«Использование здоровьесберегающих технологий в группах детей с задержкой психического развития в образовательном учреждении компенсирующего вида»
статья
Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_elektronnyy_zhurnal_1.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий в группах детей с задержкой психического развития в образовательном учреждении компенсирующего вида» (для работников дошкольных учреждений).
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Этот комплекс мер направлен на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Педагог ДОУ является ключевой фигурой воспитательно-образовательного процесса, эффективность которого определяется не только его профессиональной компетентностью, но во многом зависит от его психологического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью детей. Педагог по своему положению, по своей профессиональной и социальной роли является не только носителем знаний, организатором физкультурно-оздоровительной работы, но и воплощением нравственных норм, образом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ведущих задач образовательных учреждений. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество детей с хронической патологией, за последние два года, увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 75% приходится на ОРВИ и грипп. Увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% (по Санкт-Петербургу 45-50%) – со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% младшего дошкольного возраста имеются неврологические проявления; аллергические реакции установлены у 10-23%. Растет число дошкольников с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения. К 6-летниму возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни привела к необходимости определения комплекса мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Перед образовательными учреждениями стоят следующие задачи:
- Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
- Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы.
- Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
- Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
- Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
- оптимальный режим дня,
- рациональное сбалансированное питание,
- закаливающие процедуры в режиме дня,
- личная гигиена,
- превалирование положительных эмоций.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагогов-родителей.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в различных направлениях:
- Медико-профилактическое обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
- Физкультурно-оздоровительное – направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.
- Социально-психологическое – на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.
- Спортивно-досуговое – на развитие физических качеств.
- Образовательное – на обучение здоровому образу жизни.
- Информационно-просветительное - на приобщение семьи к здоровому образу жизни и взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Содержанием всех направлений деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.
Контингент групп детей с задержкой психического развития составляют дети с различными психофизическими особенностями. Для них свойственна эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В нашей группе созданы педагогические условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
- построение образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению дошкольников;
- организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
- оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания. Являясь участником этого процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы и приемы, представленные в таблице.
Таблица 1. Использование здоровьесберегающих технологий воспитателем
в образовательном учреждении.
Формы работы. | Время проведения в режиме дня. | Особенности методики проведения. |
Физкультурно-оздоровительные | ||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются элементы спортивных игр. |
Игровой час (бодрящая гимнастика) | После сна в группе каждый день. Вторая младшая группа. | Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений. |
Динамические паузы. | Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. | Речь с движениями. |
Пальчиковая гимнастика. | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. | Рекомендуется детям с речевыми проблемами и зпр. Проводится в любой удобный отрезок времени. |
Дорожки здоровья. | После сна ежедневно. Вся группа. | Профилактика плоскостопия, обучение правильной походки. |
Кинезотерапия. | Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. | Комплексное применение различных движений для оздоровления детей. |
Гимнастика для глаз. | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшего возраста. | Рекомендуется использования наглядного материала, показ педагога. |
Дыхательная гимнастика. | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с младшей группы. | Проветривание помещения и гигиена носа перед процедурой. |
Технология обучения здоровому образу жизни | ||
Физкультурные занятия. | Три раза в неделю в спортивном зале, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. |
Утренняя гимнастика. | Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах. Все возрастные группы. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастом детей. |
Совместная образовательная деятельность по ЗОЖ. | Один раз в месяц, в режимных процессах, как часть занятия в области познания. | Родники здоровья. |
Физкультурные досуги, праздники. | Два раза в месяц в физкультурном музыкальном залах, на прогулке. Праздник проводят один раз в квартал. С младшего возраста. | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества. |
Ситуативные малые игры. | Два раза в месяц в группе. Младший возраст. | Ролевая подражательная имитационная игра. |
Коррекционные технологии. | ||
Арт-терапия. | Сеансы в группе, музыкальном зале. Старший возраст | Оздоровление психо-эмоциональной сферы средствами воздействия различных видов искусств (изобразительная деятельность,музыка) |
Сказкотерапия. | Один раз в месяц во второй половине дня, начиная со среднего возраста. | Использование мнемотаблиц,с помощью которых сказка выполняет, как единый двигательный комплекс. |
Библиотерапия. | В группе, в музыкальном зале. С младшего дошкольного возраста. | Лечение книгой, формирование поведенческой реакции. |
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...
Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.
Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...
Воспитательно-образовательная работа в группе детей с задержкой психического развития
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы в группе детей с ЗПР....
«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»
В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе детей с задержкой психического развития "Что мы знаем о животных?"
Создание совместно с детьми стенгазеты «Дикие и домашние животные» в подарок детям старшей группы.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных....
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...