Методические рекомендации для педагогов ДОУ по проведению подвижных игр на развитие внимания у младших дошкольников
методическая разработка
Проблема развития внимания у младших дошкольников остаётся актуальной, потенциальные пути её решения определяются активизацией двигательной деятельности детей в подвижных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.i.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по проведению подвижных игр на развитие внимания у младших дошкольников
Педагогам важно использовать сюжетные игры с детьми младшего дошкольного возраста, которые строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, ка зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным и т.п. В сюжетных играх, таким образом выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих.
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.
Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди; автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Педагогам ДОУ необходимо использовать карточки-задания, котрые включают: название, инвентарь, содержание, ход и правила игры. Карточками – заданиями могут пользоваться все педагоги ДОУ, в разных режимных моментах. Картотека храниться у инструктора физической культуры.
При организации подвижных игр, педагогам следует учитывать подготовленность группы, возраст детей, задачи, которые будут решаться в процессе игры. Следует так же учитывать такие факторы, как состав группы, место проведения и наличие инвентаря.
Каждая игра начинается с ее организации:
1.Размещения участников, назначить капитанов.
2.Разделить команды, чтобы силы были равны.
3.Объяснение игры должно быть логичным и образным по следующей схеме: название игры, роль играющих, ход игры, цель и правила.
4. Продолжительность игры зависит от числа занимающихся (чем меньше игроков, тем короче игра) и характера игры.
5.Подведение итогов и определение результатов игры имеет большое воспитательное значение.
Проблема развития внимания у младших дошкольников остаётся актуальной, потенциальные пути её решения определяются активизацией двигательной деятельности детей в подвижных играх.
Понятие внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
В младшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В целом развитие внимания в младшем дошкольном возрасте имеет следующие особенности: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Подвижная игра -как незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Среди подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста подходят: сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, игровые упражнения. Подвижные игры способствуют развитию внимания, увеличению его объема, концентрации и помогают формировать послепроизвольное внимание.
Подвижные игры на развитие внимания у детей
младшего дошкольного возраста
№ 1 Подвижная игра «Бегите ко мне»
Цель: Учить детей действовать по сигналу.
Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. | Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают. | Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!» Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!». Уметь слушать взрослого. |
№ 2 Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Построение в круг. Дети действуют по сигналу педагога. | Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется. | Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул». |
№ 3 Подвижная игра « По ровненькой дорожке»
Цель: обучить детей технике прыжка с продвижением вперед, упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Воспитатель готовит детей к построению в колонну, затем объясняет правила игры. Дети свободно группируются или строятся в колонну | Воспитатель предлагает им пойти гулять.. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем». | Воспитатель объясняет, что через ручеёк можно пройти перейти «по камешкам» - кружочкам, иначе промчишь ножки. Слушать воспитателя и выполнять вместе с ним действия. Идти ритмично; слова произносить чётко, дружно; строится в колонну быстро, не толкаясь |
№ 4 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Границы площадки отмечаются ориентирами. | На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. | Нельзя убегать за границы площадки Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля. |
№ 5 Подвижная игра «Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Дети образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение. | Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся. | Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм. |
№ 6 Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
Упражнять в подлезании, в беге.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от детей сидит кошка – воспитатель. | Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется. | Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. |
№ 7 Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Подготовка | Ход игры | Правила |
Дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. | Воспитатель держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. |
|
№ 8 Подвижная игра «На классификацию предметов» (фрукты, овощи, дом. и дик. животные, транспорт, птицы, профессии и др.)
Цель: Закрепить пройденный материал по выбранной теме, обогащать словарный запас, воспитывать внимание.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Построение в круг, Педагог с фитнес - мячом стоит в центре круга и согласно выбранной теме и задаче НОД, выполняет прокатывание мяча от себя к ребенку, и задает вопрос согласно теме. | - назови овощи или фрукты; - назови домашних или диких животных; - назови птиц; - назови свойства воды или песка; - перечисли профессии; - перечисли военную технику; - перечисли, кого ты видел в цирке; - классификация предметов быта (мебель, посуда и т.д.) | Не повторяться, быть внимательным. |
№ 9 Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Подготовка | Ход игры | Правила |
На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. | Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. | Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса идет!». |
№ 10 Подвижная игра «Светофор»
Цель: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.
Подготовка | Ход игры | Правила |
Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). | Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. | Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается |
№ 11 Подвижная игра «Затейники»
Цель: Развивать у детей умение точно выполнять движения согласно тексту
Подготовка | Ход игры | Правила |
Один из детей выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные, взявшись за руки, идут по кругу | идут по кругу (вправо или влево) и произносят: Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем... вот так. Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны повторить его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. | Каждый новый затейник придумывает разнообразные движения, не повторяя показанных. |
№ 12 Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма
Подготовка | Ход игры | Правила |
Сначала из всех желающих играть в эту игру выбирают при помощи считалки 2-х рыбаков, которым дают скакалку – это их сеть. Остальные будут рыбками. | Очертите при помощи мелка круг – это будет пруд или озеро, в котором обитают рыбки. За пределы обозначенного водоёма рыбки не должны выплывать. Малыши и в самом деле выполняют плавательные движения: медленно разводят руками, передвигаясь в воде. Рыбаки хотят поймать рыбок и для этого растягивают скакалку, как сеть, чтобы окружить и поймать рыбок. Рыбки стараются увернуться, но рыбаки попались умелые без улова не уйдут. | Те из рыбок, кого коснулась скакалка, выбывают из игры, выходят на берег, как пойманные. Когда будут пойманы все рыбки, выбирают новых рыбаков и игру повторяют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов к занятиям с детьми, имеющими нарушения развития аутистического спектра.
Методические рекомендации для педагогов к занятиям с детьми, имеющими нарушения развития аутистического спектра....
Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....
Консультация для начинающих педагогов ДОУ "Применение игровых приёмов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"
quot;Применение игровых приемов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"...
Картотека игр на развитие внимания у младших дошкольников
Игры на развитие внимания....
Картотека игр на развитие внимания у младших дошкольников
Игры на развития внимания...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по проведению утренней гимнастики
Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно - сосудистую, дыхательную системы, растормаживает н...
Методические рекомендации для педагогов по использованию информационных и коммуникационных технологий в эстетическом воспитании старших дошкольников
Использование ИКТ в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» способствуют:1) формированию знаковой функции мышления;2) процесс «врастания...