Проект: "С улыбкой по тропе здоровья"
проект

Жарикова Стелла Александровна

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_ulybkoy_po_trope_zdorovya_.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Барабинск, 2019г.


Содержание

Паспорт проекта

стр. 3

Пояснительная записка

стр. 3

Актуальность проекта

стр.3

Цель, задачи проекта

стр.4

Объект и предмет

стр.4

Практическая значимость проекта

стр.4

Принципы реализации проекта

стр.4

Риски, пути решения

стр.5

Предполагаемые результаты реализации проекта

стр.5

Критерии оценки реализации проекта

стр.5

Структура реализации проекта

стр.5

I.Аналитический блок.

стр.6

II.Информационный блок.

стр.6

III. Образовательный блок

стр.7

IV.Практический блок

стр.7

V. Заключительный блок

стр.7

Литература

стр.8

Приложения

стр.13

Приложение №1 Календарно-тематический план работы

стр.13

Приложение №2 «Что такое здоровье и как его беречь?»

стр.23

Приложение №3 «К здоровью через правильное питание»

стр.56

Приложение №4 «Закаливание»

стр.67

Приложение №5 «Зимние забавы для здоровья»

стр.94

Приложение №6 «Дыхательная гимнастика»

стр.115

Приложение №7 «Нетрадиционные способы     оздоровления»

стр.142

Приложение №8 «Профилактика плоскостопия. Осанка»

стр.186

Приложение №9 «Витамины для здоровья»

стр.207

Приложение №10 «Движение-залог здоровья»

стр.249

Приложение №11 «Защита проектов»

стр.280

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-просветительский.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медсестра.

Сроки реализации проекта: в течение 2019-2020  учебного года.

Пояснительная записка

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал

В.А.Сухомлинский.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
      Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальность проекта

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.

Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.Это решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, а также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
        В нашем детском саду в начале учебного года  специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было  выявлено ослабленное здоровье  детей.   В связи со снижениемуровня здоровья,  дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе.  А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника  является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом  успешной адаптации и школьной успеваемости  в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями  проект «С улыбкой по тропе здоровья».  

Особенностью проекта является  то, что родители являются  активными участниками проекта.

           Цель проекта: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей через организацию совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
  • Мотивировать детейи родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое  питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в рамках проекта.
  • Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического  здоровья детей.
  • Повысить педагогическую культуру и уверенность родителей в собственных педагогических возможностях в вопросах укрепления  психофизического здоровья  детей.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Практическая значимость проекта

Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальнойшколы вработе с первоклассниками.

Принципы отбора содержания проекта:

  1. Принцип системности. 
  2. Принцип включенности.
  3. Принцип превентивности.

Риски

Пути решения

Недостаточная заинтересованность                                                                                                                 родителей и педагогов к участиюв мероприятиях в рамках проекта.

Мотивировать педагогов и родителей через привлечение к участию в конкурсах, по результатам проведения выражением благодарности, поощрениями активных участников (грамоты, дипломы).

Недостаток временных ресурсов воспитателей.

Рациональное распределение мероприятий и степень включенности педагогов в процесс проведения проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • сформировано психофизическое здоровье воспитанников посредством нетрадиционной деятельности;
  • сформирована потребность у детей и родителей в ведении здорового образа жизни;
  • повысилась психолого-педагогическая компетентность педагогов в рамках проекта;
  • готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического  здоровья детей;
  • повысился уровень педагогической культуры и уверенности родителей в собственных педагогических возможностях в вопросах укрепления  психофизического здоровья  детей;
  • стабильное психоэмоциональное благополучие детей, воспитателей, родителей.
  • установлены партнерские отношения с семьей каждого ребенка.


          Критерии оценки реализации проекта:
- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров;
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- мониторинг отношения детей к здоровому образу жизни (беседа);

-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

           Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

  1. Аналитический блок.
  • Анкетирование;
  • Мониторинг; 
  • Тестирование;
  • Беседа.
  1. Информационный блок.
  • Подбор наглядной информации;
  • Оформление  папок – передвижек;
  • Проведение выставок презентаций;
  • Составление памяток для родителей;
  • Консультации для родителей на официальном     сайте детского сада;
  • Распространение буклетов в рамках проекта.
  1. Образовательный блок

Традиционные формы и методы работы.

  • Семинары-практикумы.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Индивидуальные рекомендации специалистов.
  • Дни открытых дверей.
  • Физкультурные праздники и досуги.
  • Творческие конкурсы и выставки.
  • Психологические лектории, тренинги, мозговой штурм.

Нетрадиционные формы и методы работы.

  • Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья».
  • Семейные творческие проекты.
  1. Практический блок
  • Календарно-тематический план работы

V. Заключительный блок

Подведение итогов проекта (анализ результатов мониторинга, выставки, творческие работы, защита семейных проектов),  обобщение.

  1. Аналитический блок

Включает в себя активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленное на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.
Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность реализации данного проекта, который проводится 2 раза в год, в сентябре и мае.

  1. Информационный блок

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинских работников. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики:

• Оформление папок – передвижек-1раз в месяц;
• Проведение выставок презентаций-1раз в месяц;
• Составление памяток для родителей- 1раз в месяц;

  1. Образовательный блок.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (семинарами, вечерами вопросов и ответов, индивидуальными рекомендациями специалистов, днями открытых дверей, физкультурными праздниками и досугами, творческими конкурсами и выставками). Предполагает внедрение нетрадиционных форм и методов работы – ежемесячная традиция «Гостиная здоровья»,  которая направлена на обогащение знаний родителей об укреплении психофизического  здоровья детей, а также особенности развития и воспитания.
Семейные творческие проекты, направленные на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.

  1. Практический блок

Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрировал в календарно-тематический план работы.

  1. Заключительный  блок

Заключительный  блок является обобщающим.  На данном этапе проводится  анализ полученных данных мониторинга. Выставки, защита проекта. Подводятся итоги реализации проекта.

Об эффективности и целесообразности реализации проекта говорят достигнутые результаты:

  • У детей отмечается положительная мотивация в потребности  ведения здорового образа жизни.
  • Повысился уровень физического здоровья детей (снизился процент заболеваемости детей, увеличилась посещаемость).
  • Наблюдается готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ, повысился уровень педагогической культуры родителей в вопросах укрепления  психоэмоционального и физического здоровья  детей,  родители стали более уверенны в собственных педагогических возможностях, выявлено стабильное  положительное психоэмоциональное благополучие детей, воспитателей, родителей, установлены тесные партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Вывод: положительные результаты реализации проекта «С улыбкой по тропе здоровья» зависят от правильно организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ и полного вовлеченияв педагогический процесс всех участников образовательного процесса Именно комплексный подход позволил использовать потенциал каждого участника, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса,преодолеть разобщенность в работе.

Литература:

1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005

2.Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания.

3. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма

4.Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы). - М.: Медицина, 1999.

5.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.

6. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002

7. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.

8.Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.

9.Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». –[webmaster@komarovskiy.net]

10.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». – М.: ИДОСВ РАО, 2003– [http://www.tovievich.ru]

11.Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста М., 2004

12.Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004

13.Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. – 2006.– №1. – С.107-111.

14.Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.

15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000

16.Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.

17.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении–[www.1september.ru/]

18.Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. —Л.: Медицина, 1991г.

19.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.

20.Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23

21.Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006

22. Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005

23. Щетинин Михаил: Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Тропа здоровья"

Проект  экологической направленности....

Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Секция «Дизайнерские проекты» в рамках районных дней науки и творчества Проект «Тропа Здоровья»

Создание условий для двигательной деятельности детей с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, направленных на сохранение и укрепление физического, психического здоровья дошко...

Отчёт по реализации проекта "Улыбка и смех - здоровье для всех"

Фотоотчёт по реализации проекта "Улыбка и смех - здоровье для всех"...

Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"

Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"...

Проект летней оздоровительной работы «Тропа здоровья».

Проектлетней оздоровительной работы«Тропа здоровья»...