Заикание. Причины его возникновения.
материал по теме

Захаренкова Валерия Владимировна

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого  являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов, причин возникновения. В представленном материале раскрываются современные взгляды: на определение заикания и формулировку этого сложного расстройства речи, причины, которые способны вызвать заикание. В данной публикации можно узнать особенности заикания, а также понять, в чём заключается цель коррекционной работы с заикающимися детьми и каковы задачи её достижения.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_zaikanie._prichiny_ego_vozniknoveniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание.  Причины его возникновения.

         Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности, в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию.

         

         Заикание – это не только сложное ситуативное расстройство речи, при котором произношение прерывается судорогами мышц артикуляторного аппарата и связанного с ним общедвигательного аппарата. Современные исследования и опыт прошлого позволяют утверждать, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов. Обследования заикающихся детей дошкольного возраста, проведённые  кандидатом медицинских наук В.С. Кочергиной, показали: заикание – это «заболевание центральной нервной системы в целом». Заикание также характеризуется рядом психологических особенностей. Возникает заикание  чаще всего у легковозбудимых и нервных детей.

        В настоящее время выделяют две группы причин, которые способны вызвать заикание: предрасполагающие “почву”  и производящие “толчки”.

Вот некоторые из них:

  1.  Предрасполагающие причины:
  1. невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции центральной нервной системы);
  2.  невропатические особенности самого заикающегося ребёнка (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность)
  3.  наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата).
  4. конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  5. поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
  6.  постнатальные – тяжёлые инфекционные, травматические и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребёнка;
  7. различные психические травмы;
  8. роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды:

-  физическая ослабленность детей;

- возрастные особенности деятельности мозга;

  1.  Производящие причины  разделяются на анатомо-физиологические,

 психические и социальные.

Анатомо-физиологические:

  1. органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
  2. истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
  3. болезни носа, глотки и гортани;
  4. несовершенство звукопроизносительного аппарата: отсутствие в речи некоторых звуков, задержанного развития речи.

Психические:

  1. кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
  2. хронические конфликтные переживания, в постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
  3. сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

Социальные:

  1. недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;
  2. неправильные методы воспитания ребенка в семье: вредным может оказаться как суровое, так и заласканное воспитание;
  3. неряшливая речь окружающих – быстрая и неразборчивая;
  4. ежедневная перегрузка впечатлениями.

         Заикание, в отличие от других речевых нарушений,  бывает  длительным и стойким. Обычно, заикание не является диагнозом в чистом виде, а сопровождается  другими дефектами, которые  выражаются  в нарушении  звукопроизношения.  Поэтому важно следить не только за плавностью, ритмичностью речи, но и за правильным произношением  звуков при их автоматизации.

          Заикание имеет ряд своих особенностей:

  1. обостряться  (весной и осенью);
  2. усиливаться при  неблагоприятных условиях;
  3. наоборот, улучшаться при спокойной  обстановке, при хорошо организованной работе.

     

Цель коррекционной работы:

научить ребёнка  правильно пользоваться своей речью, сформировать определённые речевые навыки и умения  уверенной, свободной, ненапряжённой речи.

       

Задачи работы:

  1. развитие речевого дыхания;
  2. работа над релаксацией (умением  расслабляться);
  3. развитие чувства темпа и ритма речи, умения передавать его в своей речи;
  4. развитие эмоциональной выразительности речи;
  5. формирование умения чувствовать себя уверенно, свободно;
  6. сформировать умение самостоятельно выполнять правила речи, осуществлять за своей речью  контроль.

           

Работа родителей должна быть систематической, терпеливой, настойчивой, с опорой на советы и рекомендации              

 учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »

Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....

Речевые нарушения и причины их возникновения

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:внутриутробная патология;наследственная предрасположен...

" Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их возникновения"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultac...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

заикание. Причины.

В консультации рассмотрены основные причины заикания у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Заикание. Причины. Пути первой помощи"

Материал для родителей о том, что необходимо сделать при первых признаках появления заикания. Даты рекомендации по проведению упражнений на формирование дыхания и голосоподачи....

Заикание: причины, механизмы.

Целью сообщения является расширение и  уточнение знаний педагогов по данной проблеме....