Мастер - класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данный материал раскрывает аспект работы педагога по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к труду. Здесь также представлен алгоритм использования игровых практик и педагогических приемов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_voronova.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
Я, Воронова Ирина Владимировна воспитатель детского сада «Алёнушка» согласна с тем, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенные цели, преодолевать препятствия.
Проведенная диагностика по методике профессора кафедры педагогики и психологии Московского гуманитарного университета Марии Вадимовны Крулехт показала, что, несмотря на средний уровень развития у дошкольников трудовых навыков, в подавляющем большинстве случаев они имеют нечеткое представление о трудовых процессах; затрудняются в раскрытии значимости разных видов труда, стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено ярко, в хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке и выполнению трудовых процессов.
Это и побудило меня к выбору темы моей работы и к определению предполагаемого результата.
Труд, в широком смысле, - это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.
В связи с этим решение проблемы я видела в определении путей повышения эффективности образовательного процесса в области развития трудового воспитания детей дошкольного возраста как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности.
Анализ литературы показал, что обозначенная тема имеет свои исследования в области педагогики, психологии.
Я отметила для себя необходимость нахождения таких способов и методов подачи материала во время организованной деятельности с воспитанниками, которые будут способствовать становлению ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности
В связи с этим решение проблемы я видела в повседневной, планомерной работе с детьми, которая заключалась в организации игр, образовательной деятельности, экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игры как нельзя лучше подходили для развития умения группировать предметы рукотворного мира по существенным признакам и на выделение качеств при классификации предметов. Использовались игры и упражнения, которые обеспечивали развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания.
Во время организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями сотрудников детского сада и родителей. Проектируя образовательную ситуацию, педагог раскрывает детям цель и мотив деятельности младшего воспитателя, последовательно фиксирует внимание на каждом компоненте трудового процесса; обращает внимание на особенности выполнения отдельных трудовых действий, способы контроля качества.
Для обогащения детских представлений о труде взрослых используются экскурсии, на которых дети знакомятся с конкретным трудовым процессом, например знакомство с трудом повара предполагает знакомство с процессом приготовления 3-4 блюд (винегрет, котлеты, блины и пр.). Это требует повторных экскурсий на кухню, так как каждый раз детей знакомят с одним процессом.
Для приобретения детьми системного характера представлений о профессиях взрослых требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает умение строить графические модели различных трудовых процессов. Их использование в работе с детьми способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать связи и последовательность практических действий детей.
Приобщение детей к труду в детском саду не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Цикл работы с родителями реализовывался через различные формы взаимодействия: тематические консультации, круглый стол, практикумы для родителей. Организация совместных творческих выставок; выступление с детьми на тему трудовой деятельности, объединили родителей и детей, обогатила общение между ними и доставила радость.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.
• Встаньте, пожалуйста, все в круг.
• А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.
• Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.
•Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.
• Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
• Спасибо! Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение.
Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему – о труде, и мне бы очень хотелось, чтобы вы пропустили через себя методы и приемы, применяемые мною для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду.
О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде много песен, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки о труде знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.
Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий. Ваша задача – составить их правильные логические цепочки.
(в зал) Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей.
УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АЛГОРИТМЫ
Для формирования обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами детей знакомят с моделью трудового процесса. В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.
Вам нужно построить две модели: модель приготовления салата и блинов (соответствующие замыслу картинки выставляются на первую ступеньку моделей).
По сигналу вам нужно выбрать продукты, затем - инструменты, найти карточки со схематичным изображением действий по приготовлению блюда и расположить их в верной последовательности. «Построив» лесенку, расскажите о том, как нужно готовить салат или о том, как печь блины.
(в зал) Задача воспитателя — подвести детей к осознанию того, что постановка цели определяет выбор продуктов: для винегрета нужны овощи, для блинов — тесто. Выбор продуктов обусловливает выбор инструментов: овощи нарезаем ножом на доске; блины жарят на сковороде, переворачивая ножом или специальной лопаточкой. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбраны продукты и инструменты, если делали все по порядку.
ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Для решения этой задачи могут использоваться различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем?
ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть - маляр.
Мастерок - штукатур.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.
В старшем дошкольном возрасте ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме. Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии – место работы – что делает человек данной профессии – какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.
А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.
МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ
Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук
Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки
Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Вам продолжить предлагаю.
Использование пальчиковых игр способствует развитию мелкой моторики рук, снятию психоэмоционального напряжения, развитию речи, памяти, внимания.
Одним из видов детского труда, которым овладевает ребенок в дошкольном возрасте, является ручной труд. Он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка и направлен на изготовление предметов для игры и для устранения небрежного обращения с игрушками, книгами, пособиями.
Я предлагаю вам превратить простой лист бумаги в сердечко.
Положите треугольник перед собой широкой стороной вверх.
После этого надо загнуть правый и левый углы треугольника к нижнему углу.
Переверните заготовку и загните наверх ее нижний треугольник, после чего снова переверните заготовку.
Опустите вниз два торчащих вверх острых конца и заправьте их за передний сгиб.
Загните к середине оба боковых угла.
Отогните два угла, образовавшихся в середине поделки.
Осталось загнуть два верхних угла.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕРДЕЧЕК
(в зал) Бумага является отличным материалом для детского творчества. Она прочна и податлива, доступна как материал и проста в обращении, работая с ней, ребенок проявляет свою индивидуальность, воплощает замысел, способствует развитию координации движений пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
А сердечки, которые мы с вами сделали, пусть будут напоминанием о нашей встрече или даже талисманом, приносящим вам удачу.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Попробуйте смоделировать, как в своей работе вы сможете применить показанные мной приемы по приобщению дошкольников к трудовой деятельности.
(в зал) Важно помнить, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Каждый труд для общества почётен.
Как бы ни был он велик иль мал,
Только бы от сердца ты работал,
И всегда трудился, не дремал.
РЕФЛЕКСИЯ «Пирамида знаний»
Участники мастер-класса строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных в ходе данной встречи. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...
Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".
Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду»
Перспективный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в старшей группе...
план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
консультация для педагогов...
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду
Итоговая Работа по курсу Чеховских О.Г.Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду " (старшая группа)...