Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)
очень интересное занятие про соль и ее волшебные свойства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe_tema_2.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в старшей группе
«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5-6 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 5-6 лет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МДОУ д/с №26 «Сказка».
Сроки проведения: с30 ноября по 21 декабря 2020 года. (три недели)
Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание: Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности) Совместная деятельность родителей и детей.
№1 «НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента.
«Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.
№2 «ПАРАШЮТЫ» (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)
Оборудование:
-8 кусков верёвки по 40 см
-большой пластиковый пакет
-двухсторонний скотч
-игрушечный человечек
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.
№3 «ЧТО В СТАКАНЕ?»
Воспитатель: посмотрите, у меня в
руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим.
Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан
вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
№4 «ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА?»
Оборудование:
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца
и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.
Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.
№5 «ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ»
Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
№6 «ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
№7 «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»
Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,
что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух
необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?
№8 «ЦАРИЦА – ВОДИЦА» - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
№9 «КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?»
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли
форму вода? Для этого возьмём
узкую банку и наполним её водой.
Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: вода принимает форму того
сосуда, в котором находится. Вода-
жидкость. Вспомните лужи после
дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
№10 «КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?»
Возьмём два стакана-один с водой, а
другой с молоком. Возьмём картинку
и поставим её за стаканом с водой.
Нам видно картинку (ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
№11 «ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ»
Оборудование:
-краски
-3 ёмкости
-формочки
-вода
В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.
№12 «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.
№14 «ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?»
Оборудование:
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
№15 «ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?»
Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
№16 «ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ»
Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.
Отчёт по проекту в стихах.
А что вокруг нас?
Кто-то куклу одевал,
Кто-то в кубики играл,
Саша пел,
Кирилл молчал,
Илья пазлы собирал.
Дело было утречком,
Всем нам было скучненько.
За окном мороз трещал,
Гулять ребятам не давал.
Тут сказал ребятам Сева,
Как бы просто, между делом:
Интересно, как из снега получается вода?
Из воды, как льдинки сделать?
И откуда в группе ветер?
Что такое - этот воздух?
Как и где его найти?
Призадумались ребята,
Стали думать и гадать,
Где на всё найти ответы,
И как всё про всё узнать?!
Вдруг Алина предложила,
Сделав очень важный вид:
Нужно опыты проделать
И всё узнаем в тот же миг.
Тут работа завертелась,
Некогда совсем играть.
На столы достали смело
Сита, вату и бинты,
Целлофановый мешочек,
Белый шарик и цветной,
Лупы, чашечки, стаканы,
Для коктейля трубочки…
В общем всё для опытов,
и начались тут хлопоты.
- А у нас снег не растаял. А у вас?
- А у нас, тут батарея, растопила снег совсем. А у вас?
-А мы воздух тут поймали, в целлофановый мешок,
он большой объём имеет, хоть не видимый совсем.
- А я маленький стаканчик, опустила в таз с водой,
а в стакане ватный мячик - он совсем-совсем сухой.
- а у нас, свечи огонь - в банке вдруг потух,
а соседняя горит, у неё есть воздух.
- А я из бумаги сделала веер, узнала я тут же, как делают ветер
- А мы загоняли воздух под воду,
но он не хотел там сидеть,
наверное воздух - лёгкий он очень,
поэтому смог улететь
- а мы в стаканчики с водой добавим акварель,
теперь вода у нас цветная, как радуга на небе.
Теперь поставим её на балкон,
узнаем насколько морозец силён.
- а мы через вату очистили воду
- а мы через лупу смотрели песок
- мы камни смотрели, кидали их в воду, в коллекции нашей их разных полно.
Опытов мы провели очень много, и в каждом нашли на вопросы ответ.
И на ночь осталась вода на балконе,
А утром она превратилась в лёд.
Узнали мы многое, но на самом-то деле
Вопросов у нас ещё миллион.
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТКАНЕЙ»
Актуальность:
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: воспитатели группы; воспитанники группы; родители.
Срок реализации: среднесрочный.
Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.
Задачи:
- обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении;
- расширять представления детей об окружающем мире, развивать мотивацию к познавательной деятельности;
- активизировать речь, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к труду, интерес к чтению художественной литературы.
Итоги освоения темы:
- «Любознательно-активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами (высказывать предположение, доказывать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует; испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
- «Эмоционально-отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т.п.), проявляет готовность помочь, сочувствие.
- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия; стремится регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей; проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы, привлекает к общению других детей.
- «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приёмами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремится к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения.
-«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел о воплотить его в рисунке, рассказе; в художественной деятельности охотно принимает тему, предложенную педагогом, может её конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создаёт выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения.
- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия; может удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения; стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, позитивной оценке результата взрослым.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская | Знают некоторые виды тканей и их свойствах, активно включаются в экспериментирование |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная | Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. |
Социальное – коммуникативное развитие | Игровая Коммуникативная | Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Магазин «Ткани»», «Ателье «Напёрсток», игра с правилами «Дуют ветры», дидактические игры «Волшебный мешочек», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее». Используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. Правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. |
Физическое развитие | Двигательная | Участвуют в физкультминутках, правильно повторяют движения за взрослым, в том числе под музыку |
Структура проекта:
I этап – подготовительный:
• формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата; набор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех участников проекта.
II этап – основной:
• реализация проекта.
III этап – заключительный:
• подведение итогов проекта, оценка результата.
План реализации проекта:
1. История возникновения ткани и её предназначение:
- работа с тканью (определение её вида и назначения).
2.Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха», и др.
3. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
4. Организация «школа юных мастеров»:
- рисование узоров на ткани «Салфетка для мамы»,
- объёмная аппликация из ткани «Цветы».
5. Сюжетно-ролевые игры:
- Магазин «Ткани», Ателье «Напёрсток».
6. Дидактические игры:
- «Волшебный мешочек», «Что нужно швее?», «Одень куклу по погоде».
7. Игра-развлечение «Дуют ветры».
8. Итоговое мероприятие:
- Викторина «В мире лоскутков».
9. Работа с родителями:
- наглядная информация для родителей о проведении проекта;
- создание альбома «Ткани»;
- экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
10. Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
1. История возникновения ткани и её предназначение.
Первая одежда у древних людей была сделана ими из кожи животных. Позже древний человек научился делать ткань из стебельков растений. Это растение называли льном. Когда лён процветает, его подсушивают, затем обрабатывают, расчесав его стебельки на волокна. Из волокон прядут льняные нити. Ткань изо льна заменяла одежду из шкур. «Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти получать нити и вязать одежду. Затем человек изобрёл шелковую нить. Но её прясть не надо – её прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом. Также человек узнал, что из растения – хлопок, тоже можно сделать одежду хлопчатобумажную. Человек – творец. Так, он изобрёл ткацкий станок, с помощью которого прядут нитки и ткут ткани. Ткани растительного происхождения: лён, хлопок, сукно, пряжа. Ткани животного происхождения: шёлк, шерсть.
Физкультминутка.
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем.
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Работа с тканью (определение её вида и назначения).
- Какая бывает ткань? (хлопковая, трикотаж, льняная, шёлковая и пр.)
Педагог раздаёт детям образцы шерстяной ткани и нитей.
- Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчёсывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.
- Какова на ощупь шерстяная ткань? (плотная, толстая, пушистая, тёплая)
Педагог раздаёт детям образцы хлопковой ткани.
- Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок. Хлопок растёт только в жарких странах, любит тепло, воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками. Вата – это и есть специально очищенный хлопок. (педагог раздаёт детям вату)
- Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
- Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.
Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком хлопковая одежда.
Педагог раздаёт детям образцы шёлка.
- Шёлк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой нити, которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шёлковую нить.
- Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.
- Кто работает с тканью? Швея (портниха) – работница по шитью чего-либо. Скорняк – мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.
- Что делают из ткани? (одежду, головные уборы, обувь, шторы, постельное бельё, обивку для диванов, кресел и пр.)
Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.
2. Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха»,
- В. Осеева «Волшебная иголочка»,
- русская-народная сказка «Золотое веретено»,
- З. Воскресенская «На кончике нити»,
- А. Барто «Сто одежек»,
- С. Погореловский «Мастерица»,
- Б. Заходер «Портниха»,
- Братья Гримм «Три пряхи»,
- Г. Х Андерсон «Новое платье короля».
3. Эксперименты с тканью (познавательно-исследовательская деятельность «Свойства тканей»)
Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащевая, джинсовая ткань, ситец, марля), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки).
Опыт 1.
Дети пытаются склеить 2 куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную).
Вывод: основные свойства ткани – она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвётся, мнётся.
Опыт 2.
Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащевая и хлопковая).
Опыт 3.
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.
Опыт 4.
Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребёнка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается порвать.
Вывод: бумага порвалась, ткань – нет. Ткань прочнее бумаги.
Опыт 5.
Дети берут 2 куска ткани (шёлк и джинсовая ткань) и дуют на них.
Вывод: джинсовая ткань тяжелее, чем шёлковая, её труднее сдвинуть с места.
Опыт 6.
Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль…) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).
4. Организация «Школа юных мастеров»
Рисование узоров на ткани «Салфетка для мамы».
Материал: краски, кисточки, баночки с водой, однотонные квадраты ткани размером 20х20 см, образцы салфеток для демонстрации.
Беседа:
- Скоро наступит мамин праздник. Как называется этот праздник? («День Матери») Кого вы будете поздравлять в этот день?
- Как вы будете поздравлять? (говорить слова поздравления, читать стихи, дарить открытки, подарки)
- Сегодня мы смастерим для ваших мам необычный подарок – салфетку. Для чего может пригодиться салфетка? (для украшения стола, на неё можно поставить вазу ил конфетницу)
- Посмотрите, какие бывают салфетки. Какого они цвета, что на них изображено?
Педагог демонстрирует образцы салфеток.
- Хотите своим мамам создать свои салфетки? Для начала вы должны придумать, какой узор на ней буде, и только после этого приступать к выполнению работы.
Объёмная аппликация из ткани «Цветы».
Воспитатель привлекает всех желающих заняться аппликацией. Возможно, в начале работы желающих будет 1-2 человека, в процессе присоединятся ещё несколько человек.
Материал: картон, обтянутый тканью, цветная бумага зелёного цвета для лепестков, ленточки для стебля, круги из ткани для цветка, бумажные салфетки, клей, пуговицы.
Из данного набора материалов детям предлагается самостоятельно придумать и смастерить объёмную аппликацию
Задача педагога – наблюдать и помогать в трудные моменты.
5. Сюжетно – ролевые игры.
Магазин «ТКАНИ».
Материал: разные виды ткани, фурнитура, сантиметр, карандаш, бумага, журналы мод, ножницы.
Место для игры: например, поставить столы, стулья, полочки, в магазине организовать кассу, детям раздать игрушечные деньги.
Вводная беседа:
- Что продают в магазине «Ткани?» (ткань, фурнитуру)
- А еще? (пуговицы, пайетки, аппликации, нитки, иголки)
- Когда и зачем люди приходят в этот магазин? (когда хотят сшить себе что-то)
- Прежде чем купить ткань, вы должны решить, что вы хотите из неё сшить и сколько ткани вам для этого потребуется, какого цвета. Также следует заранее подобрать пуговицы и другие необходимые материалы. После покупки ткани можно пойти в ателье.
Дети выбирают продавца, покупателей. Продавец организует прилавок в магазине.
Ателье «Напёрсток».
- Зачем люди приходят в ателье? (чтобы им сшили там одежду или починили её)
- В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (швея, портниха)
- Если вы не знаете, какой фасон, модель платья или брюк выбрать, швея может предложить вам журналы мод, в которых есть различные варианты одежды. Вы выбираете модель, портной снимает мерки и, используя выкройку, начинает шить.
- Выкройка – это рисунки деталей вашей будущей одежды на бумаге, используя которые швея сошьёт вам то, что вы хотите. Также не забудьте прийти на примерку, после которой швея подгонит окончательную одежду под вашу фигуру, и уже тогда вы заберёте готовую работу.
Выбирают двух портных, остальные дети – посетители.
6. Дидактические игры:
«Волшебный мешочек».
На столе – несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шёлк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
«Что нужно швее?»
На столе – разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы. (иголка, нитка, напёрсток, ткань, метр, и т.д.) Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
«Одень куклу по погоде».
Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая – для зимнего. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстрее.
7. Игра-развлечение «Дуют ветры».
На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадёт со стола, тот капитан победил. То же самое выполняют по очереди остальные участники команд.
8. Итоговое мероприятие: викторина «В мире лоскутков».
Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок – кто первый схватил флажок, тот и отвечает на вопрос.
Вопросы викторины:
1. Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (шерстяные)
2. Кто такой скорняк? (мастер, который шьёт из меха одежду)
3. Чем занимается портниха? (портниха шьёт одежду)
4. Хлопок – это натуральная или искусственная ткань? (натуральная)
5. Откуда берётся шёлк? (его вырабатывает шелкопряд)
6. Что прочнее – бумага или ткань? (ткань)
Загадки:
• Птичка-невеличка с льняным хвостом
Сквозь стенку перелётывает. (иголка, нитка, ткань)
• Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
• У маленькой Катюшки уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка – держит две косички. (бант)
Работа с родителями:
• наглядная информация для родителей о проведении проекта;
• создание альбома «Ткани»;
• экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
Ожидаемый результат:
По завершению проекта у детей расширились знания по теме ткани, одежда и их назначении. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. У детей повысился интерес к образовательному процессу. В ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети приобрели навык рассуждать, видеть закономерность, формировать выводы, делать новые открытия для себя, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу. Активизировалась творческая инициатива родителей и детей, укрепились детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект открытого коррекционного занятия с использованием ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями зрения) "Домашние животные"
Представленное занятие имеет коррекционную направленность...
Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-технологии «Будем здоровы!»
Конспект занятия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни с использованием упражнений ТРИЗ-технологий....
НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выя...
НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выя...
НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы. «Волшебная соль»
Конспект НОД с использованием экспериментированиядля детей старшей группы.Тема: «Волшебная соль»Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью....
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы «Волшебница-соль»
Конспект занятия с использованием экспериментирования для детей старшей группы «Волшебница-соль»...