Картотека "Гимнастика для глаз" для детей дошкольного возраста
картотека
Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_gimnastika_dlya_glaz.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Гимнастика для глаз»
в стихах
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Сова»
Совушка-сова, большая голова, (выполняются действия в соответствии с текстом)
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Часы
Тик-так, тик-так (выполняются действия в соответствии с текстом)
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Стрекоза
Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,
Как горошины глаза. Поднести их к глазам
Влево — вправо, Соответственно смотреть глазами,
Вниз — вперед. не поворачивая головы.
Ну, совсем как вертолет!
Синички
Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,
Мы летаем низко, не поворачивая головы.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Ночь"
Ночь. Темно на улице . (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)
Мы рисуем
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук? , Рисуем указательным пальцем в воздухе и
Нарисуем два квадрата следим взглядом
А на них — огромный круг,
А потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый Чудачок!
Линии
На прямой дорожке — палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем,
На кривой дорожке - галка, следим за ним глазами.
По наклонной едут сани,
По волнистой — кот с усами.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз — вверх, круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, посмотреть вверх
А внизу растет крапива, посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава, посмотреть вниз
Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Примеры упражнений для глаз (метод Бейтса)
Общеукрепляющие упражнения для глаз
- Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
- Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
- Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
- В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.
- Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Моргание
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.
Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.
«Дождик»
Дождик, дождик гуще лей. Дети смотрят вверх, вниз.
Капай, капель не жалей.
Только нас не замочи, Делают круговые движения глазками
Зря в окошко не стучи.
«Треугольник, круг, квадрат»
Дети рисуют глазками геометрические фигуры по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Треугольник, круг, квадрат,
Нарисуем мы подряд.
«Дождик 2»
Капля первая упала – кап! Дети сверху пальцем показывают траекторию
И вторая пробежала – кап! движения капли, то же самое
Мы на небо посмотрели смотрят вверх
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. Вытирают лицо руками
Туфли – посмотрите – показывают руками на ноги и смотрят вниз
Мокрыми вдруг стали.
Плечами дружно поведем выполняют движения плечами
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим, приседают
Под кусточком посидим.
«Теремок»
Терем-терем-теремок! Дети выполняют движения глазками вправо-
Он не низок не высок, влево
Наверху петух сидит, вверх-вниз
«Кукареку» он кричит Моргают
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. Дети часто моргают
Закачалось деревцо. Поворачивают голову, смотрят вправо, влево
Ветер тише, тише. медленно приседают, опуская глаза вниз
Деревцо все выше, выше. Встают и поднимают глаза вверх
«Белка» (М. Картушина)
Белка дятла поджидала, дети резко перемещают взгляд вправо-влево
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри! Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи – раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой. моргают
И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки
указательным пальцем.
«Тише, тише»
Как на горке – снег, снег, дети поднимают обе руки вверх и смотрят
И под горкой – снег, снег, на. кончики пальцев, опускают
И на елке – снег, снег, вновь поднимают руки и смотрят на них
А под снегом спит медведь. Приседают, складывают ладони вместе
Тише, тише. Не шуметь! Прикладывают указательный палец ко рту
- «тс-с-с»
«Лиса»
Са-са-са – вот идет лиса. дети выполняют движения глазами вправо-влево
Су-су-су - видим мы лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы. Вверх-вниз, вправо-влево
Са-са-са – лисонька-краса. Вверх-вниз
За-за-за – закрывай глаза. Закрывают глаза
Са-са-са – вот и сказка вся. Моргают.
«Медведь» (М. Дружинина)
Сел медведь на бревнышко. Сидя, дети поднимают голову вверх . И водят
Стал глядеть на солнышко глазами влево, вправо в ритме стихотворения
- Не гляди на свет медведь! Прикрывают глаза ладонями
Глазки могут заболеть!
«Угощение для больного»
Дети переводят взгляд вверх-вниз, вправо- влево
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морковкой,
Кто черникой,
Кто сушеной земляникой.
«Буквы»
Много с буквами хлопот, дети переводят взгляд вверх-вниз
Уж такой они народ…
Будем буквы мы искать, переводят взгляд вправо-влево
Будем глазки укреплять.
Вот я вижу букву «Б»
Держит белочка в руке
В хатха йоге также существует гимнастика для глаз. Во-первых многие асаны положительно влияют на зрение («Кузнечик», «Випарита-карани», «Сарвангасана» - «Березка» ). Понятно, регулярное выполнение специальных комплексов поможет его улучшить. Основными упражнениями такой гимнастики являются фиксация взгляда на различных точках и движения глазными яблоками и веками.
Упражнение 1. Фиксация взгляда на кончике носа.
Не напрягая глаза и веки, зафиксировать взгляд на кончике носа. Голову вниз не опускать, стараться не моргать. При хорошей подвижности глазных яблок удается видеть крылья носа. Это упражнение следует выполнять до легкой слезливости и рези в глазах. На начальном этапе такое состояние может наступить через 10-20 с. При регулярной тренировке можно научиться фиксации взгляда на кончике носа до 3-5 мин. (для взрослых). Это упражнение лучше выполнять утром или днем. После его завершения необходимо расслабить глаза.
Упражнение 2. Моргание.
Это упражнение также способствует хорошему отдыху глаз, повышает их кровоснабжение.
В любой удобной позе нужно быстро сжимать и разжимать веки. Длительность упражнения может составлять 40-60 с. После его выполнения обязательно расслабить глаза.
Упражнение 3. Расслабление глаз.
Принять удобное положение. Закрыть глаза и расслабить веки.
Сосредоточив внимание на глазах, почувствовать вначале тяжесть и тепло, а затем легкость и невесомость их. Расслабление глаз можно выполнять в любое время. После других упражнений оно может продолжаться 20-40 с.
Ожидаемый результат
Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.
Достоинство же гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
Упражнения для глаз, выполняемые в сочетании с асанами и пранаямами, при правильном сбалансированном питании и гигиенических процедурах помогут восстановить и сохранить на долгие годы хорошее зрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...