Комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ
картотека

Сергеева Валентина Викторовна

Приоритет форм, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_gimnastika.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ

Комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ направлен на развитие речевого аппарата и повышение двигательной активности ребёнка. Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.

Взрослый, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма. Основная задача педагогов и родителей: закрепить желание каждый день делать утреннюю гимнастику дома и в дошкольном учреждении.

Данный комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ актуален для дошкольного учреждения, т.к. у многих детей наблюдаются различные нарушения речевого аппарата. Отклонения в развитии речи оказывает влияние на развитие личности ребенка.

Мы видим ряд особенностей физического развития детей с нарушением речи. Не редко наблюдается снижение мышечного тонуса или мышечное напряжение, нарушение общей моторики, особенно проявляется в ациклических движениях, т.к. лазание, метание, прыжки в длину. Недостаточное развитие чувства ритма, не сформирована функция равновесия, замедленность освоения новых движений, вследствие чего общая скованность. Дети часто плохо ориентируются в пространстве, имеют нарушение осанки или плоскостопие. Так же заметно отставание по основным физическим качествам - сила, ловкость, скорость. Некоторые дети плохо взаимодействуют со сверстниками, им тяжело даются волевые усилия, отказываются участвовать в подвижных играх и эстафетах. Данный комплекс утренней гимнастик содержит специально организованные формы совместной деятельности педагога с детьми. Дети часто приходят из дома вялыми, капризничают, нередко мы наблюдаем агрессию. Педагог, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.

Комплекс №1

Цели: Развивать мышечную силу, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку. Вырабатывать у детей привычку каждый день делать утреннюю гимнастику.

Физкультурное оборудование: конусы, модули, игрушка или шапочка петушка, ленты.

1. Вводная часть

Здравствуй, Петя-Петушок,
Золотой гребешок,
За тобой мы встанем
По дорожке пойдём.
(обычная ходьба в колонне по одному).
Спинку ровно держим,
высоко поднимая колени, идём.
Петя важно наш шагает,
но и мы не отстаём.
Тут дорога в лес свернула («змейка» между конусами),
по пенечкам мы пройдём
(ходьба по возвышенной опоре),
Ямки все перешагнём (ходьба с перешагиванием через предметы разного диаметра),
с горки быстро побежим (бег в колонне по одному),
на полянке отдохнём. (Ходьба, перестроение врассыпную, упражнение на дыхание).

2. Основная часть

Общеразвивающие упражнения без предметов с речевым сопровождением.

Упражнение «Выгляни в окошко»

И.П.: ноги на ширине плеч, руками делаем окошко.

Дети говорят слова и выглядывают в окошко.

Петя, Петя, петушок
Выгляни в окошко,
Покажись немножко.

Упражнение петушок «Хлопает крыльями»

Петя, Петя, петушок
(дети медленно проговаривают слова и делают плавные взмахи руками)
Очень рано встаёт,
(поднять прямые руки вверх, потянуться, сделать вдох)
«Ку-ка-ре-ку» поёт.
На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку» и опустить руки вниз.

Упражнение «Найди зёрнышко»

 И.П.: о.с., руки на пояс.

Петя, Петя, петушок по двору пойдёт,
(скрестное движение, дотянуться правым коленом до левого локтя)
зёрнышко найдёт
(наклон вперёд, руки назад).

Упражнение «Петушок прячет крылышки»

И.П.: сидя на коленях, руки на полу.

Петушок у нас красавец,
(повороты туловищем вправо и влево)
Прячет крылышки и хвост
(сесть, выпрямить спину).

Упражнение «Разноцветные пёрышки»

Дети встают в круг спиной к водящему, который находиться в центре. У каждого ребёнка на поясе лента. Водящий, после слов: «Раз, два, три - Петя хвост свой собери». Петя должен собрать себе хвост, а дети убежать в домик. После игры, водящий подсчитывает количество собранных лент.

Игра «Собери свою команду»

Дети держат в руках ленты.

Петя, Петя, петушок по двору гуляет,
(ходьба, размахивая крыльями.
М.У.: педагог напоминает детям про осанку.
Посмотрите, какой петушок красивый).

После слов: «Деток созывает». Все должны построиться в колонну за петушком.

Усложнение игры. Можно раздать детям ленты разного цвета. После команды, дети выстраиваются в колонны по цвету ленты.

Заключительная часть: Подуем на пёрышко.

Дети стоят врассыпную, зажимая в руках перышко.
Волшебное пёрышко,
обронил петушок,
когда рассказывал стишок.
После слов, сдуваем перышко с ладошки.

Комплекс №2

«Солнышко»

Дети входят в зал. Видят солнышко.

Ребята, посмотрите, сегодня в наш зал заглянуло солнышко. Какое оно красивое, только спит. Давайте его разбудим.

Дети хором говорят слова:

Солнышко покажись,
радостно нам улыбнись.
Будем весело играть,
солнечных зайчиков встречать.
Солнышко проснулось, но грустит.
Почему такое грустное? Ответы детей.

Солнышко должно освещать нам путь и греть наши ладошки. Но оно не может этого сделать, так как у солнышка нету лучиков. Давайте поможем солнышку, найдём лучики.

Дети садятся в поезд и отправляются в путь.

Ходьба в колонне по одному, активно работаем руками (руки согнуты в локтях).

В поезд сели солнечные зайчики (дети идут на носках по кругу, показывают ушки на макушке). По команде: «Стоп!» - дети останавливаются. Солнечные зайчики гуляют по лужам (ходьба врассыпную, широким шагом). «Стоп!» Солнечные зайчики сели в поезд (построение в колонну, бег). «Стоп!» Солнечные зайчики прыгают по лужам (прыжки на двух ногах врассыпную). «Стоп!»

Упражнение «Покажи ладошки солнышку»

И.П.: о. с., руки по швам.

1-4 встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, показать ладошки солнышку.

5-6 опуститься, подуть на ладошки.

7-8 и. п.

Упражнение «Солнце вышло из-за тучи»

И.П.: присесть на корточки, руки на коленях.

1-2 сгруппироваться – показать большую тучку.

3-4 – встать, поиграть руками (показать солнышко).

5-6 и. п.

Упражнение «Солнышко и солнечные зайчики»

И.П.: сед ноги вместе, упор руками.

«Солнышко» - руки в стороны, стараться удерживать спину пряма.

«Солнечные зайчики» - ноги согнуть, стучим носочками по полу, руки упор сзади.

Ребята, смотрите, солнышко улыбнулось и опять загрустило. (Педагог показывает радостное и грустное солнышко без лучиков).

Почему солнышко грустит? Ответы детей.

Правильно, у него нет лучиков. Нам с вами необходимо найти лучики.

Отправляемся в дорогу.

Полоса препятствий: обойти «змейкой» мягкие модули, проползти в туннель, пройти по следам. Дети находят коробку, открывают. (в коробке лежат прищепки – лучики).

Педагог предлагает детям поиграть в игру: «Подари лучик солнышку».

Дети берут прищепку и прикрепляют её на солнышко.

(Муляж грустного солнышка без лучиков. На обратной стороне – солнышко весёлое. После того, как дети прикрепили лучики, педагог переворачивает муляж. Солнышко – улыбается).

Педагог: Какое солнышко получилось? Ответы детей.

Все вместе (пожелаем солнышку):

Ярче, солнышко, свети!
Лучики свои ты береги!

Дети прощаются с солнышком и уходят из зала.

Комплекс №3 «Листочки»

Дети заходят в зал и слышат шум ветра. Педагог находит на полу конверт с посланием:

Я - весёлый ветерок,
Немного поиграл,
Листочки разбросал.
По листочкам вы идите,
Разных цветов листочки соберите.

Дети отправляются в путь по осенним листочкам лежащим на полу.

(Ходьба в колонну по одному по листочкам). Пройдя путь, останавливаются - впереди большая лужа).

Педагог: Дети, как преодолеть путь дальше? Ответы детей: (перешагнуть, перепрыгнуть, обойти, наступить в лужу и идти дальше). Педагог даёт возможность ребёнку выбрать дальнейший путь. Молодцы, с заданием справились!

На полу находят лепесток от цветка (зелёного цвета). Ребята, смотрите, этот листочек не похож на другие листики? Откуда он здесь? Какого он цвета? Ответы детей.

Кладём лепесток в конверт и продолжаем наш путь дальше.

По лесной дорожке мы пойдём в сказку попадём.

(бегут «змейкой» между деревьями, потом идут на носках по узкой, извилистой дорожке, руки на поясе).

Педагог: Дети в конце дороги находят лепесток. Какого он цвета? Ответы детей:.... (жёлтого цвета). Кладём его в конверт.

На пути стоит берёза.

Наклонила берёза веточки, преградила путь.

Педагог: Ребята, назовите и покажите, из каких частей состоит дерево?

Ответы детей: ......( корни, ствол, кора, ветви).

Педагог: А чего не хватает на дереве?

Ответы детей: листьев.

Педагог: Ребята, подарим берёзе листья.

Ответы детей......

Игра «Наряди берёзу»

Педагог: Надо проползти под веточками берёзы и взять один листочек.

Упражнение «Мы нашли листочек»

И.П.: о.с., держим листочек двумя руками.

1 - листочек вперед;

2 - листочек вверх;

3 - листочек вперед;

4 - и.п.

Повтор 5-6 раз.

Упражнение «Покажи листочек»

И.П.: Ноги на ширине плеч, листочек за спиной.

1 - за спиной переложить листочек в правую руку,

2 - повернуть туловище вправо,

3 - переложить листочек в левую руку,

4 - повернуть туловище влево.

Ребята, подарите листочки.

Надо подойти к дереву, назвать красивое слово и приклеить лист на ветви.

Педагог: Молодцы! Дети за деревом находят лепесток. Какого цвета? Ответы детей:.... (синего цвета). Кладём его в конверт.

Дальше едим на поезде. Я буду большим паровозом, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовёт продолжение строчки, тот и становится за мной. Поехали!

  • Мышка маленькая, а слон -...................(большой),
  • Конфета сладкая, а лимон -...................(кислый),
  • Воздушный шарик лёгкий, а гантели -.. (тяжёлые),
  • Ночью темно, а днём -.............................(светло).
  • Улитка медленная, а заяц -....................(быстрый).

Остановка «Лепестковая»

Какого цвета лепесток? Ответы детей:.... (оранжевого цвета). Кладём его в конверт.

Педагог раздает листочки и предлагает детям поиграть.

Игра: «Выполни задание»

Звучит музыка, дети бегают врассыпную с листочком в руках. Педагог останавливает музыку, дети встают на листочек и выполняют команду педагога.

Команды:

- руки в стороны;

- правая рука вверх, левая на пояс;

- встать на левую ногу, правую в сторону;

- присесть;

- встать на две ноги, наклониться вперёд и коснуться листочка.

Педагог: Отлично! А вот и лепесток. Все вместе: красного цвета.

Заключительная часть

Игра «Напиши картину»

Педагог разбрасывает листья разного цвета и размера. Дети образуют команды по четыре человека.

Задание: Выложить с помощью разноцветных листьев картину.

За выполненное задание дети получают лепесток фиолетового цвета.

Педагог: Какие красивые картины. Мы нашли последний лепесток. (Голубого цвета).

Ребята, достанем все лепестки и сложим. Что получилось? Ответы детей....

Чего не хватает? Ответы детей....

Педагог: Правильно..... Получился цветок.

Цветок - не простой, а сказочный. Из какой сказки? Ответы детей:....

Цветик-семицветик. Спасибо за сюрприз, который оставил нам ветерок.

Дети уходят из зала с цветком.

Вывод. Для детей с нарушением речи необходимо специально подбирать упражнения для развития речи, одновременно повышая двигательную активность ребёнка. Таким образом, утренняя оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ является важным звеном в дошкольном учреждении.

Список литературы

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в старшей логогруппе. / О.С.Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  3. Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 146 с.
  4. Козлов В.И. Утренняя гимнастика. - М.: Просвещение. - 1994 - 252с.
  5. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк. - 1998. - С.13-23.
  6. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание – 2004.-№ 1.- с.37- 45.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
  8. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
  9. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 - 7 лет. - СПб.: Речь. - 2003.- 120с.
  10. Вареник Е.Н. – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы ежедневной утренней гимнастики для детей 2—3 лет

Гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Летом гимнастику можно проводить на детской площадке или на открытой террасе.Занятие длится не более 4 минут.Ребенок ...

Комплексы сюжетных утренних гимнастик для детей раннего возраста в период адаптации

комплексы сюжетных утренних гимнастик помогут детям быстрее адаптироваться в детском саду....

КОМПЛЕКСЫ СЮЖЕТНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КОЛОБОК 1часть. Испекла бабка колобок, положила его на окошечко, а колобок прыгнул на дорожку, и покатился. Сначала медленно покатил¬ся /дети стайкой идут за воспитателей/, потом быстрее /де¬ти бегу...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы...

КОМПЛЕКСЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 -7 ЛЕТ

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй ...

Комплексы оздоровительной утренней гимнастики и гимнастики после сна

Комплекс утренней гимнастикиКомплекс гимнастики после сна...