Проект: "С улыбкой по тропе здоровья"
проект
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_ulybkoy_po_trope_zdorovya_.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Барабинск, 2019г.
Содержание
Паспорт проекта | стр. 3 |
Пояснительная записка | стр. 3 |
Актуальность проекта | стр.3 |
Цель, задачи проекта | стр.4 |
Объект и предмет | стр.4 |
Практическая значимость проекта | стр.4 |
Принципы реализации проекта | стр.4 |
Риски, пути решения | стр.5 |
Предполагаемые результаты реализации проекта | стр.5 |
Критерии оценки реализации проекта | стр.5 |
Структура реализации проекта | стр.5 |
I.Аналитический блок. | стр.6 |
II.Информационный блок. | стр.6 |
III. Образовательный блок | стр.7 |
IV.Практический блок | стр.7 |
V. Заключительный блок | стр.7 |
Литература | стр.8 |
Приложения | стр.13 |
Приложение №1 Календарно-тематический план работы | стр.13 |
Приложение №2 «Что такое здоровье и как его беречь?» | стр.23 |
Приложение №3 «К здоровью через правильное питание» | стр.56 |
Приложение №4 «Закаливание» | стр.67 |
Приложение №5 «Зимние забавы для здоровья» | стр.94 |
Приложение №6 «Дыхательная гимнастика» | стр.115 |
Приложение №7 «Нетрадиционные способы оздоровления» | стр.142 |
Приложение №8 «Профилактика плоскостопия. Осанка» | стр.186 |
Приложение №9 «Витамины для здоровья» | стр.207 |
Приложение №10 «Движение-залог здоровья» | стр.249 |
Приложение №11 «Защита проектов» | стр.280 |
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-просветительский.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медсестра.
Сроки реализации проекта: в течение 2019-2020 учебного года.
Пояснительная записка
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал
В.А.Сухомлинский.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальность проекта
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.Это решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, а также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
В нашем детском саду в начале учебного года специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было выявлено ослабленное здоровье детей. В связи со снижениемуровня здоровья, дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе. А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом успешной адаптации и школьной успеваемости в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями проект «С улыбкой по тропе здоровья».
Особенностью проекта является то, что родители являются активными участниками проекта.
Цель проекта: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей через организацию совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
- Мотивировать детейи родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в рамках проекта.
- Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей.
- Повысить педагогическую культуру и уверенность родителей в собственных педагогических возможностях в вопросах укрепления психофизического здоровья детей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Практическая значимость проекта
Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальнойшколы вработе с первоклассниками.
Принципы отбора содержания проекта:
- Принцип системности.
- Принцип включенности.
- Принцип превентивности.
Риски | Пути решения |
Недостаточная заинтересованность родителей и педагогов к участиюв мероприятиях в рамках проекта. | Мотивировать педагогов и родителей через привлечение к участию в конкурсах, по результатам проведения выражением благодарности, поощрениями активных участников (грамоты, дипломы). |
Недостаток временных ресурсов воспитателей. | Рациональное распределение мероприятий и степень включенности педагогов в процесс проведения проекта. |
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- сформировано психофизическое здоровье воспитанников посредством нетрадиционной деятельности;
- сформирована потребность у детей и родителей в ведении здорового образа жизни;
- повысилась психолого-педагогическая компетентность педагогов в рамках проекта;
- готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей;
- повысился уровень педагогической культуры и уверенности родителей в собственных педагогических возможностях в вопросах укрепления психофизического здоровья детей;
- стабильное психоэмоциональное благополучие детей, воспитателей, родителей.
- установлены партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Критерии оценки реализации проекта:
- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров;
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- мониторинг отношения детей к здоровому образу жизни (беседа);
-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
- Аналитический блок.
- Анкетирование;
- Мониторинг;
- Тестирование;
- Беседа.
- Информационный блок.
- Подбор наглядной информации;
- Оформление папок – передвижек;
- Проведение выставок презентаций;
- Составление памяток для родителей;
- Консультации для родителей на официальном сайте детского сада;
- Распространение буклетов в рамках проекта.
- Образовательный блок
Традиционные формы и методы работы.
- Семинары-практикумы.
- Вечера вопросов и ответов.
- Индивидуальные рекомендации специалистов.
- Дни открытых дверей.
- Физкультурные праздники и досуги.
- Творческие конкурсы и выставки.
- Психологические лектории, тренинги, мозговой штурм.
Нетрадиционные формы и методы работы.
- Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья».
- Семейные творческие проекты.
- Практический блок
- Календарно-тематический план работы
V. Заключительный блок
Подведение итогов проекта (анализ результатов мониторинга, выставки, творческие работы, защита семейных проектов), обобщение.
- Аналитический блок
Включает в себя активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленное на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.
Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность реализации данного проекта, который проводится 2 раза в год, в сентябре и мае.
- Информационный блок
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинских работников. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики:
• Оформление папок – передвижек-1раз в месяц;
• Проведение выставок презентаций-1раз в месяц;
• Составление памяток для родителей- 1раз в месяц;
- Образовательный блок.
В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (семинарами, вечерами вопросов и ответов, индивидуальными рекомендациями специалистов, днями открытых дверей, физкультурными праздниками и досугами, творческими конкурсами и выставками). Предполагает внедрение нетрадиционных форм и методов работы – ежемесячная традиция «Гостиная здоровья», которая направлена на обогащение знаний родителей об укреплении психофизического здоровья детей, а также особенности развития и воспитания.
Семейные творческие проекты, направленные на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.
- Практический блок
Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрировал в календарно-тематический план работы.
- Заключительный блок
Заключительный блок является обобщающим. На данном этапе проводится анализ полученных данных мониторинга. Выставки, защита проекта. Подводятся итоги реализации проекта.
Об эффективности и целесообразности реализации проекта говорят достигнутые результаты:
- У детей отмечается положительная мотивация в потребности ведения здорового образа жизни.
- Повысился уровень физического здоровья детей (снизился процент заболеваемости детей, увеличилась посещаемость).
- Наблюдается готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ, повысился уровень педагогической культуры родителей в вопросах укрепления психоэмоционального и физического здоровья детей, родители стали более уверенны в собственных педагогических возможностях, выявлено стабильное положительное психоэмоциональное благополучие детей, воспитателей, родителей, установлены тесные партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Вывод: положительные результаты реализации проекта «С улыбкой по тропе здоровья» зависят от правильно организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ и полного вовлеченияв педагогический процесс всех участников образовательного процесса Именно комплексный подход позволил использовать потенциал каждого участника, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса,преодолеть разобщенность в работе.
Литература:
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005
2.Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания.
3. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма
4.Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы). - М.: Медицина, 1999.
5.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
6. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002
7. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
8.Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
9.Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». –[webmaster@komarovskiy.net]
10.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». – М.: ИДОСВ РАО, 2003– [http://www.tovievich.ru]
11.Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста М., 2004
12.Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004
13.Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. – 2006.– №1. – С.107-111.
14.Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
16.Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
17.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении–[www.1september.ru/]
18.Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. —Л.: Медицина, 1991г.
19.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.
20.Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23
21.Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006
22. Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005
23. Щетинин Михаил: Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Тропа здоровья"
Проект экологической направленности....
Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Секция «Дизайнерские проекты» в рамках районных дней науки и творчества Проект «Тропа Здоровья»
Создание условий для двигательной деятельности детей с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, направленных на сохранение и укрепление физического, психического здоровья дошко...
Отчёт по реализации проекта "Улыбка и смех - здоровье для всех"
Фотоотчёт по реализации проекта "Улыбка и смех - здоровье для всех"...
Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"
Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"...
Проект летней оздоровительной работы «Тропа здоровья».
Проектлетней оздоровительной работы«Тропа здоровья»...