Родительское собрание.Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.
консультация (младшая группа) на тему
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пономарева Елена Васильевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада № 5 «Солнышко» г.Серафимович Волгоградской области
Чтобы кризис прошел благополучно,
любите ребенка.
Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.
Время проведения: декабрь.
Форма про ведения: конференция.
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении
сформировать представление о кризисе 3 лет;
развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;
выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
- Вступительный этап.
- Основная часть:
- работа с цитатой;
- мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»;
- моделирование проблемных ситуаций.
- Подведения итогов собрания.
- рефлексия
- упражнение «Пожелание»
Ход мероприятия:
- Подготовительный этап
- Приглашение родителей на встречу.
- Подготовка оборудования и материалов.
- Организационный этап
- Установка аппаратуры.
- Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.
- Вступительный этап
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашей родительской конференции «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.»
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.
Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
- Основная часть
Третий-четвертый год жизни ребенка…
Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность.
Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.
На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».
Например, Мама, дай машинку!
Мама дает со словами:
- Возьми, сынок.
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку!!! А-а-а!!!
Вам знакома эта ситуация, не правда ли?
Что же происходит?
Наш любимый малыш меняется на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого; как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство.
Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Работа с цитатой
Перед вами высказывание великого русского педагога К. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
- Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому родителю важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. От этого зависит успешность его воспитания.
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов».
- НЕГАТИВИЗМ.
Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.
Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
- УПРЯМСТВО.
Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал, что он так захотел».
Например, ребенка, когда он уже проснулся, мамам просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал – не встану, значит не встану!»
- СТРОПТИВОСТЬ.
Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
- СВОЕВОЛИЕ.
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
- ПРОТЕСТ-БУНТ.
Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ.
Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
- ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ.
Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.
Таким образом...
- Кризис 3 лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
- Самостоятельность и активность ребенка возрастает, изменяется отношение ребенка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
Эмансипация – освобождение от какой- либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.
- Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)
- Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни, стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающих их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общения с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
- Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
- Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны
- Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающую волю малыша, можно получить невротика.
- Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
- Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
- Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля;
Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка);
Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.
Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх.
Побросайте с малышом мячик. Устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушный пластилин, из которого никак не выходит мишка.
Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх.
Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, что «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного.
Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять м поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты.
На первый взгляд может показаться, что кризис 3 лет – явление сплошь негативное, превращающее ребенка в капризного деспота. Однако это лишь обратная сторона медали. На самом деле, результаты прохождения данной стадии развития очень важны для ребенка, это:
- становление нового уровня самосознания, появления собственного «я» (еще недавно, смотря на фото или в зеркало, ребенок говорил «это Маша, Петя», а теперь гордо произносит «это я»;
- развитие самостоятельности;
- развитие активности;
- развитие волевых качеств;
- появление чувства гордости за свои достижения;
- развитие самолюбия, как стимул для самосовершенствования;
- установления со взрослыми новых, более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности.
Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходиться многому учиться, но это стоит того.
Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.
Кризис 3 лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.
Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и еще раз терпение.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЯ»
(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю вам …»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Родительское собрание...
Родительское собрание « Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Автор: Агошкова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52 комбинированного вида» г. ОрёлОписание материала: Предлагаю конспект родительского собрания в 1 младшей группе...
Этот сложный возраст. Кризис 3 лет
Памятки для родителей...
Конспект родительского собрания «Этот сложный возраст. Кризис трех лет»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:Познакомить родителей с задачами детского сад...
Родительское собрание в младшей группе. «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негатив...
Сценарий родительского собрания в детском саду во 2 младшей группе «Этот сложный возраст. Кризис трёх лет».
Сценарий родительского собрания в детском саду во 2 младшей группе «Этот сложный возраст. Кризис трёх лет»....
Родительское собрание «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» Смешанная ранняя группа
Задачи:- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-х лет и учитывать их в общении;- сформировать представление о кризисе трех лет;- развивать способность к разрешению пробле...