Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью
статья (младшая группа)
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье
Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:
- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)
- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.
Двигательная активность — необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.
Структурными компонентами двигательного режима являются:
- Утренняя гимнастика, которая проводится в разнообразных формах (традиционной, с использованием ОРУ, игровых комплексов, сюжетной формы, ритмической гимнастики, оздоровительной ходьбы и бега с постепенным увеличением дистанции, с использованием дыхательной гимнастики и т. д.);
- Физкультурные занятия (игровые, учебно-тренировочные, станционные, сюжетные, музыкально-ритмические, тематические, с использованием различных видов спортивных игр);
Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует предусматривать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности.
- Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями двигательного развития планируется и проводится по итогам занятий, что помогает не только освоить двигательное действие и создать для ребенка ситуацию успеха, но и развивать интерес к двигательной деятельности и физической культуре в целом.
Для достижения оздоровительного эффекта на физкультурных занятиях используются специальные оздоровительные упражнения:
- Элементы дыхательной гимнастики
Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Поэтому выполнение дыхательных упражнений с детьми надо начинать как можно раньше.
- Игровой самомассаж, который проводится для разных частей тела.
Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
- Упражнения для формирования навыков правильной осанки.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этому приводит сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удержать осанку в правильном положении. Поэтому большое внимание уделяется проведению укреплению мышц спины. Они проводятся из разных исходных положений, с разнообразным инвентарем и спортивным оборудованием.
- Упражнения для профилактики плоскостопия.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Применение упражнений для профилактики плоскостопия позволяет с одной стороны оказывать необходимое биологическое воздействие на организм и изменять его физическое состояние, с другой стороны передавать опыт одного из видов двигательной деятельности.
- Упражнения на расслабление.
Важно научить детей чередовать физическую нагрузку с отдыхом с расслаблением, для этого в заключительной части занятий проводится данные упражнения.
В процессе физического воспитания решаются и валеологические задачи.
На занятиях уточняются и закрепляются элементарные знания о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма.
Особое внимание уделяется осознанному выполнению двигательных действий детьми.
- Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья)
Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.
Одной из современных форм совместной работы с родителями по укреплению психофизического здоровья детей и формированию у них системы физкультурных ценностей является домашнее задание. Оно носит рекомендательный характер и состоит из усвоенных детьми физических упражнений.
Задания «на каждый день» выполняют все дети группы (упражнения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки). Задания на «определенный срок» носит дифференцированный характер и предлагаются детям с учетом уровня двигательного развития и физической подготовленности.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"
Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у детей раннего возраста положительного отношения и интереса к процессу конструирования»
Данная методическая разработка выполнена к разделу «Истоки конструктивной деятельности и развитие ребенка в её условиях» программы «Кроха».Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образ...
Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...
«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду»
Перспективный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в старшей группе...
Мастер - класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»
Данный материал раскрывает аспект работы педагога по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к труду. Здесь также представлен алгоритм использования игровых практик и ...
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду
Итоговая Работа по курсу Чеховских О.Г.Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду " (старшая группа)...
Технологии формирования у детей раннего возраста ценностного отношения к здоровью
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровь...