Организация здоровьезберегающей среды в ДОУ
статья

Тройненко Евгения Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю.Тройненко

Е.В.Школьникова

МБДОУ «ДС№13», г. Братск

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

        забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

     «Здоровье детей - здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Именно здоровье является условием успешного развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Собственно поэтому вопрос здоровья надлежит рассматривать в широком социальном аспекте.      

     Дошкольное образовательное учреждение должно регулярно осваивать комплекс мер, сориентированных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют различные формы и виды деятельности, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Данный комплекс в настоящее время носит общее название «здоровьесберегающие технологии». Основная цель таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, улучшение и развитие здоровья.

       Для достижения данной цели, одним из важных направлений эффективной работы, является организация здоровьесберегающего пространства.

 Предметная среда, отвечающая потребностям развития ребенка, организуется при соблюдении следующих принципов:

  • Принцип здоровьесбережения  (соответствие мебели росту детей, мебель без острых углов, правильное освещение, возможность активного движения по группе, безопасность среды, наличие спортивных уголков, наличие ковриков для профилактики плоскостопия и массажа стоп, использование сертифицированных материалов в отделке помещений, подбор цветовых решений в оформлений групп, подбор комнатных растений, озеленение участков)
  • Коррекционно-развивающий принцип (выделения специально оборудованной учебной зоны,   проведения одновременно двух подгрупповых занятий, индивидуальных занятий в течение всего дня, наполнение  большим количеством сенсорного материала, развивающих дидактических пособий)
  • Принцип активности (создание условий для оптимальной самостоятельной двигательной активности и творчества);
  • Принцип открытости и закрытости (расширение познавательного материала, уголков природы, возможность детей разных групп контактировать в свободное время, возможность посещения родителями занятий, прогулок и др.);
  • Принцип стабильности и динамичности (возможность менять окружающую среду самими детьми, возможность перепланировки пространства, гибкое зонирование);
  • Принцип развивающей среды (наполнение соответствующим возрасту дидактическим содержанием, наличие разнообразного материала для самостоятельного творчества детей, наличие уголков опыто-экпериментальной деятельности, сенсорных зон)
  • Принцип учёта половых различий (гендерный подход): организация  игровых зон для девочек и мальчиков и др.
  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка (наличие игровых и тематических уголков, уголков уединения и релаксации, эстетическое решение пространства, наличие разновысокой мебели, устройство клумб на территории участков);

      Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его искусства моделировать свои знания с окружающим. Таким образом, важно отметить, что насколько грамотно будет выстроена деятельность педагога по организации эмоционально комфортного режима детей, будет зависеть сохранение и укрепление их здоровья. Использование в работе здоровьесберегающих педагогических технологий увеличивает эффективность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - прочную мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС ДО: Материалы всероссийского вебинара — Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2018.
  3. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова — Методист, 2007.

Электронные ресурсы

  1. Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского сада ⌠Электронный ресурс⌡, 2013 — Режим доступа: http://katusha15.ru/index.php/instruktor-po-fk/276-primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-detsada
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду ⌠Электронный ресурс⌡, Е.А. Поспелова. — 2017 — Режим доступа: https://mu
  3. https://instrumentvistre.ru/ Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в детском саду. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО

В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною  в режиме реализации НОД....

Организация активного отдыха детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающей среды

Целью здоровьесберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отн...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...