ТЕРРЕНКУР КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
методическая разработка
Автором представлен материал, как для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни помогают современные и эффективные формы работы, одна из которых – образовательно-оздоровительные терренкуры для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material._nazyrova_g.a.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
ТЕРРЕНКУР КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти
в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь»
(Гиппократ)
Современные условия жизни диктуют свои правила. Все больше времени мы проводим за компьютерами и прочими гаджетами. Наши дети берут с нас пример. Все это приводит к малоподвижному образу жизни. Отсюда возникают проблемы со здоровьем: плоскостопие, нарушение осанки, снижение остроты зрения, частые простудные заболевания и прочее.
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является поддержка и развитие детской инициативы, активности, познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. Но при этом не забывать о необходимости сохранить и укрепить здоровье дошкольников, организовать условия для формирования основ здорового образа жизни детей. Перед педагогами встаёт множество вопросов. Как повысить и разнообразить познавательную активность детей, при этом не перегружая их? Как можно организовать образовательную деятельность на улице?
Решить все эти вопросы помогают современные и эффективные формы работы, одна из которых – образовательно-оздоровительные терренкуры для детей. Слово терренкур состоит из двух немецких слов: местность и лечение. Образовательно-оздоровительные терренкуры – это специально разработанные и организованные маршруты для детей по территории детского сада. В этот маршрут входит посещение зоны игр на асфальте, различных центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением оздоровительных и экологических троп. Уникальность терренкуров в том, что наряду с познавательной деятельностью воспитанники активно двигаются (занимаются ходьбой, бегом, прыжками, выполняют упражнения).
Для реализации образовательно-оздоровительного терренкура необходимо создать трансформируемую, в соответствии с меняющимися возможностями и интересами воспитанников, безопасную среду. Для этого педагоги разрабатывают тематические станции, зоны игр, изготавливают из бросового и природного материала макеты, инсталляции, подбирают необходимое оборудование и атрибуты. Чтобы вызвать у воспитанников живой интерес, мы предлагаем им поучаствовать в составлении образовательно-оздоровительного маршрута.
Цель терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня их двигательной и познавательной активности.
Задачи:
- способствовать развитию наблюдательности, любознательности, внимания, познавательной активности дошкольников;
- формировать основы здорового образа жизни детей;
- упражнять детей в основных движениях;
- приобщать дошкольников к двигательной активности на свежем воздухе.
Организация образовательно-оздоровительных терренкуров делится на три этапа.
Первый этап – организационный. На этом этапе педагог предлагает детям провести необычную прогулку. Перед ними ставится проблема: как организовать такую прогулку.
Второй этап – планирование работы. Детям предлагается с помощью педагога или самостоятельно составить маршрут прогулки по территории детского сада, определить количество станций и примерные задания. Для организации некоторых заданий и оформления станций можно подключить родителей (распечатки материала, оформление игровых станций, создание из подручных материалов необходимых атрибутов и другое). Педагоги и родители оформляют маршрут согласно карте.
Третий этап – реализация терренкура на улице.
Таким образом, образовательно-оздоровительный терренкур – это эффективная форма работы с детьми и родителями, которая способствует укреплению здоровья воспитанников, повышению познавательной активности, развивает их творческие способности и отвечает всем современным требованиям.
Примерный сценарий образовательно-оздоровительного терренкура для детей старшего дошкольного возраста «Летние забавы»
Маршрут: «Опушка леса», «Цветочная поляна», «Игры на асфальте», «Озеро», «Метеостанция», «Школа пешехода» «Участок группы».
Ход терренкура.
Остановка «Опушка леса»
Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу и проводит физминутку «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание - руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание - руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
Остановка «Цветочная поляна»
Воспитатель обращает внимание ребят на «Цветочную поляну»
Дидактическая игра « Кто быстрее найдёт растение по названию? »
Правила игры: педагог показывает карточку с изображением растений, ребенок берет карточку и находит такой же цветок в цветнике. Повторить название цветка.
Материал: карточки с изображением растений.
Затем все идут на следующую станцию.
Ходьба обычная. Техника выполнения: нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук свободное.
Остановка «Игры на асфальте»
Дети играют в традиционные классики. Тренируют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
Затем переход на следующую станцию.
Остановка «Озеро»
Воспитатель задает вопросы. Каких обитателей озер вы знаете? Какие растения могут расти вокруг озера? Какая вода в озере может быть (пресная или соленая)? и т.д.
Затем все идут на следующую станцию
Ходьба на носках. Техника выполнения: шаги короткие, нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности земли).
Остановка «Метеостанция»
Воспитатель совместно с детьми определяет погоду (с помощью приборов и наблюдения). Направление ветра, пасмурно или солнечно, температуру воздуха и т.д.
Затем проводится хороводная игра «Колпачок»
В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили (грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь,
Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)
Игра повторяется с другим ребенком.
Остановка «Школа пешехода»
Дети вспоминают правила дорожного движения. Собирают разрезные картинки с дорожными знаками.
Остановка «Участок группы»
Подвижная игра «Парный бег»
Содержание игры:
дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.
Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
Упражнение для релаксации «Птички»
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
В конце прогулки воспитатель спрашивает у детей что понравилось, что не понравилось в такой необычной прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и ...
Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни
Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...
ПРОЕКТ Взаимодействие с родителями по укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Цель проекта: Формирование здоровья и развития детей путем взаимодействия ДОУ с семьей , проведения педагогических мероприятий по профилактике простудных заболеваний.Задачи проекта:Сформировать ...
Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении к здоровому образу жизни»
Что же такое здоровый образ жизни? Это соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма;двигательная активность включая систематические занятия ходьбой, бегом, айробикой, д...
Конспект занятия по приобщение к здоровому образу жизни во второй младшей группе. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Конспект занятия по приобщение к здоровому образу жизниво второй младшей группе. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»инструктора по физической культуре Тальникова МВ...
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни....
Конспект занятия по приобщение к здоровому образу жизни в средней группе. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Цель: Продолжать формировать знания детей о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей....