Физкультурно-оздоровительный климат в семье.
консультация
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.docx | 24.27 КБ |
pamyatka.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
КЛИМАТ В СЕМЬЕ.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон и т.д.
Если в семье имеются в наличии эти основные предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.
Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.
Основные задачи:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и средствами физкультурно-оздоровительной работы.
При этом используются здоровьесберегающие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- подвижные и спортивные игры
- контрастная дорожка
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- бассейн
- спортивные развлечения, праздники
- Дни здоровья
- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая, подражательная, имитационная игра)
- Технологии музыкального воздействия.
- музыкотерапия
- сказкотерапия
- библиотерапия
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены, как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1 .«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса;
2 .Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног;
3 .Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки);
4 .Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные;
5 .Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки;
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);
- точечный массаж;
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Дошкольный возраст является периодом формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми, желание закрепить новые умения и навыки.
Развивающая среда дома.
Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка дошкольного возраста была бы тусклой. И эта игрушка - мяч.
Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Родителям необходимо объяснять уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.
Педагогам детского сада необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.
Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей может быть таким: воспитатель начинает игру с детьми, а затем привлекает к совместной деятельности родителей или наоборот. После этого представляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. По такой схеме построены подвижные игры.
Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.
Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.
Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится - скакалка и мишень с дротиками (дартс).
Родители должны знать, что игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.
Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.
Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.
Удачи Вам и вашим детям.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Если ваши дети вам дороги, если вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье.
Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье занятия физкультурой и спортом стали неотъемлемой частью совместного досуга.
- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом.
- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!
- Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях!
- Участвуйте в спортивных мероприятиях, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!
- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!
- Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!
- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!
- Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!
- Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей, походы и экскурсии!
- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!
- На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!
- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер.
Желаю успехов!
Все знают, что существуют факторы на прямую влияющие на здоровье человека. Здоровье – это не отсутствие болезней, а умение не болеть.
Это такие факторы:
Гигиенические факторы
Воспитание потребности здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительные работы.
Закаливание.
Профилактика.
I. Гигиенические факторы.
Режим дня
Четкий режим дня дает ребенку защищающее и комфортное ощущение. Ребенок привыкает к определенному ритму жизни и остро реагирует при нарушении его – отказ от еды, сложности со сном. Нервозность.
Рациональное питание.
Все знают, что ребенку необходимо сбалансированное питание, содержащее белки, углеводы, жиры, витамины, минералы, клетчатку. Пища должна готовиться на один прием и совсем не подходят для детского питания фастфуд, полуфабрикаты.
Гигиена одежды и помещения.
Одежда ребенка должна быть чистой. У ребенка обязательно должна быть смена белья:
Одежда для прогулок (все кроме нательного белья)
Одежда на тот случай если ребенок намочил или испачкал одежду.
Запасная одежда.
Физкультурная форма.
Для занятий спортом и музыкой только чешки.
Ребенок должен знать какая у него есть одежда и куда ее одевать.
II. Физическое воспитание
Дети растут, меняются возможности организма. Они стали более активны в движениях, более уверены.
Физическое воспитание базируется на двух основных факторах: закаливание и физические упражнения.
Закаливание
Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом. Главный принцип закаливания и суть его заключаются в регулярности. Не будет регулярности, того самого режима, о котором мы уже говорили, не будет и закаливания.
В условиях д/с это
Облегченная одежда для занятий физкультурой.
Умывание прохладной водой лица и рук от локтя
Хождение босиком по массажным коврикам до сна и после сна.
Дома вы можете:
Обливание контрастной по температуре водой. Перепад температуры сначала 1-3 градуса и постепенно увеличить разницу температур до 10 градусов. Необходимо следить за реакцией ребенка, если он боится, сжимается, нервничает, то не стоит делать разницу температур большой. Для обливания необходимо приготовить две емкости с разной температурой. Заканчиваем процедуру девочкам теплой водой, а мальчикам – прохладной.
Прогулки при любой погоде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон.
Физические упражнения
Зарядка
Активные и подвижные игры
Прогулки
Во время физических упражнений стоит учитывать следующие особенности детей 4-5 лет:
Ходьба
Дети 4-5 лет достаточно хорошо ходят – устанавливается ритмичность шага, увеличивается длина шага, как следствие достаточно высокий темп ходьбы. Вы уже заметили, что улучшилась общая координация движений - движения рук и ног стали более согласованны.
Но наряду с этим наблюдаются и недостатки при ходьбе: параллельная постановка стоп, шарканье, движения рук не всегда энергичны, сутулость, плохая ориентация в пространстве.
Рекомендации При ходьбе обращайте внимание ребенка на его осанку, постановку стоп, движения рук в такт ногам. Ноги учите ребенка ставить «елочкой». Ходьба с препятствиями до 15 см. выстой, и на расстоянии друг от друга в соответствии с длиной шага ребенка (35-40 см).
Бег
Дети 4-5 лет бегают лучше, чем ходят: быстрый темп усваивается ими легче, возросла скорость бега, во время бега они легче меняют направление движения, огибают препятствия. Но не все элементы правильно сформированы.
Рекомендации Напоминать о руках – они наши помощники, чередовать бег и ходьбу, бег с препятствиями.
Прыжки
Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
Рекомендации Виды прыжков, которые может освоить ребенок: подпрыгивании, прыжки с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.
Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении - приземление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия.
Прыжки в длину с места - одно из самых трудных упражнений для детей пятого года жизни.
Равновесие
Равновесие - один из основных видов движений - является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы
Рекомендации Хождение по дорожке, сначала ширина дорожки 15 см., затем она сужается до линии, длина 3 метра. Приседания, наклоны.
Метание
Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
Детей пятого года жизни обучают подбрасыванию и ловле мяча индивидуально и в парах. При ловле мяча ребенок, как правило, сохраняет неподвижную позу. Умение следить за полетом мяча у детей сформировано несколько лучше, чем умение выдерживать направление при броске. В основном они ловят мяч, прижимая его к груди.
Упражнения на каждый вид активной деятельности. Участвуют все.
1 часть. Построение в шеренгу, проверка равнения (обычно используется какой-либо ориентир - шнуры, квадраты и т. д.)
Подается сигнал воспитателя к ходьбе (под удары в бубен или музыкальное сопровождение) колонной по одному за ведущим в обход зала. На следующий сигнал выполняется бег. Упражнения в ходьбе и беге чередуются.
Для выполнения общеразвивающих упражнений дети перестраиваются в три колонны. Воспитатель назначает ведущих и предлагает каждой колонне поочередно пройти за ведущим к обозначенному месту (ориентиры - кубики, кегли или другие предметы).
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
1. Исходное положение (далее И. п.) - стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны руки вверх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (по 3 раза).
3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4.И. п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).
5.И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).
Основные виды движений.
1. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м). При ходьбе руки на пояс. В беге руки произвольно, свободно балансируют. Ходьба и бег в чередовании: главное не наступать на шнуры.
2. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза).
Родители становятся в две шеренги одна напротив другой (расстояние между шеренгами не менее 3 м). Перед каждой шеренгой воспитатель кладет дорожки из шнуров и объясняет задание - в ходьбе по дорожке не спешить, голову и спину держать прямо, по окончании ходьбы пройти в свою шеренгу. По окончании упражнений в равновесии воспитатель убирает шнуры и предлагает участникам поиграть мячами. Броски мяча в парах, подача снизу.
3 часть. Ходьба в колонне по одному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
физкультурно оздоровительный климат в семье
Как создать условия для физического воспитания детей....
Консультация на тему: «Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи»
Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами ДОУ. С...
"Формирование физкультурно - оздоровительного климата в семье"
Консультация для родителей...
Физкультурный оздоровительный тренинг для всей семьи
Родители вместе с ребёнком выполняют упражнения на формирование правильной осанки. Принимая правильную осанку, ребёнок разводит плечи, подтягивает живот, голову держит прямо, лопатки сближает. При нео...
Семинар - практикум для родителей "Физкультурно-оздоровительный климат в семье"
Физкультурно-оздоровительный климат в семье Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках ...
Семинар для педагогических работников «Физкультурно - оздоровительный климат в семье».
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрс...
Сценарий физкультурно - оздоровительного праздника "День молодой семьи"
организация работы с родителями по физкультурно - оздоровительному направлению...