Картотека "Гимнастика для глаз" для детей дошкольного возраста
картотека

Шадрова Ольга Александровна

Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_gimnastika_dlya_glaz.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Гимнастика для глаз»

в стихах

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали          (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова, (выполняются действия в соответствии с текстом)

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так                (выполняются действия в соответствии с текстом)

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза  

Вот какая стрекоза,                     Соединить большой  и указательный пальцы,

Как горошины глаза.                       Поднести их к глазам

Влево — вправо,                             Соответственно смотреть глазами,

Вниз — вперед.                               не поворачивая головы.

 Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко,           Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко,                  не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,        

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице       . (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.            (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук? ,                Рисуем указательным пальцем в воздухе и

Нарисуем два квадрата                  следим взглядом

А на них — огромный круг,                

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке — палка                  Рисуем  по тексту в воздухе пальцем,           

На кривой дорожке - галка,                    следим за ним глазами.

 По наклонной едут сани,

По волнистой — кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый,  звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз — вверх, круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — внизЗажмурить  глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз(повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.      

 Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,                          Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.                        

Наверху созрела слива,                           посмотреть вверх

А внизу растет крапива,                          посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква,            посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,                            посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва.                          посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.    

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз (метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном        направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.
  1. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

 «Дождик»

Дождик, дождик гуще лей.               Дети смотрят вверх, вниз.

Капай, капель не жалей.

Только нас не замочи,                      Делают круговые движения глазками

Зря в окошко не стучи.

«Треугольник, круг, квадрат»

Дети рисуют глазками геометрические фигуры по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Треугольник, круг, квадрат,

Нарисуем мы подряд.

«Дождик 2»

Капля первая упала – кап!     Дети  сверху  пальцем показывают траекторию

И вторая пробежала – кап!         движения капли,            то же самое

Мы на небо посмотрели            смотрят вверх

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали.                          Вытирают лицо руками

Туфли – посмотрите –                 показывают руками на ноги и смотрят вниз

Мокрыми вдруг стали.

Плечами дружно поведем             выполняют движения плечами

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,                           приседают

Под кусточком посидим.

«Теремок»

Терем-терем-теремок!                    Дети выполняют движения глазками вправо-

Он не низок не высок,                     влево

Наверху петух сидит,                      вверх-вниз

«Кукареку» он кричит                     Моргают

                 

  «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.                 Дети часто моргают

Закачалось деревцо.                      Поворачивают голову, смотрят вправо, влево

Ветер тише, тише.                          медленно приседают, опуская глаза вниз

Деревцо все выше, выше.             Встают и поднимают глаза вверх

«Белка»      (М. Картушина)

Белка дятла поджидала,                  дети резко перемещают взгляд  вправо-влево

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри!                   Смотрят вверх-вниз.

Вот орехи – раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой.                  моргают

И пошел играть в горелки.                 Закрывают глаза, гладят веки

                                    указательным пальцем.

«Тише, тише»

Как на горке – снег, снег,                     дети поднимают обе руки вверх и смотрят

И под горкой – снег, снег,                      на. кончики пальцев, опускают                

И на елке – снег, снег,                           вновь поднимают руки и смотрят на них

А под снегом спит медведь.                  Приседают, складывают ладони вместе

Тише, тише. Не шуметь!                            Прикладывают указательный палец ко рту

- «тс-с-с»

«Лиса»

Са-са-са – вот идет лиса.                дети выполняют движения глазами вправо-влево

Су-су-су - видим мы лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.     Вверх-вниз, вправо-влево

Са-са-са – лисонька-краса.                      Вверх-вниз

За-за-за – закрывай глаза.                        Закрывают глаза

Са-са-са – вот и сказка вся.                       Моргают.

«Медведь» (М. Дружинина)

Сел медведь на бревнышко.    Сидя, дети поднимают голову вверх .     И водят

Стал глядеть на солнышко        глазами влево, вправо в ритме стихотворения

- Не гляди на свет медведь!       Прикрывают глаза ладонями

Глазки могут заболеть!

«Угощение для больного»

Дети переводят взгляд вверх-вниз, вправо- влево

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морковкой,

Кто черникой,

Кто сушеной земляникой.

«Буквы»

Много с буквами хлопот,       дети  переводят  взгляд вверх-вниз

Уж такой они народ…

Будем буквы мы искать,        переводят взгляд вправо-влево

Будем глазки укреплять.

Вот я вижу букву «Б»

Держит белочка в руке

В хатха йоге также существует гимнастика для глаз. Во-первых многие асаны положительно влияют на зрение («Кузнечик», «Випарита-карани», «Сарвангасана» - «Березка» ). Понятно, регулярное выполнение специальных комплексов поможет его улучшить. Основными упражнениями такой гимнастики являются фиксация взгляда на различных точках и движения глазными яблоками и веками.

Упражнение 1. Фиксация взгляда на кончике носа.

Не напрягая глаза и веки, зафиксировать взгляд на кончике носа. Голову вниз не опускать, стараться не моргать. При хорошей подвижности глазных яблок удается видеть крылья носа. Это упражнение следует выполнять до легкой слезливости и рези в глазах. На начальном этапе такое состояние может наступить через 10-20 с. При регулярной тренировке можно научиться фиксации взгляда на кончике носа до 3-5 мин. (для взрослых). Это упражнение лучше выполнять утром или днем. После его завершения необходимо расслабить глаза.

 

Упражнение 2. Моргание.

Это упражнение также способствует хорошему отдыху глаз, повышает их кровоснабжение.

В любой удобной позе нужно быстро сжимать и разжимать веки. Длительность упражнения может составлять 40-60 с. После его выполнения обязательно расслабить глаза.

Упражнение 3. Расслабление глаз.

Принять удобное положение. Закрыть глаза и расслабить веки.

Сосредоточив внимание на глазах, почувствовать вначале тяжесть и тепло, а затем легкость и невесомость их. Расслабление глаз можно выполнять в любое время. После других упражнений оно может продолжаться 20-40 с.

Ожидаемый результат

Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.

Достоинство же гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Упражнения для глаз, выполняемые в сочетании с асанами и пранаямами, при правильном сбалансированном питании и гигиенических процедурах помогут восстановить и сохранить на долгие годы хорошее зрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...