Проект "Я и моё здоровье".
проект (средняя группа)
ПРОЕКТ «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ»
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности
и тем более в зрелом возрасте».
В. А. Сухомлинский.
С 12 по 23 февраля в средней группе «Непоседы» проводился проект, с целью формирования у дошкольников представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Актуальность проекта:
Здоровье — бесценный ресурс человеческой жизни. Оно даёт возможность чувствовать себя счастливым хотя бы потому, что ничего не болит. В реальной жизни, к сожалению, мы часто вспоминаем о том, как важно здоровье тогда, когда оно покидает нас. Поэтому формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольного возраста.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования физическое развитие дошкольников, включающее в себя образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура», занимает ведущее место в образовательном процессе детского сада. Понимая всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, мною был реализован с воспитанниками группы «Непоседы» (дети 4-5 лет) проект «Я и моё здоровье».
На протяжении двух месяцев я старалась вырабатывать у своих воспитанников разумное отношение к своему организму, прививала необходимые культурно-гигиенические навыки. Учитывая комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в этом учебном году деятельность по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни хотелось бы приурочить к Всемирному Дню Здоровья, который проводится ежегодно 7 апреля.
Таким образом, проект «Я и моё здоровье» стал неким этапом здоровьесберегающей деятельности с нашими воспитанниками.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Задачи проекта:
- способствовать осознанию детьми понятие «здоровье»;
- формировать представления детей о том, что организм человека — это единая система, которая зависит от слаженной работы всех органов;
- обучать простейшим навыкам самооздоровления;
- воспитывать навыки здорового поведения.
Вся деятельность по проекту основывалась на принципе интеграции образовательных областей, что позволило значительно оптимизировать образовательный процесс.
Непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Я и моё здоровье» включала в себя следующие формы работы:
- Образовательная область «Физическое развитие»: были проведены Уроки здоровья «Изучаем свой организм» и «Откуда берутся болезни». (См. Приложение №1). В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правила ухода за ними. Например: Воспитатель загадывает загадку про ушки: для чего они нам нужны? Попробуйте закрыть их ладошками. Рассказывает, что за ушками нужно ухаживать: обязательно мыть их и чистить под присмотром взрослых, чтобы мы хорошо слышали и наша ушки никогда не болели.
- Занятия физической культурой являются основной формой реализации образовательной области «Физическая культура», позволяющей эффективно развивать двигательные навыки и умения детей.
В рамках мини-проекта занятия физической культурой проводились по методу тренировки с мячом, обручем. Круговая тренировка — серийное (слитное или с интервалом) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс в соответствии с определённой схемой.
Игры с мячом и гимнастическим обручем являются любимыми у дошкольников, поэтому использование их на занятии физической культурой позволяет максимально удовлетворить естественную потребность детей в движении, обеспечив постоянный интерес к спортивным занятиям, желание посещать их.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: были проведены беседа «Спорт — это здоровье» (См. Приложение №2). и занятие по составлению творческого рассказа «Как я берегу своё здоровье» (См. Приложение №3) . Развивала умение детей свободно общаться по поводу здоровья, здорового образа жизни человека. Вместе с детьми мы составили «Цветок здоровья», лепестки которого обозначали правила сохранения здоровья:
- « Знай и люби своё тело»
- «Занимайся физкультурой»
- «Соблюдай правила гигиены»
- «Выполняй режим дня»
- «Правильно питайся»
- «Поделись улыбкой своей»
- «Скажи «Нет!» вредным привычкам».
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: рисование «Корзина здоровья» и коллективная аппликация «Овощная радуга витаминов». Использование средств продуктивных видов деятельности позволило мне обогатить и закрепить полученные детьми ранее знания. Так после беседы о душевной красоте, душевном здоровье человека дети постарались выразить свои мысли в аппликации. Коллективная аппликация стала наглядным сопровождением к теме : «Где прячутся витамины?».
Помимо непосредственной образовательной деятельности проект «Я и моё здоровье» предполагал ежедневное проведение разнообразных форм совместной и самостоятельной деятельности в течение всего дня.
Особое внимание в рамках образовательной области «Физическое развитие» было уделено так называемым «Оздоровительным минуткам», которые помогли детям овладеть некоторыми элементарными навыками самооздоровления:
- Игровой самомассаж тела, носа, ушных раковин.
- Точечный массаж биологически активных точек.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика.
- Упражнения с элементами аутотренинга.
Все «Оздоровительные минутки» проводились в игровой форме. Мной были подобраны стихотворные комплексы, позволяющие детям легко усвоить ту или иную оздоровительную практику:
Вдох - с улыбкой
день встречаем,
Выдох -
всё мы замечаем.
Вдох - мы руки развели
И плывём как корабли.
Выдох - вместе с капитаном
Странствуем по разным странам.
Вдох - спешим за облаками,
Машем крыльями-руками.
Выдох - вот уже летим,
Руки в крылья обратим.
Успокоились немножко -
Вдох - закончилась дорожка,
Выдох встанем у порожка
И опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.
1. Вдох нос - выдох нос.
2. Вдох нос - выдох рот.
3. Вдох рот - выдох нос.
4. Вдох рот - выдох рот.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» позволила мне расширить кругозор наших воспитанников об организме и здоровом образе жизни человека. Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность по ознакомлению со своим организмом:
- «Что можно почувствовать рукой»
- «Рассмотри сою руку под лупой»
- «Почувствуй удары пульса»
- «Как реагируют наши глазки на яркий свет».
В течение всего проекта также не забывали о таких важных элементах здоровья, как свежий воздух и движение. Оздоровительные прогулки «За здоровьем в детский сад» стали практически традиционными для нашей группы. На себе ребята почувствовали благоприятное влияние весеннего теплого солнышка. Румяные щёчки и улыбки на лицах детей являлись залогом здоровья и хорошего настроения на долгое время.
Ввели в образовательный процесс ежедневное сообщение детям дополнительной информации, связанной со здоровьем, под рубрикой «Узнай, это интересно!». Например, «Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «вита» -жизнь, с «амин» - вещество, получилось слово «витамин» - вещество для жизни.
Работа в рамках образовательной области «Речевое развитие» помогла при помощи художественных произведений обогатить и закрепить знания детей по проекту «Я и моё здоровье». Были подобраны стихотворения, отражающие тематику здорового образа жизни, пословицы и поговорки о здоровье. (См. Приложение №4).
Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни происходит в первую очередь в игровой деятельности. Поэтому образовательная область «Социализация» стала органичной частью работы по проекту. В первую очередь, это дидактические игры здоровьесберегающей направленности:
- «Слушаем звуки».
- «Что полезно, что вредно для здоровья».
- «Узнай по вкусу, по запаху, по звуку» и т. д.
- «Витаминки в корзинке».
- «Мои помощники — ухо, горло, нос».
Подготовлены консультации «Проведение закаливающих процедур в домашних условиях» (См. Приложение №5), «Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении и дома» (См. Приложение №6).
Вывод: Начав этот проект, я ещё раз убеждаюсь в важности формирования у дошкольников культуры здоровья. Наши воспитанники уже многое знают о себе и своём здоровье, но ещё больше им предстоит узнать. Мы надеемся, что у них будет продолжать формироваться самая главная, основная, жизненно необходимая привычка — привычка к здоровому образу жизни.
Так как тема эта обширная и очень интересная мною было принято решение продолжать работу по данному направлению.
Приложение №4.
Картотека стихов о здоровом образе жизни
Здоровье (А. Гришин )
| Будьте здоровы Ты с красным солнцем дружишь, (С. Островский)
|
Мы здоровы (Н. Ярославцев)
| Железное здоровье
|
Песенка про закалку (Бэла Белова)
| Здоровье, закалка – превыше всего!
|
Закалка
Если хочешь быть здоров
| Совет (О. Матыцина)
|
О ногтях | Мишка |
Мойдодыр
| Хорошо здоровым быть!
|
Мышка плохо лапки мыла Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылить мылом не старалась, И на лапках грязь осталась. Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно! Попадут микробы в рот. Может заболеть живот. Так что, (имя ребенка) старайся, Чаще с мылом умывайся! Надо теплою водой Руки мыть перед едой!
| Не ешьте сладкого! Громко стонет бегемотик: «Ой‐ой‐ой! Болит животик! Зря я не послушал маму — Съел конфет два килограмма |
Не смотрите долго телевизор! По телевизору тюлень Смотрел мультфильмы целый день. А после до конца недели У бедного глаза болели.
| Мойте руки перед едой! Вздыхает мартышка: «Какая судьба! Я, кажется, стала глазами слаба. Беру я из хлебницы белый батон, И сразу же чёрным становится он!»
|
Физкульт – ура! (З. Петрова)
| О зубках
|
Что бы было? Что бы было, Что бы было, Если б Не было бы мыла? Если б Не было бы мыла, Таня грязной бы Ходила! И на ней бы, Как на грядке, Рыли землю Поросятки! Г. Новицкая
| Стих о витаминах |
Зеркало любит чистые лица | Всей семьёй в поход мы ходим, |
Злой разбойник КАРИЕС
| Не лечитесь сами! |
О здоровье!
| Стих о здоровье для детей Хороша морковка с грядки! Часто врач спешит на помощь, Он малюткой-невидимкой Лето – время закаляться,
|
О витаминах
Что такое витамины Чтобы зренье сохранить, Если быстро ты устал, А иммунную систему От простуды помогает Кости тоже укрепляй, Витаминный алфавит Витаминов очень много,
| Вся правда о прививках Прививки очень нам нужны Любовью безграничной. Ни внешности ни счастья. И вот ведь что обидно! Однажды испугался, Он мог бы стать артистом,
|
Приложение №1.
"Изучаем свой организм».
Формирование основ здорового образа жизни является одной из важной педагогической задачей. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя следующие аспекты:
« Изучаем свой организм». Знакомство детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме рассказывать о частях тела, работе сердца, органов чувств, кровообращение.
«Уроки Айболита». Профилактика заболеваний, сведения о лекарствах, пользе витаминов, о болезнях. Однажды переболев, ребёнок может сравнивать состояние здорового и больного человека. Что нужно делать, если заболел. Знакомство с профессией врача, как он помогает людям стать здоровым.
Понятие «вирусы», « микробы».
Навыки личной гигиены. Мытье рук, чистить зубы, соблюдать опрятность своего внешнего вида. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
Устанавливать связь между совершенствованием действием и состоянием организма, самочувствием. «Я чищу зубы, значит они крепкие, здоровые. Я промочил ноги - насморк». Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы.
Первая помощь. Знакомство с правилами поведения при травмах, порезе пальцев, ушибе. Всегда обращаться к взрослому за помощью.
«Если хочешь быть здоров». Польза утренней гимнастики, закаливание, занятий спортом, сон, физкультурное занятие.
Для организации ознакомления детей среднего возраста с основами здорового образа жизни созданы условия:
Физкультурный уголок. В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
Уголок здоровья. Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения. Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; п/игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.
Использую следующие приёмы: Рассказы; беседы; рассматривание иллюстраций; сюжетных картинок.
Широко использую художественную литературу; прослушивание дисков; различные виды театров.
Проводится физкультурно – оздоровительная работа.
Двигательная активность: Прогулки; утренняя гимнастика в музыкальном зале ежедневно; физкультура.
Закаливающие процедуры: Бодрящая гимнастика после сна на кроватках; под музыку. Провожу ежедневно.
Хождение по мокрым дорожкам.
Летом мытьё ног.
Упражнения на профилактику осанки и плоскостопия.
Дыхательная; пальчиковая гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минуты в любой отрезок времени.
Физминутки. На малоподвижных занятия.
Динамические паузы проводятся по мере утомляемости во время занятий по 2-5 минуты.
Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни в течение дня правильный режим, дают свои результаты. Дети становятся спокойными, активными. При воспитании и обучении основам здорового образа жизни необходимо вести тесную связь с родителями. Для этого мною были подобраны рекомендации; провожу с ними беседы; консультации.
ООД по теме: «ОТКУДА БЕРУТСЯ БОЛЕЗНИ» в средней группе «Непоседы».
З а д а ч и: способствовать расширению представлений о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем.
Ход ООД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? Вы догадались? (читаю надпись на конверте, потом само письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети группы «Затейники». У меня заболела бабушка. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю как. И откуда, только берутся эти болезни? Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой?»
Воспитатель: (дети садятся на стульчики) Что же, ребята, поможем Красной шапочке разобраться с болезнями?
- Дети, поднимите руку, кто из вас болеет часто?
- А теперь поднимите руку, кто из вас болеет редко?
- Кто не болеет совсем?
- Вам нравится болеть? А вашим родителям нравится, когда вы болеете?
Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.
- Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете? (болит голова, поднимается высокая температура, появляется кашель, насморк, слабость, вялость, и т.д.)
-Посмотрите вот на эти две картинки (с больным и здоровым человеком).
- Вы можете определить, где человек больной, а где – здоровый?
-Почему вы так думаете? (потому что, когда человек не болеет у него хорошее настроение, он много улыбается, радуется, хорошо кушает и его ничего не беспокоит, а когда человек заболевает, то у него плохое настроение, он грустный, его беспокоят различные признаки болезни: насморк, температура, кашель, плохой аппетит и т.д.)
Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете? (микробы - это такие мелкие существа, микроорганизмы, которые проникают к нам в организм и мы заболеваем)
Показ картинки с изображением различных видов микробов.
Давайте послушаем стихотворение, которое приготовил для нас Егор, оно называется «Микроб».
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Когда они находятся вне организма человека, они никому не причиняют вреда, но стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас. А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость. И тут уже мы должны помочь своему организму выздороветь – принять необходимые лекарства.
Как вы думаете, пить лекарство можно любое? Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько их раз нужно пить? (нет, лекарства назначает врач в больнице, а самим их пить нельзя, а то можно отравиться)
Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки. Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
Ребенок - пальцы во рту;
Ребенок грызет ногти;
У ребенка грязные руки;
Ребенок и кошка
Ребенок и собака
Давайте вспомним главные правила здоровья:
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы и насухо их вытирать;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- чистить зубы 2 раза в день;
- проветривать комнату;
- на прогулку одеваться по погоде;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать фрукты и овощи, богатые витаминами и т.д.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»
(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот воспитатель называет причину, дети показывают что болит)
В. – болит голова Д. – душно, шумно
В. – вы съели много сладостей Д. – болят зубы
В. – болит палец Д. – порезалась, упала
В. – грязные руки, немытые фрукты Д. – болит живот
В. – болит ухо Д. – продуло
В. – вы пили холодное молоко Д. – болит горло
Что – то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся.
Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка» на коррекционных ковриках :
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
Чтобы расти сильным и быть здоровым, что нам необходимо кушать? (витамины)
-В каких продуктах много витаминов? (овощи – фрукты)
-Есть продукты полезные, есть продукты вкусные, но они могут быть не очень полезными для вашего организма, а есть продукты вредные.
-И сейчас все внимание на интерактивную доску, на которой вам будут показаны различные картинки, если вы видите продукт полезный для вашего здоровья, вы хлопаете в ладоши, если не очень полезный – руки просто убираете на колени и говорите – НЕТ.
Ну что же молодцы вы у меня, все знаете. И последнее задание: я вам предлагаю оформить две газеты. На одной мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другую мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Мы их дружно разотрем,
Вместе мастерить начнем.
Дети подходят к столам выбирают картинки, и прикрепляют их на соответствующие газеты.
Итог: вместе с детьми просматриваем газеты, дети объясняют свой выбор.
Вот теперь эти газеты мы отправим Красной Шапочке, чтобы посмотрев на них, она все поняла, что полезно, а что вредно для здоровья.
Дети, а знаете ли вы, что витамины бывают разными, например А, В, С, и что в морковке много витамина А - это хорошо для зрения. Вот об этом мы и поговорим в следующий раз.
Приложение №2.
Тема: Правила личной гигиены.
Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
Ход беседы
Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля.
Раздается тук в дверь. Входит Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения К. Чуковского.
Мойдодыр: Я – великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
- Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?
- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, да волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и у мышей.
(Расческа)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(Душ)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.
Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.
Тема: Таблетки растут на грядке.
Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение кблизким и желание им помочь.
Ход беседы.
Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.
Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно.
Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.
Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими.
Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.
Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.
Тема: Полезная и вредная пища.
Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.
Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)
Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.
Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется.
Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.
Тема: Физкультура и спорт — друзья здоровья».
Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.
Ход беседы.
Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и что такое спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов?
Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать спортсменом?
Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.
Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из семейных альбомов.
Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.
Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые». Дети делятся на 2 команды. Педагогом подбираются 5-6 спортивных упражнений на скорость и ловкость.
Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай». Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол», «хоккей», «мяч», и т.д.
Приложение №5.
Консультация для родителей:
«Проведение закаливания в домашних условиях».
«Как проводить закаливание детей дома»
Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.
Первое с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи. И родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, заниматься регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.
Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.
Одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни
и во время отпуска.
При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.
3. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Закаливание в повседневной жизни детей
Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.
Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:
1. утром
2. перед возвращением с прогулки,
3. во время дневного сна,
После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.
Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть - +21-23 С; трех-четырех лет - +20-22 С; пяти-семи лет - +19-21 С.
Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну - две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.
Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.
После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.
Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.
Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.
Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С. При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд. После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.
Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.
Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки - сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.
Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет - соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один - два дня на 2С.
В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.
Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.
Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.
Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.
Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее - летнее время. Начинать следует со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.
При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).
Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.
В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием в физическом развитии, малокровием, повышенной нервной возбудимостью. В этих случаях используется облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.
Приложение №6.
«Оздоровительные мероприятия в дошкольных учреждениях и дома».
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных физкультурных мероприятий, проводимых в ДОУ.
Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем — к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. Стимулируют развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.п. На это указывали Ю.Ф. Змановский, Н.М. Амосов и другие ученые. Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движениями. Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движениями. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. Другими словами, деятельность терморегуляционного аппарата — это движение внутри организма, движение на клеточном уровне.
Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестрой и старшим воспитателем.
Для оздоровления детей проводятся следующие физкультурные мероприятия:
― Физкультурные занятия в каждой возрастной группе;
― Физкультурно-оздоровительные праздники и досуги, как с детьми, так и вместе с их родителями;
В системе оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи.
1. система закаливающих мероприятий: облегченная одежда для занятий, соблюдение сезонной одежды для занятий на улице, соблюдение температурного режима в течение дня,
2. дыхательная гимнастика,
3. профилактика нарушений осанки и плоскостопия,
4. укрепление сердечно-сосудистой системы,
5. укрепление здоровья частоболеющих детей.
На физкультурных мероприятиях активно используются следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
элементы медико-профилактической технологии
· организация мониторинга здоровья дошкольников
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
· физического развития дошкольников,
· закаливания;
· организация профилактических мероприятий в детском саду;
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
элементы физкультурно-оздоровительной технологии
· развитие физических качеств, двигательной активности
· становление физической культуры дошкольников,
· дыхательная гимнастика,
· массаж и самомассаж,
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
· укрепление сердечно-сосудистой системы,
· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Разработаны комплексы упражнений для дыхательной системы, укрепления мышц гортанного аппарата. В основе дыхательных упражнений лежат ОРУ, предусмотренные программой, с акцентом на правильное дыхание. При обучении дыхательной гимнастике и массажу внимание обращается на то, что бы дети самостоятельно контролировали вдох и выдох, правильность и последовательность движений. И, конечно же, дыхательная гимнастика и массаж проходит под наблюдением инструктора по физической культуре.
Важная роль в сохранении здоровья отводится формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, поскольку в этом возрасте осанка и стопы ребенка легко изменяются под воздействием негативных факторов. Поэтому в занятия включаются упражнения на предупреждения дефектов осанки и плоскостопия. На занятиях учитываются самочувствие детей, их эмоциональное и физическое состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_risovaniyu_dlya_ns.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду. Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление . Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Виды нетрадиционных техник рисования: «Оттиск пробкой» - используются различные пробки, крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской, нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Фотокопия» – с использованием цветных восковых мелков.
«Пластилинография».
« Рисование не мокрой бумаге» - лист смачивается водой, а потом кистью или пальчиком наносится изображение. Оно получается как бы р азмытым под дождем.
«Рисование пальчиком»
«Кляксография»
«Рисование ватными палочками»
«Рисование на мятой бумаге»
«Монотипия»
Вывод : Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я познакомила вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Проект по формированию здорового образа жизни «Здоровым быть здорово!»
Расширить представления детей о правильном питании, как одном из важных компонентов здорового образа жизни....
Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет "В здоровом теле - здоровый дух"
Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой в современном обществе. Дошкольный возраст – это фундамент физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет ид...
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....
Информационно-творческий проект по формированию здорового образа жизни «Здоровым быть здорово!»
Расширение представления детей о правильном питании, как одном из важных компонентов здорового образа жизни....