Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
В статье описано, как можно использовать конструктор ТИКО в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizo_tiko_dok.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
воспитатель Авдеева Л.В
Одной из основных задач физического воспитания современных детских дошкольных учреждений является развитие и формирование здорового образа жизни у детей, создание мотивации, обучение и привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом. Правильно организованная предметно-пространственная среда является важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни, а это, прежде всего двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Современный мир так устроен, что быстрый прогресс компьютерной технологии шагнул далеко вперед и детям интереснее проводить время за компьютерными играми, чем двигаться, играть в подвижные игры и даже просто гулять на улице. Вот поэтому необходимо на занятиях использовать как стандартное, так и что-то новое – нестандартное, чтобы привлечь детей к занятиям физкультурой и спортом и было интересно, с удовольствием играть в разнообразные игры, эстафеты, устраивать конкурсы и аттракционы с ним. Ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул к работе. Современная статистика свидетельствует: здоровье детей к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. В своей работе мы используем конструктор ТИКО, Практика показывает, что наборы ТИКО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития. Он многофункционален и предполагает большой диапазон построек.
Использования ТИКО-конструктора проявляется в следующем:
— быстро устанавливается контакт между ребенком и воспитателем;
— у ребенка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;
— улучшается физическое состояние ребенка (развивается мелкая моторика рук, скоординированность движений тела, рук, пальцев);
— формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально-волевая сфера ребенка;
— у ребенка заметно повышаются способности к концентрации внимания, появляется целеустремленность доведения задуманного до конца, умение работать в коллективе;
— улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.
Конструкции ТИКО можно использовать в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.
С использованием конструкций «кубиков, кирпичиков» проводиться утренняя гимнастик.
Организуются корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия «по дорожке», для осанки «пронеси - не урони» и равновесия «пройди по дорожке » и др.
Также кубики ТИКО применяются во время НОД по физической культуре для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений
Можно дать детям элементарные знания самомассажа используя конструкции, ТИКО конструктора в качестве предмета для массажа.
С использованием конструкций ТИКО (октаэдр) проводиться пальчиковая гимнастика для активизации мелкой моторики рук Прочные в соединении детали набора можно использовать в подвижных играх в качестве физкультурного инвентаря или атрибутов для игр, например, для построения полосы препятствий. Так же можно использовать ТИКО для ознакомления с олимпийскими объектами, например, пусть дети помогут построить собственный Олимпийский стадион.
Используя ТИКО-конструкции, можно соорудить полосу препятствий и сектор для метаний. Ручка от щетки, положенная на конструкции, послужит перекладиной для прыжков в высоту.
Организуются игры - соревнования: «самая высокая башня», «кто первым построит дорожку», «попади в коробку», «построй светофор» и др. Набор ТИКО можно применять для организации подвижных игр, спортивных праздников и развлечений
На таких занятиях, я думаю, будет поддерживаться интерес у детей. И дети с удовольствием будут заниматься физической культурой и спортом, а соответственно и развиваться!
Набор ТИКО соответствует современным требованиям к предметно-развивающей среде, отвечает принципам полифункциональности и трансформируемости.
Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Список литературы:1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: из опыта работы /Л. В. Куцакова. – М. :Просвещение, 1990.- 158с.2. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада/ З.В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.-159с.3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду:Программа и конспекты занятий. М. ,20074. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительногоматериала в средней группе. - М. :Мозаика-Синтез, 2006- 64 с.5. Кудрявцева Е. А., Попова Г. Н. «Конструирование из строительного материала».
Приложение
Комплексы самомассажа конструкциями ТИКО
Упражнение «Солнышко»
(дети в свободной позе, в руках по кубику ТИКО , глаза закрыты)
слова действия
Солнышко проснулось. Дети открывают глаза
Головы коснулось. Кубики ТИКО соприкасаются с лобной частью головы
Лучиками провело и погладило. Медленными движениями проводят линии от
лобной части головы к затылочной(3-4р)
Ручки разбудило. Кубиками ТИКО плавными движениями проводим
линии от плеча к кисти руки поочередно меняя руки(3-4р)
Ножкам дверь открыло. Кубиками ТИКО плавными движениями проводим
линии от колен к стопе руки(3-4р)
Упражнение «Молоточек»
(соединить кубик ТИКО)
слова действия
Кубик в руки я беру
По ладошке постучу
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Активно стучим по внешней и внутренней стороне
кисти руки
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Да-да-да, да-да. Каждый пальчик с внутренней стороны кисти руки
простукиваем
Упражнение «Дорожка-точка»
(соединить кубик ТИКО )
слова действия
ТИКО по руке идёт. Плавно перемещаем кубик ТИКО от кисти руки к плечу,
максимально прижимаем кубик.
Серединку в ней найдёт. Сгибаем руку в локте, кисть кладём на плечо.
Чтоб внимательными стать. Круговыми движениями массируем локтевой сустав
Надо точки нажимать. Максимально плотно, отрывисто прижимаем кубик ТИКО к
локтевому суставу.
Упражнение «Колесо»
(дети сидя на полу, ноги согнуты в коленях, кубики ТИКО на коленном суставе)
слова действия
На коленке кубик ТИКО
Крутит быстро колесо. Круговыми движениями в медленном темпе
массируем коленный сустав
Быстро, быстро закружились. Увеличивая амплитуду вращения, массируем
в быстром темпе коленный сустав
Скажем всё-остановились. Кубики ТИКО после массажа кладем под
колени
ТИКО -ИГРЫ (подвижные)
Кто быстрее
.
Материал: 4 коробочки, детали конструктора ТИКО на каждого игрока.
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет фигур ТИКО и своя фигура.. Игроки по одному переносят фигуры с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.
ТИКО на голове.
Материал: конструкция ТИКО
Цель: развитие ловкости, координации движения.
Правило: ребенок кладёт на конструкцию ТИКО. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Передай кирпичик ТИКО
Материал: 1 большой кирпичик ТИКО.
Цель: развития координации движения.
Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.
ТИКО– ПАЛЬЧИКИ (пальчиковая гимнастика)
Слова Действия
1, 2, 3, 4, 5!
В конструктор будем мы играть! (Загибаем - разгибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
В конструктор будем мы играть
Своим ручкам помогать! (Кулачки -ладошки ударяем
друг о друга поочерёдно)
Конструктор в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем. (Выполняем действия
в соответствии с текстом, прокатывание конструкции
между ладонями)
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем. (Меняем положение рук прокатывание
конструкции между ладонями, левая рука сверху)
В ручку правую возьмём
И сильней его сожмём! (Сжимаем конструкции в правой руке)
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём. (Сильно сжимаем в левой руке)
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём! (Интенсивно трясём ладошки,
продолжаем занятие)
Примерные упражнения:
• ходьба с ТИКО -кирпичиком на голове – положить кирпичик на голову, держа осанку, пройти по прямой, по кругу;
• ходьба по ТИКО -пластинам, руки в стороны – на полу разложить по прямой пластины и пройти по ним босиком, держа руки в стороны, сохраняя устойчивое равновесие;
• самомассаж ТИКО -кирпичиком рук - от пальцев к плечу правой/левой руки; ног - сверху вниз;
• массаж спины друг другу – можно стать по кругу друг за другом и стоящий сзади, кирпичиком проводит сверху вниз стоящему впереди. (Можно массаж проводить в паре.)
• дыхательные упражнения – загони мяч в ворота.
подбираются в соответствии с возрастом детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями
В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с детьми с неврологическими...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО»в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...
Семинар для воспитателей. «Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Полидрон «Магнитный» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в использовании конструктора Полидрон....