Заикание. Причины его возникновения.
материал по теме
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов, причин возникновения. В представленном материале раскрываются современные взгляды: на определение заикания и формулировку этого сложного расстройства речи, причины, которые способны вызвать заикание. В данной публикации можно узнать особенности заикания, а также понять, в чём заключается цель коррекционной работы с заикающимися детьми и каковы задачи её достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zaikanie._prichiny_ego_vozniknoveniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание. Причины его возникновения.
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности, в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию.
Заикание – это не только сложное ситуативное расстройство речи, при котором произношение прерывается судорогами мышц артикуляторного аппарата и связанного с ним общедвигательного аппарата. Современные исследования и опыт прошлого позволяют утверждать, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов. Обследования заикающихся детей дошкольного возраста, проведённые кандидатом медицинских наук В.С. Кочергиной, показали: заикание – это «заболевание центральной нервной системы в целом». Заикание также характеризуется рядом психологических особенностей. Возникает заикание чаще всего у легковозбудимых и нервных детей.
В настоящее время выделяют две группы причин, которые способны вызвать заикание: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.
Вот некоторые из них:
- Предрасполагающие причины:
- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции центральной нервной системы);
- невропатические особенности самого заикающегося ребёнка (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность)
- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата).
- конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
- постнатальные – тяжёлые инфекционные, травматические и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребёнка;
- различные психические травмы;
- роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды:
- физическая ослабленность детей;
- возрастные особенности деятельности мозга;
- Производящие причины разделяются на анатомо-физиологические,
психические и социальные.
Анатомо-физиологические:
- органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
- болезни носа, глотки и гортани;
- несовершенство звукопроизносительного аппарата: отсутствие в речи некоторых звуков, задержанного развития речи.
Психические:
- кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
- хронические конфликтные переживания, в постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
- сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
Социальные:
- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;
- неправильные методы воспитания ребенка в семье: вредным может оказаться как суровое, так и заласканное воспитание;
- неряшливая речь окружающих – быстрая и неразборчивая;
- ежедневная перегрузка впечатлениями.
Заикание, в отличие от других речевых нарушений, бывает длительным и стойким. Обычно, заикание не является диагнозом в чистом виде, а сопровождается другими дефектами, которые выражаются в нарушении звукопроизношения. Поэтому важно следить не только за плавностью, ритмичностью речи, но и за правильным произношением звуков при их автоматизации.
Заикание имеет ряд своих особенностей:
- обостряться (весной и осенью);
- усиливаться при неблагоприятных условиях;
- наоборот, улучшаться при спокойной обстановке, при хорошо организованной работе.
Цель коррекционной работы:
научить ребёнка правильно пользоваться своей речью, сформировать определённые речевые навыки и умения уверенной, свободной, ненапряжённой речи.
Задачи работы:
- развитие речевого дыхания;
- работа над релаксацией (умением расслабляться);
- развитие чувства темпа и ритма речи, умения передавать его в своей речи;
- развитие эмоциональной выразительности речи;
- формирование умения чувствовать себя уверенно, свободно;
- сформировать умение самостоятельно выполнять правила речи, осуществлять за своей речью контроль.
Работа родителей должна быть систематической, терпеливой, настойчивой, с опорой на советы и рекомендации
учителя-логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »
Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....
Речевые нарушения и причины их возникновения
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:внутриутробная патология;наследственная предрасположен...
" Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их возникновения"
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultac...
Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...
заикание. Причины.
В консультации рассмотрены основные причины заикания у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Заикание. Причины. Пути первой помощи"
Материал для родителей о том, что необходимо сделать при первых признаках появления заикания. Даты рекомендации по проведению упражнений на формирование дыхания и голосоподачи....
Заикание: причины, механизмы.
Целью сообщения является расширение и уточнение знаний педагогов по данной проблеме....