Родительское собрание "Гперактивность и причины её возникновения"
консультация (старшая группа)

Николенко Татьяна Олеговна

Родительское собрание " Гиперактивность и причины её возникновения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение . Детский сад №57

               Родительское собрание в старшей группе№9

Гиперактивность и причины ее возникновения у детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель Николенко Т.О.

Солнечногорск  2019 г.

 План:

  1. Понятие “гиперактивности”.
  2. Критерии и причины возникновения гиперактивности.
  3. Психолого-педагогические рекомендации.

Агрессивность (от лат. aggressio – нападение) – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов).

Активность личности – способность человека действовать относительно независимо от ситуации, сознательно ставить перед собой цели и достигать их, производя значимые изменения в окружающем мире и в самом себе.

Внимание (англ. attention) – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Возбуждение – основное свойство нервной ткани, ее способность отвечать на раздражение (сигнал).

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Гиперактивность – (англ. hyperactive child syndrome). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.

Гиперакимвный ребенок – (Г. Вейс считает наиболее характерными следующие нарушения при гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку). При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме.

Движение – моторный, двигательный компонент любого действия.

Дошкольный возраст – период детства с 3 до 6-7 лет, т.е. от раннего до младшего школьного возраста.

Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей.

Импульсивность (англ. impulsivity; от лат. impulsio – толчок; в переносном смысле – побуждение, повод) – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Координация движений – согласованность движений отдельных мышечных групп, обеспечивающих ловкость.

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Произвольность – способность человека подчинять собственное поведение собственной цели или принимаемому чужому требованию.

Самоконтроль – сознательное регулирование личностью своего поведения, собственных действий, психических состояний в соответствии с определенным эталоном.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уравновешенность – одно из основных свойств нервной системы, выражающее соотношение между нервными процессами возбуждения и торможения.

Понятие “гиперактивности”.

 Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по достижении возраста 8 лет, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком в течении 6 месяцев.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными постоянными движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для гиперактивных детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая – по норме – продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаружатся нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность гиперактивных детей по сравнению с другими выше (даже во сне). Так же гиперактивные дети страдают дефицитом внимания. Это проявляется в трудностях его удерживания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Для них характерна непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей.  К тому же они старательно избегают задания, требующих длительных умственных усилий. Гиперактивный ребенок часто действует, не подумав, перебивая других, может без разрешения встать и выйти их группы.

 Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчинятся правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.

Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5–7 лет и приходится на период подготовке к школе, второй в возрасте 12–15 лет (период полового созревания).

Причины возникновения гиперактивности.

Причины возникновения гиперактивности окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений. Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов служат:

  • Недостаточное питание матери
  • Отравление свинцом
  • Внутриматочные дефекты
  • Наркотическое или алкогольное отравление
  • Кислородная недостаточность
  • Недоношенность плода

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления гиперактивного фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно часто среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет значительную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
– соответствующая медикаментозная поддержка;
– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, активными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшает его.  

                                                http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=522059712-53-72&n=21 

       

Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям        по снижению гиперактивности.

  1. Поступки  гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов “НЕТ”, “НЕЛЬЗЯ”, строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.
  2. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
  3. Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  4. Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание – только не физическое! – за плохое поведение.
    Разумнее, чтобы ребенок спокойно поседел в течение определенного времени (5-10 минут) в специальном месте, но не лишался прогулки или еды
    . Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Необходимо чтобы вслед за понесенным наказанием ребенок получал необходимое эмоциональное подкрепления, знаки приятия и поощрения.
  5. Гипеактивный ребенок должен, всегда находится перед глазами педагога.
  6. Необходимо проводить занятии с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.
  7. Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
  8. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).
  9. Избегать завышенных или заниженных требований.
  10. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание. Причины его возникновения.

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого  являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов, причин возникновения. В представленном м...

Речевые нарушения и причины их возникновения

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:внутриутробная патология;наследственная предрасположен...

" Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их возникновения"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultac...

Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.

 Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....

Родительское собрание на тему : " Если ваш ребенок боится - детские страхи и причины их возникновения"

Родительское собрание на тему : " Если ваш ребенок боится - детские страхи и причины их возникновения"...

Что такое дизартрия. Причины её возникновения и проявления.

                  Что такое дизартрия.                  Причины...

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а так...