Конспект конференции для родителей во второй младшей группы на тему "Этот сложный возраст. Кризис 3 лет".
материал (младшая группа) на тему
Конспект конференции для родителей детей 3-4 лет. Цели конференции: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении, сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к расширению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_slozhnyy_vozrast.krizis_treh_let.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное учреждение дошкольного образования центр развития детей дошкольного возраста «Бибигон» г. Казань.
Конспект родительского собрания
во второй младшей группе
на тему «Этот сложный возраст. Кризис 3
лет»
Выполнила: воспитатель
1 кв.категории
Аллаярова Айгуль Вазиховна.
Казань 2015 г.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.
Время проведения: декабрь.
Форма проведения: конференция.
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении, сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к расширению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1.Вступительный этап.
2.Основная часть:
- работа с цитатой;
- мини – лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»;
- моделирование проблемных ситуаций.
3.Подведение итогов собрания:
- рефлексия;
- упражнение «Пожелания».
Ход мероприятия.
- Подготовительный этап.
-приглашение родителей;
-подготовка оборудования и материалов.
2.Организационный этап.
- установка аппаратуры;
- красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.
Вступительный этап.
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашей родительской конференции «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет».
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.
Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
2.Основная часть.
Третий - четвертый год жизни ребёнка…
Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребёнок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.
На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».
Например, «Мама, дай машинку!»
Мама дает со словами:
- Возьми, сынок.
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
-Дай машинку!!! А-а-а!!!
Вам знакома эта ситуация, не правда ли? Что же происходит?
Наш любимый малыш меняется на глазах. И самое главное- в худшую сторону. Как будто кто- то подменил ребёнка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство.
Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше. Менее зависим от взрослого. Имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права .
Работа с цитатой.
Перед вами высказывание великого русского педагога К. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях. То она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
- Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную те, кто против.
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод. Что каждому родителю важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка. От этого зависит успешность его воспитания.
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка» Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, Л.С.Выготский назвал «семизвездие симптомов».
1.Негативизм.
Это не просто нежелание выполнять какие – то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.
Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают. Но сегодня говорят: «Иди , катайся». Но он отвечает «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней. По их мнению, опеки. Но и специально делают то, что им запрещено.
- Упрямство.
Это « такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём – либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал, что он так захотел». Например, ребёнка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Но он в течение времени долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребёнок заявляет: «Сказал – не встану, значит не встану!»
3.Строптивость.
Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4.Своеволие.
Ребёнок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою независимость.
5.Протест – бунт.
Проявляется в том, что всё поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.
6.Обесценивание ребёнком личности близких.
Обесцениваются старые привязанности ребёнка к вещам, клюдям, к правилам поведения.
7. Деспотическое подавление окружающих.
Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребёнок хочет стать господином положения.
Таким образом…
- Кризис 3 лет – это «бунт против авторитарного воспитания , это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
- Самостоятельность и активность ребёнка возрастает, изменяется отношение ребёнка к своему «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребёнка.
Эмансипация- освобождение от какой – либо зависимости, отмена каких – либо ограничений, уравнение в правах.
- Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
- Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка стремления к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало, сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребёнка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком. Гиперопеку на партнёрское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (а разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, переходящий характер.
Следует обратить внимание на следующие поступки.
- Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минут, зависит от взрослых.
- Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
• Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающую волю малыша, можно получить невротика.
•Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
• Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя естественно.
• Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
• Следует помнить правила пользования слова «нельзя»:
-запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функций самоконтроля;
- запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка);
- запреты нужно высказывать доброжелательно, но твёрдо, не позволяя ребёнку использовать шантаж для достижения своих целей. Покажите малышу разрешённые способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх.
Побросайте с малышом мячик. Устройте бой на подушках, на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни - Пуха, поколотите непослушный пластилин, из которого никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх.
Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, что «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного.
Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы сможете помочь ему в трудные для него моменты.
Ребенок часто конфликтует с детьми: бьёт их, не умеет с ними ладить. Что делать?
Ребёнок ещё может не понять пагубного значения своих действий, но скопировал он их у окружающих. Агрессивное поведение может быть способом обратить на себя внимание. Агрессию могут закреплять постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции зачастую направляют не на виновника, а на сверстника. Агрессию могут вызвать и суровые наказания.
Ребёнку важно давать уроки добра и любви – это лучшая профилактика агрессии. Единственное, ради чего дети отказываются от своих инстинктивных, необузданных поступков - это любовь.
Ребёнок стал тайком приносить игрушки из садика. Как бороться с этим воровством?
Не следует сразу придавать поступку ребёнка статус кражи. У него свои мотивы: ему не дает покоя ощущение своего «я», он ищет самовыражение во всем. Он исследует по – своему мир социальных отношений: «Что будет, если я поведу так или иначе?» Одной из таких ситуаций у двух – трёхлетних детей и является присвоение чужого.
Нельзя, конечно, закрывать глаза на подобные действия. Пусть при вас отдаст и извиниться, если взял чужое. Скажите, что другой будет плакать. Скажите, что и вас его поступок огорчил, вам стыдно за него. Ведь Вы для ребёнка очень дороги, так же как и Ваша положительная оценка, одобрение его поступков. В возмещение, надо купить ему такую же игрушку.
Бывает, что таким образом ребёнок пытается обратить внимание взрослого на себя. Бывает, что это сверхострое ощущение «я», желание сделать что – то вопреки дозволенному, азарт тайного стремления пережить острое ощущение «Опасно!». В этом случае лучше не торопиться с выводами, поразмыслите, как лучше поступить, что сказать ребёнку и как, чтобы не усложнить ситуацию.
Ребёнок стал странно в последнее время реагировать на запреты. Что с ним происходит?
В первые три года жизни происходит пик эмоционального развития. Психическое развитие ребёнка достигло такого рубежа, что он начал выделять себя как индивидуум, но в тоже время эгоцентричен, считает себя центром происходящего. Малыш обижается, если родители не хотят признавать его взросление, говорят об этом с иронией. Это злит ребёнка, он становится нервным, неспокойным, застенчивым, тогда как именно в данном возрасте очень сильно нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоциональное благоприятное состояние.
У ребёнка трёх лет заложено подсознательная потребность избегать унижения. Наказать ребёнка после каждой истерики – это выработать у ребёнка трусость и бесхарактерность. Гораздо мудрее молча пережить бурю.
Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться на начальной стадии какого – нибудь действия. (Например, поход в магазин, объяснить ребёнку невозможность купить игрушку, предложить свои варианты развлечений, главное, дать право выбора минимум в двух вариантах).
Также важно установить золотую середину в воспитании – определить границы дозволенного. (Например, нельзя пропускать тихий час).На первый взгляд может показаться, что кризис трёх лет – явление сплошь негативное, превращающее ребёнка в капризного деспота. Однако это лишь обратная сторона медали. На самом деле, результаты прохождения данной стадии развития очень важны для ребёнка, это:
- становление нового уровня самосознания, появление собственного «я» (ещё недавно, смотря на фото или в зеркало, ребёнок говорил «это Маша, Петя», а теперь гордо произносит «это я»);
- развитие самостоятельности;
- развитие активности;
- развитие волевых качеств;
- появление чувства гордости за свои достижения;
- развитие самолюбия, как стимул для самосовершенствования;
- установление со взрослым новых, более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности.
Период «упрямого» кризиса – серьёзное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того.
Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребёнком. Кризис трёх лет нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.
Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и ещё раз терпение.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.
Упражнение «Пожелание».
Участники стоят по кругу и, передавая друг другу зажжёную свечу, заканчивают предложения «Я желаю вам…».
Приложение.
Как надо вести себя родителям ребёнка в период кризиса 3 лет.
По тому, на кого «направлен» кризис ребёнка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мат. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возглавляется на неё.
Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3 лет – это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему большую самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.
Знайте, что ребёнок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет, действительно ли то, запрещаете ему, запрещено. И если есть хоть малейшая возможность, то ребёнок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. Ведь это мы приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг что – то почему – то нельзя, что – то запрещено, в чём- то ему отказывают. Мы изменили систему требований, а почему – ребёнку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят его возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребёнка. К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришёл обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребёнок как большой садится рядом с игрушкой и не заметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает весь обед. В 3 года самоутверждению ребёнка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлёте письма из другого города, просите его совета и т.д.
Для нормального развития желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые в доме знают. Что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Как не надо вести себя родителям ребёнка в период кризиса 3 лет.
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не надо говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет».
• Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повысится чувство ответственности.
• Не надо приучать малыша к лёгким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в тоже время не подчёркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всём, - это чуть позже приведёт или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Как любить своего ребёнка.
Правило 1.
Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком полностью, не перебивая ребёнка, не отмахиваясь от него как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Правило 2.
Уметь говорить со своим ребёнком так, как бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость.
Правило 3.
Наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Правило 4.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для подражания каждый день.
Правило 5.
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Литература.
1.Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С. 52-63.
2.Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2001.
5.Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 26-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет.
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фра...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: «Кризис 3 лет».
Консультация для родителей во второй младшей группе на тему:«Кризис 3 лет»....
Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет.
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фра...
Консультация для родителей во второй младшей группе Тема: "Воспитание сказкой детей младшего дошкольного возраста"
Цель: знакомство родителей с возможностями использования сказки в воспитании, обучении и развитии детей.Задачи: разнообразить представление родителей о возможностях воздействия сказки на развитие ребе...
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...
Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...