе...
Этот сложный возраст. Кризис 3 лет
Памятки для родителей...
Родительское собрание.Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях...
Этот сложный возраст. Кризис трёх лет.
Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот перио...
Конспект конференции для родителей во второй младшей группы на тему "Этот сложный возраст. Кризис 3 лет".
Конспект конференции для родителей детей 3-4 лет. Цели конференции: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении, сформиров...
Этот сложный гиперактивный ребенок
Как может проявляться гиперактивность у ребенка? Вспыльчивость, крайние проявления агрессивного поведения, плаксивость истеричность, чрезмерная импульсивность - это и называют гиперактивным поведением...