"Использование кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации"
консультация (старшая, подготовительная группа)
В этом материале раскрывается актуальность проблемы использования кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. Представлены некоторые кинезиологические упражнения, которые используют в режиме дня и на занятиях физической культурой: для развития межполушарного взаимодействия, для активизации работы мышц глаза, дыхательные упражнения, броски и ловля предметов в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie._.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации
Для детей дошкольного возраста основной средой жизнедеятельности является дошкольное учреждение, где они проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому естественно, помимо задач по усвоению ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставят перед ним педагоги, должна быть задача, предполагающее создание таких условий образовательной деятельности, в которой раскрываются резервы организма, способствуют росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающие кинезиологическая средства как нельзя лучше справляются с поставленными задачами.
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», которое обозначает движение, «логос» - наука. Кинезиология является наукой о развитии интеллектуальных способностей и физического здоровья посредством определенных двигательных упражнений [1]. Федерация Кинезиологии использует следующее определение: «кинезиология, буквально изучение движений тела, - это целостный подход балансирования движения и взаимодействий человеческих энергетических систем» [1, с. 16].
В современном дошкольном образовании перед педагогами представлен огромный спектр программ, технологий, методик, средств, которые направлены на всестороннее развитие ребенка. Однако традиционные методы психолого-педагогического воздействия на дошкольника не приносят устойчивого положительного результата, что обусловлено не устранением первопричины нарушений. В отличие от них, средства кинезиологии направлены на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Использование таких средств способствует улучшению у детей речи, внимания, моторики, снижению утомляемости, активизации умственных и познавательных способностей [2].
Современные кинезиологические средства активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Для этой цели разработан комплекс специальных упражнений – двигательных, дыхательных, растяжек, пальчиковых игр и т.д. Благодаря влиянию кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Эти средства содействуют выявлению скрытых способностей человека и расширению границ возможностей деятельности его мозга [3].
Мы активно проводим со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и можем с уверенностью сказать, что они благотворно влияют не только на усвоение знаний и умений в режимных моментах, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию дошкольников. Рассмотрим некоторые кинезиологические упражнения, которые мы используем в практике в режиме дня детей и на занятиях физической культурой.
Например, для развития межполушарного взаимодействия рекомендуем применять следующие кинезиологические упражнения.
«Колечко». Инструкция: «Ваша задача поочередно и как можно быстрее перебирайть пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сначала мы делаем каждой рукой отдельно, а затем вместе. Выполняем таким образом: в прямом порядке, т.е. от указательного пальца к мизинцу, и в обратном – от мизинца к указательному пальцу».
«Ухо-нос». Инструкция: «Ваша задача левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Теперь нужно одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Для активизации работы мышц глаза можно использовать следующие упражнения (рис. 1):
Рис. 1. Кинезиологические упражнения для активизации работы мышц глаза
Интересны для детей и дыхательные упражнения, например:
- Делаем глубокий вход, поднимаем медленно руки до уровня груди, задерживаем дыхание, концентрируем внимание на середине ладоней, медленно вдыхаем, опускаем руки вдоль тела.
- Делаем глубокий вдох, медленно поднимаем руки через стороны вверх, задерживаем дыхание на вдохе, выдыхаем с открытым сильным звуком А-А-А и медленно опускаем руки. Снова вдыхаем, руки медленно поднимаем до уровня плеч через стороны, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем с сильным звуком О-О-О, обнимаем себя за плечи, опустив голову на грудь. Сейчас медленно и глубоко вдыхаем, поднимаем руки до уровня груди, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем с сильным звуком У-У-У, опускаем руки вниз, голову на грудь.
Кроме этого, активно используем упражнения в бросках и ловле предметов в парах: бросаем и ловим мешочки двумя руками, стоим на расстоянии 2-4 м друг от друга; осуществляем одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками и, конечно, ловим мешочки партнера в паре; перебрасываем мешочки друг другу одной рукой. Давайте сначала правой, а затем левой.
Использование комплекса кинезиологических упражнений в режиме дня детей и на занятиях физической культурой доказывает его эффективность: улучшаются показатели координации движений; наблюдается положительная динамика развития крупной и мелкой моторики у детей; улучшаются показатели саморегуляции и произвольного праксиса.
Для результативности работы по использованию кинезиологических средств в режиме дня детей и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации мы рекомендуем следующее: постоянно включать кинезиологические средства и в режимные моменты, и в занятия физической культурой; применять кинезиологические средства ежедневно, без пропусков; проводить кинезиологические упражнения в доброжелательной обстановке; необходимо от детей достигать точного выполнения движений и приемов; проводить упражнения по специально разработанным комплексам.
Список литературы
- Арефьева, Т. Гармония движения и мысли: психомоторика [Текст]/ Т. Арефьева // Обруч. – 2012. – № 2. – С. 16-17.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. [Текст]/ Л.В. Лопатина и др. – СПб.: САГА, 2006. – 271 с.
- Мусина, О.Н. Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста/ О.Н. Мусина [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://razvitum.ru/articles/masters/2015-09-23-10-57-18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовке «Педагогическое образование: инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»
Введение В настоящее время, вопрос о применении наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Од...
«Физическая культура в дошкольной образовательной организации»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении....
Безопасность жизнедеятельности детей на занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении
Безопасность жизнедеятельности детей на занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении....
Технология тренировочно – игровых занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ст...
«Использование кинезиологических средств в режиме дня и на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации»
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», которое обозначает движение, «логос» – наука....
Особенности адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями...
Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, напра...