Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"
проект (старшая группа)

Проект "Пусть улыбка сияет здоровьем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zuby_2.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-практический  "Пусть улыбка сияет здоровьем!"

Информационная часть проекта

Название проекта "Пусть улыбка сияет здоровьем!"

Вид проекта: познавательно-практический

Руководитель проекта воспитатель Климина О.В.

Участники проекта (дети, воспитатели, родители).

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 30 января по 9 февраля)

Целевая группа дети старшей группы №7

Интеграция: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

  • наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;
  • овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;
  • наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;

Актуальность проекта:

лавный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.

Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье. 

Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)

… . Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. дать детям необходимые знания о зубах; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
  • Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
  • Обучить основным правилам ухода за зубами.

Развивающие: развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.

Воспитательные: воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;

повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • наличие знаний о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;
  • постепенное формирование положительного отношения к посещению стоматолога;
  • приобретение практических навыков ухода за зубами и полостью рта.

Для педагогов:

  • Внедрение оздоровительных технологий по формированию здорового образа жизни дошкольников.
  • Установление сотрудничества с родителями в вопросах укрепления здоровья зубов.

Для родителей:

  • Интерес к здоровьесберегающим технологиям, применяемых в ДОУ, их активная поддержка.
  • Ответственное отношение к гигиене полости рта своих детей в домашних условиях.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Сбор информации:

Выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:

Какое устроен зуб?

Где живут зубы у маленьких детей?

Почему зубы называются молочными?

Почему молочные зубы начинают шататься?

Откуда берутся постоянные зубы?

Надо ли лечить молочные зубы?

Как правильно чистить зубы?

Что можно сделать для здоровья зубов?

Выяснить способы получения информации:

спросить у родителей;

в энциклопедии;

в книгах;

в журналах;

в интернете;

посмотреть мультфильм, видеофильм;

спросить у врача;

сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.

II этап-основной

План – график работы по реализации проекта.

ООД «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»

Беседа «Интересное о зубах»

«Как бороться с врагами зубов»

Сюжетно - ролевая игра «На приёме у врача стоматолога»

Ддрамматизация стихотворения Л. Генераловой «Молочный зуб»

Игровые образовательные ситуации «Микробы и зубная щетка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми».

Дидактические упражнения «Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий», «Предметы личной гигиены».

Опытно – экспериментальная деятельность

«Зубная эмаль, что это такое?» 

 «Почему болят зубы» 

Стихи, пословицы, поговорки, загадки   про зубы

Презентация «Строение зуба»

Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»

Рассматривание памятки «Как правильно чистить зубы»

Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме «Мойдодыр»,«Айболит» К.И.Чуковский,«Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»

 Беседы «Почему зубы называются молочными? «Почему молочные зубы начинают шататься?», «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»

Познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»

Рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»

Лепка «Здоровый и больной зуб»

Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов»

Консультация «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту»

Принести фотографии «Чистим зубки дома»

III этап-заключительный.

Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:

У детей:

  • сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
  • дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
  • дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
  • у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
  • у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.

У педагогов:

  • создан банк методических разработок по данной проблеме;
  • внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
  • обогащена предметно-развивающая среда группы.

У родителей:

  • повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
  • укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.

Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им. 

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

9. Ссылка smart-oowl.blogspot.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

ООД «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».

Цель ООД:  Учить детей быть здоровыми душой и телом. Учить творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с функциями зубов и их названиями. Раскрыть строение зубов;
  • формировать представлений о гигиене рта, проведение работы по профилактике кариеса. Формировать навык чистки зубов щеткой и пастой;
  • активизировать в речи слова и выражения – кариес, зубная паста, зубная щетка, стоматолог, молочные зубы, пациент.

Развивающие:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – действенное мышление;
  • умение соотносить знаковые символы с образами.

Воспитательные:

  • воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы;
  • приучать детей к выполнению элементарных культурно – гигиенических правил.

Предварительная работа:  чтение стихов, беседы, рассматривание иллюстрации.

Ход занятия.

1. Сказка. Вывешивается иллюстрация, на которой изображен тропический лес и речка. Звучит запись звуков обитателей джунглей.

- Ребята, посмотрите, какая необычная страна, какой яркий тропический лес! Послушайте, как необычно звучат голоса в этом лесу! Здесь не чирикают воробьи, не стрекочут сороки, не подают голос кукушки и синицы. Здесь обитают совсем не такие, как в наших лесах, жители. Кого вы можете назвать? Здесь очень жарко. Солнце печет с необычайной силой, очень хочется пить. Поэтому все жители тропического леса стараются быть ближе к речке. Вот над самой водой с ветки на ветку прыгают шустрые обезьянки. А вот яркие попугайчики пьют прохладную воду из реки. Но вот беда: в той тропической реке жил злой-презлой, вредный-превредный Крокодил. Он всегда всех обижал, портил всем настроение и отгонял от воды. А еще он никогда не чистил зубы, и у него ужасно пахло из его огромной пасти. Но однажды наступило утро, когда Крокодил не стал вредничать – брызгать водой на обезьянок, дразнить попугайчиков. Крокодил горько плакал! Оказалось, у Крокодила разболелись зубы! «Так тебе и надо!» - сказали ему обезьянки. А попугайчики заметили: «Да ведь ты никогда не чистил свои зубы! ». И все вместе закричали: «Сам виноват! ». Никто не пожалел Крокодила. А он снова заплакал: «Как же я буду чистить свои зубы, когда у меня такие коротенькие лапки? ». И тут прилетела маленькая Птичка. Она вытерла Крокодилу слезы, а остальным зверям сказала: «Как же вам не стыдно! Ему ведь так больно! Крокодил, я тебе помогу». Птичка залетела прямо в открытую пасть к Крокодилу и почистила ему зубы, а больной зуб вырвала! И Крокодилу сразу стало легче. С тех пор Крокодил и Птичка подружились. А вы, ребята, поняли, почему у Крокодила разболелись зубы? Как смогла ему помочь Птичка? Как вы думаете, будет ли впредь Крокодил ухаживать за своими зубами?

2. Беседа. Интересное о зубах.

- Не только у зверей есть зубы, у человека они тоже имеются. Рассмотрите в зеркало свои зубы. Опишите, на что они похожи? Посчитайте, сколько у вас зубов? (на доске записываются результаты, в конце пишется цифра «32» - столько их у воспитателя). У взрослого человека зубов – 32. А у вас еще не все зубы выросли, на это нужно время.

- Вы заметили, что размер и форма зубов различны? Это потому, что они выполняют разную работу. Широкие плоские передние зубы помогают откусывать кусочки пищи – они называются «резцы». Дальше растут заостренные клыки – они нужны для измельчения твердой пищи, например, мяса. А толстые коренные зубы перетирают пищу на очень маленькие частички. Значит, зубы нам нужны, чтобы было легче принимать пищу.

- Потрогайте зубы языком: какие они? (твердые, гладкие, скользкие). Они такие твердые, потому что покрыты специальным слоем – эмалью. (показ иллюстрации из пособия «Человек»). А сможете ли вы вынуть зуб? Зубы сидят прочно. Как деревья, они имеют корни (показ иллюстрации). Этими корнями зуб крепко держится за кость челюсти. Но это – если зуб взрослого человека. А у детей все зубы – временные, их называют «молочные». Лет в 5-7 они выпадают и на их месте вырастают новые, постоянные зубы. Они тверже и прочнее молочных. А чтобы молочным зубам было не больно выпадать, корни у них сами рассасываются, исчезают.

Рассматривание таблицы «Строение зуба»

Под эмалью находится  более мягкая часть, которая называется дентин. В десне размещается корень зуба. Он укреплён в костной лунке челюсти. Полость зуба заполнена мягкой тканью – пульпой, которую  пронизывают нервы, они  обеспечивают чувствительность зуба и кровеносные сосуды через которые поступают к зубу питательные вещества.

Зубы – наши верные помощники, они смело вонзаются в твёрдые яблоки, перетирают сухари, словно на мельнице, режут мясо, мнут картошку, часто мёрзнут от мороженого и обжигаются горячим чаем.

Зубы трудятся ежедневно, без выходных и отпусков, они заботятся о нашем здоровье.

Представьте себе человека без зубов.  Смог ли человек есть яблоки, сухарики, есть твёрдую пищу?  (Ответы детей)

Но какими бы зубы крепкими не были, они часто разрушаются и болят. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей).

3. Как бороться с врагами зубов.

- У кого уже выпали первые молочные зубы? А у кого еще – не выпали? Вы все должны знать: чтобы постоянные зубы выросли крепкими и здоровыми, нужно тщательно ухаживать за предыдущими, молочными. Если за ним не ухаживать или ухаживать неправильно, в зубе может образоваться дырка – кариес. Посмотрите, как кариес растет (показ этапов кариеса). Дыра в зубе – это всегда больно. Кроме того, больной зуб вредит другим, здоровым, зубам. А еще от больного зуба страдают ваши внутренние органы: желудок, сердце. Поэтому мы с вами не дадим поселиться кариесу в зубе! Мы будем ходить к зубному врачу и делать все, чтобы нашим зубам было хорошо. Зубы не любят, когда сразу после горячего (чая, например) едят холодное (мороженое). И - наоборот. Нельзя после мороженого пить горячее какао. Вредно грызть зубами орехи и семечки. И если увлекаться без меры сладостями – зубы портятся. А вот фрукты и овощи делают наши зубы крепче.

-Зубам нужен ежедневный уход: после еды рот нужно полоскать. А два раза в день – утром и вечером, перед сном – зубы чистят специальными пастами или порошками. Чистка для зубов – как для нас гимнастика. Зубы от чистки становятся крепче, красивее.

Физминутка «Чистим зубки».

Чистим зубки вверх и вниз,

Ну, микробы, берегись!

Чистить будем дважды в сутки!

Чистить долго – три минутки!

Зубы наши – частые,

Твердые, клыкастые,

Самые смехастые!

4. Дидактическая игра «Что полезно для зубов? »

Игра поможет детям различать полезные продукты питания для сохранения здоровья зубов; формировать представлений о культурно - гигиенических навыках, в самостоятельной деятельности детей. Играть в игру может как один ребёнок, так и подгруппа детей, раскладывать карточки удобно на столе или на полу. Правила игры просты - в обруч необходимо отобрать картинки с полезными для зубов продуктами питания, а картинки с вредными продуктами располагаются вне обруча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года

Вашему вниманию предлагаю проект:  Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...

"Чтоб улыбка сияла"

Консультация для родителей "Чтоб улыбка сияла"...

«Улыбка – залог здоровья»

laquo;Улыбка – залог здоровья»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию на тему «Чтобы улыбка сияла!»

Данный конспект занятия "Чтобы улыбка сияла" поможет воспитателям, работающим с детьми 5-6 лет, продолжить работу по знакомству детей с правилами личной гигиены. В ходе занятия дети расширят...

План - проект на летний оздоровительный период в средней группе "Улыбка" «В здоровом теле – здоровый дух»

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятель...

Папка передвижка "Что б улыбка сияла"

 Объяснить ребенку, почему и как надо чи­стить зубы, совсем непросто. Ведь даже многие взрослые относятся к этой части ежедневного туалета весьма легкомысленно. А ведь на са­мом де...