Проект "Я - человек и мой организм"
проект (средняя группа)
Ребенок 4-5 лет активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем все окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда и забота о своем здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Я - человек и мой организм" | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Я - человек и мой организм»
Христофорова Ирина Львовна, воспитатель
высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №394 «Парус» г. Нижний Новгород
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели, медицинская сестра, руководитель по физической культуре.
Предмет исследования: Тело человека и его внутренние органы, бережное отношение к своему организму, уход за ним, исключение вредных привычек.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сроки реализации 3 недели) май.
Направление развития и образования детей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Актуальность темы:
Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о здоровом образе жизни.
Ключевыми принципами « Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является реализация основополагающего права каждого ребёнка « жить и воспитываться в семье, сбережение здоровья каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни». В «Стратегии» отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В « Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровье и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте.
Ребенок 4-5 лет активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем всё окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Цель проекта: формировать представление, что человек - часть природы, о внешнем и внутреннем строения организма, воспитание привычке соблюдения культурно - гигиенических навыков в условиях дошкольного образования и дома.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формирование представлений у детей о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит мое тело?»), о внешних особенностях строения;
- Вызвать желание следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;
- Формировать умение понимать и оценивать свои поступки и поступки других людей;
- Помочь детям осознать, что люди бывают разного пола: мужского и женского (дети - мальчики и девочки, взрослые - мужчины и женщины); Расширять знание детей об основных качествах мужественной и женственной личности, дать детям возможность оценивать свои качества как будущих мужчин и женщин, повысить самооценку.
- Продолжать формировать представления о предметах личной гигиены, бережному отношению и содержание их в чистоте.
- Обеспечить активность каждого ребенка при реализации разнообразных коллективных работ и освоении знаний и умений и навыков культуры здоровья.
- В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «здоровье», «чистота», «гигиена», «организм», «тело», «части тела».
Развивающие:
- Расширять знания дошкольников о закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;
- Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;
- Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
- Развивать инициативность речи детей во взаимодействиях с другими детьми и взрослыми (в совместных играх, беседах, наблюдениях).
- Повышать умственную активность, любознательность, познавательный интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать готовность использовать накопленный опыт в постоянно меняющихся условиях.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.
- Воспитывать у детей интерес к совместным играм, доброжелательное отношение друг другу в процессе игр.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на литературные произведения.
- Привлечь родителей к данному вопросу и вызвать желание принимать участие в проведении в совместных образовательных мероприятий.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- обогащение знаний детей о человеке, о его внешнем виде и внутреннем строении;
- представления о различии и сходстве между мальчиками и девочками (по половому признаку, психологических характеристиках);
- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил культурно - генетических навыков;
- развития умения легко устанавливать простейшие причинно следственные связи;
- стимулирование познавательного интереса и расширение кругозора;
- повышение самостоятельности, инициативности, творческой активности, коммуникативных способностей;
- обогащение словарного запаса.
Для педагога:
- построение предметно - развивающей среды для реализации проекта в группе;
- развитие собственных профессиональных умений.
Для родителей:
- повышение субъектной позиции в воспитании ребенка;
- активное участие в совместных мероприятиях, желание сотрудничать.
Предварительная работа по проекту:
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Составление методического паспорта проекта.
- Подбор дидактического материала для детей: игр, иллюстраций, наглядных пособий, сюжетных картинок, презентаций, видеофрагментов.
- Разработка конспектов занятий, картотек ««Беседы о человеке, его организме», «Беседы о личной гигиене», «Потешки о культурно - гигиенических навыков», «Игры и упражнения формирования навыков личной гигиены, представления о человеке», «Комплексы различных гимнастик: для глаз, после сна, дыхательная гимнастика»)
- Размещение в уголке здоровья тематических альбомов, дидактических игр, памяток - символов.
- Пополнение библиотеки группы познавательными и художественными текстами по теме проекта.
- Разработка конспектов занятий, картотек («Беседы соблюдения личной гигиены», «Знакомимся с предметами личной гигиены», «Тело чловека и его органы»).
- Оформление родительского уголка по теме проекта, размещение консультаций, рекомендаций, памяток, буклетов, папок передвижек.
Мероприятия по реализации проекта:
Содержание пополнения предметно - пространственной среды | Задачи | Участники проекта |
Социально - коммуникативное направление развития и образования детей | ||
Анкетирование родителей «Формирование культурно -гигиенических навыков самообслуживания у детей в семье» Распространение буклетов «Воспитание культурно -гигиенических навыков у дошкольника», «Анатомия малыша. Зачем детям изучать свое тело» Консультации, оформление папок передвижек «В здоровом теле здоровый дух», «Газета для любознательных родителей - здоровое питание », «Картотека Д/И тема Части тела », «Здоровый образ жизни», «Как формировать привычку о заботе зубов», «Формировании культурно - гигиенических навыков у дошкольников» Индивидуальная консультация с отдельными семьями «Как научить ребенка следить за своим внешним видом, воспитание аккуратного отношение к вещам, к предметам личной гигиены» Обмен семейным опытом «Воспитание культурно - гигиенических навыков в нашей семье» (оформление альбома) Беседы: «Кто я?», «Чем мы похожи, чем отличаемся», «Мои мечты». Ситуативный разговор «Мы мальчики, мы девочки»» Рассматривание схем – картинок «Мое настроение». Беседы: «Руки, ноги и органы чувств», «Зоркие глазки, чистые ушки», «Наши органы», «Откуда берутся болезни», «Предметы помощники». Рассматривание иллюстраций - ситуаций «У девочки болит зуб», «Мальчик грязнуля и девочка чистюля». Д/И «Я мальчик, ты девочка», «Какой орган мне помогает», «Что плохо, что хорошо»», «Где находятся мои органы», «Кто поступает неправильно», «Ты моя частичка» Дидактическое упражнение «Посмотри в зеркало, аккуратно ли ты одет», «Как я сегодня выгляжу» СРИ «Банный день», «На прием у врача», «Большая стирка» Просмотр мультфильмов «А что у нас внутри», «Учим части тела с Масиком» Конкурс для мальчиков и девочек «Самый спортивный мальчик!», «Дефиле самая красивая прическа». | Выявить вопросы, потребности, запросы родителей. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте. Способствовать развитию позитивных взаимоотношений между работниками дошкольного учреждения и семьями. Помочь родителям задуматься над вопросом о количестве и качестве времени, которое они уделяют своим детям. Повысит уровень знаний родителей по вопросам формирования у детей основ культуры здоровья, воспитания осознанной привычке соблюдения культурно - гигиенических навыков. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте. Способствовать развитию позитивных взаимоотношений между работниками дошкольного учреждения и семьями. Помочь родителям задуматься над вопросом о количестве и качестве времени, которое они уделяют своим детям. Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания у детей привычки самостоятельно следить за своим внешним видом, состоянием одежды и своими личными принадлежностями. Привлечь родителей к активному участию в совместных с детьми мероприятиях, повысить их субъективную позицию в воспитании ребенка. Обобщить опыт семейного воспитания по вопросам воспитания культурно - гигиенических навыков. Научить видеть детей друг в друге сходные черты и различия. Развивать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними поближе, осознать свою индивидуальность. Учить делиться своими мечтами, фантазиями, воспитывать уважение к своим товарищам и их мечтам. Формировать представления о гендерных различиях девочек и мальчиков. Развивать умение понимать свое настроение и чувство других людей, способствовать снятию усталости и напряжения, формировать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать интерес, уважение терпимости друг к другу. Формирование представления о строении тела человека, о возможностях его организма. Представления о здоровом образе жизни, соблюдения культурно гигиенических навыков. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок и правилах их использования. Развивать память, мышление. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Воспитывать у детей желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными. Закрепление представления о гендерных различиях девочек и мальчиков. Закрепить представления о теле человека, его внутренних органах, их назначении. Умение пользоваться предметами личной гигиены. Различат поступки и привычки. Развивать речь доказательство. Развивать у ребенка интерес к себе, особенностям своей внешности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к особенностям других людей. Способствовать развитию речи. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности, заботливом отношении к младшим. Умение брать на себя игровую роль, закрепить и обогатить знания о труде врача, медсестры, аптекаря, воспитывать уважение к труду. положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности. Формировать представления о внешнем и внутреннем строении человека Способствовать проявлению положительных эмоций, дружелюбных отношений друг к другу. Умение достойно оценивать своих товарищей, проявлять свою творческую активность и коммуникативные способности. Развивать эстетический вкус. | Воспитатели, родители. Воспитатели, родители. Воспитатели, родители. Воспитатели, родители, воспитанники. Воспитатели, воспитанники. Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники. Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники, родители |
Физическое направление развития и образования детей | ||
Ситуационный разговор «Режим дня», «Личная гигиена», «Нужен ли дневной сон» Бесед «Чистота – залог здоровья» Консультации медицинской сестры «Закаливание для детей дошкольного возраста», «Важность соблюдения режима дня» Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар», «Комарик», «Каша кипит», «Насос», «Одуванчик», «Ветер качает деревья». Веселая гимнастика для глаз «Солнечный зайчик», «Солнышко и тучка», «Бабочка», «Радуга» Гимнастика после сна «Насекомые»
Утренняя гимнастика «Зверобики» Консультации инструктора по физическому воспитанию «Утренняя гимнастика как она из важных компонентов ЗОЖ» | Формировать представление о правильном режиме дня, соблюдении дневного сна и их пользе для здоровья и роста. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Воспитывать привычку здорового образа жизни. Воспитывать аккуратность, чистоплотность, привычку следить за своим внешним видом. Понимание взаимосвязи чистоты и здоровья. Ознакомление родителей о важности закаливания для оздоровления организма, видах закаливающих процедур, которые проводятся в ДОУ, какие процедуры можно проводить дома. Просветить родителей в вопросах режиме дня, важности для полноценного роста и развития ребенка. Формирование дыхательного аппарата, укреплять физиологическо дыхание. Развивать лавный, длительный вдох и выдох Профилактика нарушения зрения, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения Поднять настроение и мышечный тонус устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться». Обеспечить постепенный переход от сна к бодрствованию. Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета. Формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Способствовать пробуждению организма и созданию положительного настроения на день. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников и формированию ЗОЖ. | Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, родители, медицинская сестра Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники. Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники, родители, инструктор по физической культуре |
Познавательное направление развития и образования детей | ||
Познавательная беседа «Я человек» Познавательная игра «Волшебная шкатулка» (Что нам Мишка принес) Рассматривание плаката, иллюстраций с изображением частей тела, внутренних органов. Игра – эксперимент «Режим дня» Экспериментирование «Много ли в легких воздуха?», «Сердце бывает слабым и сильным», «Путешествие пирожка», «Как работает желудок". Игровые упражнения «Угадай по запаху», «Угадай по голосу», «Угадай на вкус», «Что прячется в коробке». | Формирование представления о человеке как часть природы, отличительных особенностях. Уточнить представления о назначении тела, воспитывать интерес к собственной личности, закрепить представления о внешности человека. Формирование представления о предметах личной гигиены, их значимости и помощи для соблюдения личной гигиены. Умение размышлять, рассуждать, делать выводы. Развитие речи доказательство. Расширять представления о внутреннем организме человека и функциях органов. Развивать знания, связанные с соблюдением режима дня и правильной его последовательности. Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. Смоделировать работу здорового, «сильного», тренированного и «слабого» нетренированного сердца. Формировать представления детей о работе пищеварительного тракта. Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Обогащать вкусовые, тактильные ощущения, развивать память, слуховое внимание; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. | Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники |
Речевое направление развития и образования детей | ||
Оформление фоторепортаж «Наша жизнь в детском саду - первые шаги к здоровому образу жизни» Фоторепортаж - в кругу семьи: «Закаливающие процедуры», «Веселая зарядка - семейная традиция» Чтение художественной литературы. Стихи А. Барто «Я расту», В. Берестова «Лисица – медсестрица», Я. Хелецкого «Из чего же, из чего же…», Э. Успенского «Если б был бы я девчонкой», В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», Я. Маршака «Тело человека», Б. Заходера «Гимнастика для головастика»»; сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдоыр», болгарской сказки «Как повздорили части тела»; рассказы Осевой «Печенье», К. Д. Ушинского «Органы человеческого тела» Выставки книг, энциклопедий «Я человек», «Азбука здоровья», «Что? Почему? Зачем?», «Хочу все знать», «Познавательные сказки для малышей». Создание книжки малышки с загадками про части тела. Пальчиковые игры: «Человечек», «Помощники», «Стирка», «Кукле кашу я варю», «Водица», «Мыло», «Моем руки», «Значение органов», «Пальчики» Разучивание потешек: «Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько», «Теплою водою руки чисто мою», «Что такое чистым быть?», «Водичка, водичка», «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Расти коса до пояса», «Вот и полдник подошёл». Изготовление книжки - малышки «Потерянные вещи» | Вызвать желания поделиться собственными и коллективными успехами, достижениями, интересными моментами. Обобщить опыт родителей по вопросам организации закаливающие процедур, утренней зарядки. Укрепление эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Объединение и сплочение отношений между воспитателями, детьми и родителями. Помочь понять содержание художественных текстов, вызвать эмоциональный отклик на них, обсудить поступки героев. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, творческое воображение, способность к целостному восприятию текста и отчленение отдельных деталей. На примере произведений художественной литературы формировать привычку следить за своим здоровьем, пользе гимнастики, соблюдения чистоты своего тела. Закреплять представление о росте человека, о целостности организма. Способствовать формированию: представлений о нормах и правилах поведения, умению оценивать поступки. Повышение компетентности родителей в выборе художественной литературы по безопасности. Нацелить на пополнение домашней детской библиотеки энциклопедиями, видеть их особую значимость для формирования основ безопасности жизни и здоровья детей. Познакомить с моделями составления загадок; формировать умение у детей составлять загадки и их отгадывать. Активизировать речевую и мыслительную деятельность. Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями- потешками, отражающие формирование культурно - гигиенических навыков. Усилить их познавательную активность; воспитывать любовь к родному языку, привычке следить за своим телом, внешним видом. Привлечь семья к совместному творчеству в создании книжки - малышки со сказками, про потерянные вещи. Развивать у детей творчество и фантазию в придумывании сказочного сюжета который имеет смысловой итог. | Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники, родители Воспитатели, воспитанники Воспитатели, родители Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники, родители |
Художественно - эстетическое направление развития и образования детей | ||
Лепка «Предметы личной гигиены» Аппликация «Я мальчик, я девочка» Рисование «Как мы делаем зарядку» Творческий конкурс объемных работ с придумыванием сказок от лица ребенка «Волшебные предметы личной гигиены» | Формирование умения детей лепить предметы, состоящие из несколько частей, предавая их некоторые особенности. Использовать стек для украшения; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать аккуратность, творческие способности. Закрепление представления о различии меду мальчиком и девочкой. Умение вырезать геометрические формы (прямоугольник, треугольник, круг, овал), складывать фигуру человека из геометрических форм. Развивать мелкую моторику рук, умение передавать человека в движении, чувство формы, цвета. Закрепить знания о здоровье человека; развивать умение рисовать фигуру человека; определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений; Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами Развивать мелкую моторику, усидчивость. Привлечение семей воспитанников к творческому сотрудничеству и участию в воспитательное - образовательной деятельности ДОУ. Развитие творческих инициатив детей и родителей, повышение активности семей к созданию оригинальных поделок из различных материалов, с применением разнообразных техник изготовления. | Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники Воспитатели, воспитанники, родители |
Итоги проектной деятельности:
Реализация проекта способствовала обогащению представлений детей о своем организме в целом, о культурно - гигиенических навыков и важности их соблюдения для здоровья человека, о человеке как часть природы, гендерных различиях. Позволило довести до детей необходимость непременного выполнения правил личной гигиены, следить за своим внешним видом, что является одним из компонентов здоровья.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействие взрослого и ребенка в решении задач эдоровозберегающих технологий.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к пониманию о важности зарядки, гигиенических навыков, знания о своем организме, как неотъемлемой части здорового образа жизни более интересным, доступным, значимым.
Продукты проектной деятельности:
- Фоторепортаж «Закаливаем дома», «Веселая зарядка - традиция семьи», «За здоровый образ жизни!», «Самая спортивная мама!» .
- Создание альбома опыт родителей «Формирование культурно - гигиенических навыков у ребенка в нашей семье»
- Конкурс для мальчиков и девочек «Самый спортивный! Самая оригинальная прическа»
- Создание книжки - малышка Загадки «Части тела», сказки «Потерянные вещи»
- Конкурс творческих работ «Волшебные предметы личной гигиены» (объёмные из разнообразного материала), защита поделки, придуманная сказка, про этот предмет от лица ребенка.
- Развлечение «Чистота - залог здоровья»
- Оформление презентации.
Список методической литературы:
- Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина В.Ф. Здоровый дошкольник: Социально - оздоровительная технология 21 века: - М.: АРКТИ, 2010. -88с.
- Румянцева Т. А., Деньгина А. Ю., Рядинская Н. В. Правильное питание — залог здоровья дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 29-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чтоб здоровье сохранить - организм свой укрепить»
Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно - воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника....
Педагогический проект Тема: «Наше чудо – организм»
Публикация представлена в виде краткосрочного проекта, цель которого: ознакомление детей со строением человека, с основными физиологическими процессами, протекающими в организме человека, ...
Проект «Мини - лаборатория «Исследование организма человека»
Дети моей группы стали уделять большое внимание гендерной принадлежности, строению человеческого тела, внутренних органов. Вопросы у них возникали после просмотра энциклопедий. Поэтому я решила, ...
Проект «Человек. Организм человека»
В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...
Проект «Человек. Организм человека»
В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...
Я в мире человек. Части тела . Организм и здоровье
Развитие речи ФЦКМ...
Особенности использования опытов и экспериментов по ЗОЖ с дошкольниками. Цикл: строение тела человека, представление об организме человека.
laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит н...