"Если хочешь быть здоров!"
проект (средняя группа)
Краткосрочный проект по ЗОЖ в средней группе для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 370.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ ТО «Щёкинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект
«Если хочешь быть здоров!»
Выполнила: воспитатель высшей категории Исакова И. Н.
г. Щёкино 2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Если хочешь быть здоров…»
2. Автор проекта: воспитатель средней группы Исакова Ирина Николаевна
3. Вид проекта: познавательно-игровой
- по характеру координации: открытый
- по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ «Если хочешь быть здоров..»
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике ухудшения здоровья детей, чему способствуют неблагоприятная экономическая и экологическая обстановка, порождающая стресс повседневной жизни, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия и др. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов (А. Александров, Н. Астафьев, Г. Бордовский и др.) свидетельствуют: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в повышении двигательной активности, а значит, важное значение приобретает разработка эффективных методов их реабилитации и социальной интеграции. Особое внимание уделяется оздоровлению детей с нарушением в развитии, обучающихся в специализированных образовательных организациях.
Интеллектуальная недостаточность занимает одно из ведущих мест в структуре нарушения здоровья, приводящих к инвалидности, причинами которой являются сопутствующие интеллектуальной недостаточности, выраженные расстройства поведения, соматические, неврологические нарушения, которые нередко имеют сочетанный характер, что обуславливает необходимость разработки особых реабилитационных технологий (О. Артюкова, С. Забрамная, Н.Нежкина и др.)
Неполноценная речевая и интеллектуальная деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памяти.
В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить работу по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
Во время этих реализации проекта важно сформировать у детей представления о физических потребностях своего организма за счет воспитания все тех же навыков самообслуживания. Однако при проведении данных занятий и при организации жизни детей важно соблюдать педагогический режим, адекватный индивидуальным психосоматическим особенностям здоровья ребенка и его эмоциональному самочувствию.
Основными методическими приемами обучения детей в ходе реализации проекта «Если хочешь быть здоров…» являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей с ОВЗ, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка с ОВЗ к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды.. С помощью взрослого ребенок с ОВЗ может попытаться, понять: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач коррекционно -воспитательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Я разработала этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ , формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.
В течение месяца с детьми средней группы я проводила тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращала внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья», проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное оборудование для группы (султанчики, ленточки, «ветерок в бутылке», бильбоке и др.). .Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
В силу специфических особенностей детей моей группы, у меня нет возможности проводить полноценный опрос о здоровом образе жизни, большинству детей моей группы данное понятие эта не доступно. На бытовом уровне дети знают, элементарные приемы охраны здоровья (мытье рук после туалета, прогулки, чистка зубов, утренняя гимнастика, и пр). Поэтому я считаю важным продолжать работу по привитию детям с ОВЗ здоровых привычек.
Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистотаи здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Ктоспортом занимается».
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребываниена свежем воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке здоровья».
4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа (рисование, разукрашивание) «Наши фруктовые друзья».
5. Работа с родителями: анкетирование родителей по теме, совместное изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по темам «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,
«О пользе прогулок для детей с ОВЗ»,
«Су – Джок терапия для малышей»,
«Адаптивная физическая культура для лиц с поражением интеллекта»,
«Ребенок и телевизор (планшет, компьютер, телефон)»,
Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта на занятиях по адаптивной физической культуре»,
«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОВЗ.»,
Развитие культурно – гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта, как первый шаг к приобщению к здоровому образу жизни.
«Гимнастика для глаз детям: зачем и кому она нужна, комплекс упражнений».
(см.Приложение 2).
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Тематические беседы с детьми:
- «Заботимся о здоровье».
- «Чистота залог здоровья».
- «Полезно – не полезно».
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
- «Культурно гигиенические навыки или о пользе мытья рук.».
- «полезная еда».
2. Ознакомление с литературой:
Чтение | Сроки |
К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о здоровье | 1 неделя |
А. Барто «Девочка чумазая» | 2 неделя |
3. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр» | 3 неделя |
Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни | 4 неделя |
З. Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель | Сроки | |
1 | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: рассказать детям о пользе утренней гимнастики стараться заинтересовать всех детей. заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции. | 1-ая неделя проведения проекта |
2 | «Добрый доктор Айболит в гостях у детей» Цель: продолжать формировать представление детей с ОВЗ о здоровом образе жизни. Рассказать детям о том как плохо болеть, и объяснить ,что нужно делать, чтоб не заболеть.. Расширять представление детей о полезных витаминах. | 2-ая неделя проведения проекта |
3 | «Помоем ручки кукле Кате!» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. | 3-я неделя проведения проекта |
4 | «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье. | 4-ая неделя проведения проекта |
4. Игровая деятельность:
Название игры, цель | Сроки | |
1 | Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей. | 1 неделя |
2 | «Озорной мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме. | |
3 | "Зайка серый умывается" Цель: закрепление бега в разных направлениях. | |
4 | Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. | 2 неделя |
5 | «Кошки - мышки» Цель: упражнять в беге в определенном направлении не толкая друг друга, ходьбе на носках. | |
6 | Подвижная игра «Кошечка» Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног. | 3 неделя |
7 | «Маленькие ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на звуковой сигнал воспитателя. | |
8 | «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр. Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. | В течение месяца |
9 | «Развитие движения у детей раннего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки. | |
10 | «В стране здоровья» Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой. |
Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.
5.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.
- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья».
- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
6. Наблюдения, экскурсии:
- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового опроса детей:
Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов»:
Что вы узнали, что раньше не знали? | Что вас удивило? | Что понравилось больше всего? |
- Нужно заниматься гимнастикой, чтобы не болеть. - Чаще мыть руки. - Что такое здоровье. - Вредные привычки: что это такое (грызть ногти, ковырять в носу, сосать пальчик). - Как можно закаляться. - О витаминах. | Света: - Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Расул: - как принимать воздушные ванны. Кирил: -Нужно пользоваться зубной щеткой. | - Играть в подвижные игры. - рисовать. отгадывать загадки. - Фотографироваться. - Играть с водой. |
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
1. У детей средней группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по «дорожке здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
1. У детей с ОВЗ значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, подвижными играми, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
1. У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если хочешь быть здоров...
На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19662.png)
"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.
Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42437.jpg)
Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа
Педагогический проект разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...
конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»
Цель: применение здоровьесберегающиих технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: • Приобщить дошкольников к здоровому обра...
Проект "Если хочешь быть здоров!"
Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67328.jpg)
Конспект занятия по валеологии "Если хочешь быть здоров"
Конспект занятия по валеологиина тему «Если хочешь быть здоров»Подготовительная к школе группаЦель: Сформировать у детей мотивы самосохранения. Вызвать желание забот...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-85213-1415094602.jpg)
Если хочешь быть здоров...
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из первостепенных зада...