Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения дошкольников 5-го года жизни средствами дидактических игр
презентация к уроку (средняя группа)
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena.docx | 19.66 КБ |
gigiena.pptx | 1010.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения дошкольников 5-го года жизни
средствами дидактических игр».
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач.
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Для успешного решения этих задач, я использую ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:
- прямое обучение;
- показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Дидактические игры являются хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков. Используя их в работе, у детей закрепляются навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками), в которых особое место занимают сюжетно-дидактические, где дети выполняют определённые роли, и игры инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах. Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
2. Настольно-печатные. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески. Игра-лото «Как мы одеваемся?» поможет отработать навыки детей в самообслуживании и культуре внешнего вида.
3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.
Угостим куклу чаем. Цель: познакомить детей с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: кукла, детская мебель и посуда (чашки, блюдца, ложки, чайник).
Ход: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришла кукла, её надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, кукла пила чай»,
«Уложи куклу спать», Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
«Оденем куклу на прогулку» Цель: учить детей подбирать одежду соответственно погодным условиям и одевать её в нужной последовательности.
«Делаем причёску» Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
«Водичка, водичка». Цель: формировать представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
Для чего нам мыло?
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитательница может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его.) «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?» В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
«Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.
«Перемешанные картинки». Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо отбирать те, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие памяти, мышления, творческого воображения, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат. Игра помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умыться, одеться и т.д. игры вырабатывают позитивное отношение к соблюдению правил личной гигиены и самообслуживанию. Новые знания, умения и навыки, полученные и сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1 . Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) . 2 . Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3 . Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4 . Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) . 5 . Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. 6 . Обучать детей порядку одевания и раздевания. 7 . Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. 8 . Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. 9 . Учить правильно надевать одежду и обувь.
Педагогические приемы - прямое обучение; - показ; - упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; - систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Три основных вида дидактических игр: -Игры с предметами (игрушками) -Настольно-печатные -Словесные игры
«Угостим куклу чаем»
«Уложи куклу спать»
«Оденем куклу на прогулку»
«Делаем причёску»
«Водичка, водичка!»
« Для чего нам мыло?»
«Назови, что нужно»
Игра-лото «Перемешанные картинки»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств
Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе....
Воспитание культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом у детей дошкольного возраста Игры- ситуации, дидактические и пальчиковые игры.
В играх дети с удовольствием осваивают и изучают важные жизненые правила. Все начинается с игры......
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников.
Мастер-класс провела воспитатель Гостенина Е.Е. на заседании родительского клуба на тему" Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников"....
"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа
Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств для детей средней группы.
Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются при...