"Если хочешь быть здоров!"
проект (средняя группа)

Ирина Николаевна Исакова

Краткосрочный проект по ЗОЖ в средней группе для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh.docx370.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГДОУ ТО «Щёкинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проект

«Если хочешь быть здоров!»

         

C:\Users\isako\Desktop\работа\Новая папка (2)\зеленая флешка\фото для портфолио\DSC_0107.JPG

Выполнила: воспитатель высшей категории Исакова И. Н.

г. Щёкино 2021

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Тема: «Если хочешь быть здоров…»

2. Автор проекта: воспитатель средней  группы  Исакова  Ирина Николаевна

3. Вид проекта: познавательно-игровой

- по характеру координации: открытый

- по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников

5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ «Если хочешь быть здоров..»

В последние годы в России наблюдаются негативные  тенденции в динамике ухудшения здоровья детей, чему способствуют неблагоприятная экономическая и экологическая обстановка, порождающая стресс повседневной жизни, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия и др. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов (А. Александров, Н. Астафьев, Г. Бордовский и др.) свидетельствуют:  дошкольники с ограниченными возможностями здоровья  особенно нуждаются в повышении двигательной активности, а значит, важное значение приобретает разработка эффективных методов их реабилитации и социальной интеграции. Особое внимание уделяется оздоровлению детей с нарушением в развитии, обучающихся в специализированных образовательных организациях.

  Интеллектуальная недостаточность занимает одно из ведущих мест в структуре нарушения здоровья, приводящих к инвалидности, причинами которой являются сопутствующие интеллектуальной недостаточности, выраженные расстройства поведения, соматические, неврологические нарушения, которые нередко имеют сочетанный характер, что обуславливает необходимость разработки особых реабилитационных технологий (О. Артюкова, С. Забрамная, Н.Нежкина и др.)

Неполноценная речевая и интеллектуальная  деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памяти.

В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить работу по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
      Во время этих реализации проекта важно сформировать у детей представления о физических потребностях своего организма за счет воспитания все тех же навыков самообслуживания. Однако при проведении данных занятий и при организации жизни детей важно соблюдать педагогический режим, адекватный индивидуальным психосоматическим особенностям здоровья ребенка и его эмоциональному самочувствию.
     Основными методическими приемами обучения детей в ходе реализации проекта  «Если хочешь быть здоров…» являются
подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей с ОВЗ, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

Формирование же отношения ребенка  с ОВЗ  к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды.. С помощью взрослого ребенок с ОВЗ   может попытаться, понять: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Таким образом, одна из главных задач коррекционно -воспитательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Я разработала этот проект с целью сохранения и укрепления  здоровья  детей с ОВЗ ,  формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.

В течение месяца с детьми средней группы я проводила тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.

Во время ознакомления с художественной литературой обращала внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.

В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья», проведение подвижных игр на свежем воздухе.

Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное оборудование для группы (султанчики, ленточки, «ветерок в бутылке», бильбоке и др.).  .Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.

I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:

- сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,  формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического развития детей;

- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

 В силу  специфических особенностей детей моей группы, у меня нет возможности проводить полноценный  опрос о здоровом образе жизни, большинству детей моей группы данное понятие  эта не доступно. На бытовом уровне дети знают, элементарные приемы охраны здоровья (мытье рук после туалета,  прогулки, чистка зубов, утренняя гимнастика, и пр). Поэтому я считаю важным продолжать работу по привитию детям с ОВЗ здоровых привычек.

Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.

Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:

1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.

2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистотаи здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Ктоспортом занимается».

3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребываниена   свежем   воздухе,   умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке здоровья».

4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа (рисование, разукрашивание) «Наши фруктовые друзья».

5. Работа с родителями: анкетирование родителей  по теме, совместное изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по темам «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,

«О пользе прогулок для детей с ОВЗ»,

 «Су – Джок терапия для малышей»,

«Адаптивная физическая  культура для лиц  с поражением интеллекта»,

«Ребенок и телевизор (планшет, компьютер, телефон)»,  

Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта на занятиях по адаптивной физической культуре»,  

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.»,  

Развитие культурно – гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта, как первый шаг к приобщению к здоровому образу жизни.

«Гимнастика для глаз детям: зачем и кому она нужна, комплекс упражнений».

  (см.Приложение 2).

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Тематические беседы с детьми:

- «Заботимся о здоровье».

- «Чистота  залог здоровья».

- «Полезно – не полезно».

- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

- «Культурно гигиенические навыки или о пользе мытья рук.».

- «полезная еда».

2. Ознакомление с литературой:

Чтение

Сроки

К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о здоровье

1 неделя

А. Барто «Девочка чумазая»

2 неделя

3. Александрова «Купание»,  К. Чуковский «Мойдодыр»

3 неделя

Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни

4 неделя

З. Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

Сроки

1

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Цель: рассказать детям о пользе утренней гимнастики стараться заинтересовать всех детей.

 заинтересовать детей  выполнением   упражнений,   вызвать   положительные

эмоции.

1-ая неделя проведения проекта

2

«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»

Цель: продолжать формировать представление детей с ОВЗ  о здоровом образе жизни. Рассказать детям о том как плохо болеть, и объяснить ,что нужно делать, чтоб не заболеть.. Расширять представление детей о полезных витаминах.

2-ая неделя проведения проекта

3

«Помоем ручки кукле Кате!»

Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием        туалетных        принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.

3-я неделя проведения проекта

4

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Цель:   познакомить     со     смысловым     значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье.

4-ая неделя проведения проекта

4.  Игровая деятельность:

Название игры, цель

Сроки

1

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать двигательную активность детей.

1 неделя

2

«Озорной мяч»

Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.

3

"Зайка серый умывается"

Цель: закрепление бега в разных направлениях.

4

Дидактические   и   развивающие   игры    «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»

Цель:  развивать представление детей о  вкусной  и полезной еде.

2 неделя

5

«Кошки - мышки»

Цель: упражнять в  беге в определенном направлении не толкая друг друга, ходьбе на носках.

6

Подвижная игра «Кошечка»

Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц

туловища, рук и ног.

3 неделя

7

«Маленькие ножки бегут по дорожке»

Цель:   бегать   быстро – медленно,   реагировать   на звуковой  сигнал воспитателя.

8

«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.

В течение месяца

9

«Развитие движения у детей раннего возраста»

Цель:     закрепление    основных    видов    движения, воспитывать   положительные   эмоции,   формировать умение правильной осанки.

10

«В стране здоровья»

Цель:     формировать    сознательное    отношение    к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.

5.Самостоятельная   и   совместная   художественно-продуктивная деятельность:

- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.

- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.

- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья».

- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

6. Наблюдения, экскурсии:

- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.

Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Проведение итогового опроса детей:

Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов»:

Что вы узнали, что

раньше не знали?

Что вас удивило?

Что понравилось

больше всего?

- Нужно заниматься

гимнастикой, чтобы

не болеть.

- Чаще мыть руки.

- Что такое здоровье.

- Вредные привычки:

что это такое (грызть

ногти, ковырять в

носу, сосать

пальчик).

- Как можно

закаляться.

- О витаминах.

Света:

- Солнце, воздух и

вода – наши лучшие

друзья.

Расул:

- как принимать

воздушные ванны.

Кирил:

-Нужно

пользоваться зубной щеткой.

- Играть в подвижные

игры.

- рисовать.

отгадывать загадки.

- Фотографироваться.

- Играть с водой.

В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:

1. У детей средней группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.

2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по «дорожке здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.

3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

4. Снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:

1. У детей с ОВЗ значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой,  подвижными играми, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

        1.        У детей повысились знания о значимости образа жизни.

        2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Конспект занятия по валеологии "Если хочешь быть здоров"

Конспект занятия по валеологиина тему «Если хочешь быть здоров»Подготовительная к школе группаЦель: Сформировать у детей мотивы самосохранения. Вызвать желание забот...

Если хочешь быть здоров...

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из первостепенных зада...