Проект «Мини - лаборатория «Исследование организма человека»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кравец Руслана Григорьевна
Дети моей группы стали уделять большое внимание гендерной принадлежности, строению человеческого тела, внутренних органов. Вопросы у них возникали после просмотра энциклопедий. Поэтому я решила, что мой долг - дать детям соответствующие знания в доступной форме о человеке. Определила цель своей работы на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитании ценностного отношения к себе и другим через экспериментирование. При решении поставленных задач мною был разработан проект «Лаборатория исследование организма человека» (формирование представлений дошкольников о человеческом организме через экспериментирование), в который было включено шесть тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx309.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Лаборатория  «Исследование организма человека»

Актуальность

Природа – вечная загадка для человека, а тем более дошкольника. На протяжении веков дети знакомились с социальной сущностью человека, приобретали представление о разнообразной деятельности людей и характере взаимоотношений между ними, об их отношении к окружающему миру и т. д. Эта тенденция и сегодня имеет право на существование. Но в последнее время в педагогике появилось новое направление, предусматривающее знакомство дошкольников с организмом человека. Большинство педагогов рассматривают формирование знаний о человеке, как необходимую основу для экологического воспитания и образования дошкольников.

Проблема.

Дети моей группы стали уделять большое внимание гендерной принадлежности, строению человеческого тела, внутренних органов. Вопросы у них возникали после просмотра энциклопедий. Поэтому я решила, что мой долг - дать детям соответствующие знания в доступной форме о человеке. Определила цель своей работы на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитании ценностного отношения к себе и другим через экспериментирование.

При решении поставленных задач мною был разработан проект «Лаборатория исследование  организма человека» (формирование представлений дошкольников о человеческом организме через экспериментирование).

Цель: формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

Задачи:

1. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

2. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

3. Воспитание любви к своему телу.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь, январь, февраль).

Тип проекта: Информационный

Форма проведения: игра, экспериментирование, опыты.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный - постановка цели и задач, разработка проектаорганизация предметно – развивающей среды.

2 этап. Практический – практическая часть.

3 этап. Заключительный - обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Итоговое мероприятие: изготовление мини-лаборатории «Мы- исследователи организма человека»

Мероприятия по проведению проекта:

Декабрь:

1.«Скелет человека» (занятие по формированию естественно – научных представлений см.Приложение)

Цель: познакомить детей со строением и значением скелета.

Проведенные опыты на исследование прочности костей.

1. Необходимые материалы: кость цыпленка, банка, уксусная кислота, губка, пинцет, средства защиты, халат, резиновые перчатки, марлевая повязка. ЦелЬ: доказать, что кость состоит из минеральных веществ, которые влияют на ее прочность.

Описание опяыта: Сырую кость без мяса вымыть мылом и губкой, положить в банку, залить минеральной водой, закрыть крышкой и достать пинцетом через четыре дня. Промыть под краном и попытаться согнуть, косточка стала мягкой. Вывод: минеральная вода ввытянула из кости минералдьные вещетсва, поэтому кость потяяла прочность.

2. Необходимые материалы: скотч, клей, кртон, соломки для коктейля, груз.  Цель: доказать, что на прочность кости влияет особенность строения.

Описание опыта: намазать клеем картон и приклеить соломки, прижать их скотчем, свернуть картон в т рубочку, закрепить снова скотчем, поставить верти кально на стол, надавить силой или поставить груз. Получилась прочная конструкция – модель трубчатой кости. Вывод: на прочность костей влияет трубчатое строение, с остяящее из длинные, пустых каналов.

Из  проведенных опытов можно сделать вывод, что наши кости – это склад минеральных органических веществ и их прочность зависит от содержания в них минеральных веществ.  

2.«Познакомимся с нашими зубами» (Познавательное занятие, эксперимент «Кока-кола – конфета», «Черника» )

Цель: дать некоторые представления о строении и значении зубов. Закрепить навыки поддерживания чистоты ротовой полости.

Проведенные опыты:

1. Необходимые материалы:  мел, кока-кола.

Цель: показать, что зубная паста защищает зубы.

Описание опыта: взять два одинаковых кусочка мела, один намазать пастой, другой – нет, затем опустить мел в стакан с кока-колой и ставить на три часа. Затем достать их из стакана и увидели, что кусочек мела, который не был обработан пастой стал тоньше и потемнел, а кусочек, который был обработан зубной пастой цвет не изменил , только чуть-чуть набух. После высыхания, сравнив мелки, мы увидели, что обработанный зубной пастой кусочек остался белым, а второй потемнел. Вывод: зубная паста защищает наши зубы не только от разрушения, но и от налета.

2. Необходимые материалы: яичная скорлупа, предмет, покрытый гуашью.

Цель: узнать, почему образуются трещины в эмали зубов.

Проведение опыта: взять яичную скорлупу, ударить о стол, появилась трещина, затем посмотреть как разрушается эмаль от удара: ударяем по предмету, покрашенному гуашь., гуашь трескается, обнажая основной предмет. Вывод: Эмаль трескается, если сильно удариться зубами, если после горячего есть холодное.    

3.«Для чего нужен язык?» (Занятие по формированию естественно – научных представлений)

Цель: дать детям первичные знания о языке.

Проведенные опыты:

1. «Отличие языка человека от языка кошки». 

Цель: Показать детям, как работают языки кошки и человека. Необходимые материалы:  блюдце с молоком.                                                                                                                                                Опыт. Предложить детям побывать в роли кошки и попробовать, как она лакает молоко. Вы обращали внимание на то, как кошка пьёт воду или молоко? Вот как все,  происходит,   и  какие бывают виды языков, нам расскажут ребята, которые подготовили небольшие доклады.                                                                                                                                  Язык – ложка.                                                                                                                                                                             Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на ложку. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает её. Крючкообразные наросты на кошачьем языке, которые при еде помогают ей  расправиться с пищей, во время питья задерживают воду. И кошка, собрав жидкость в получившуюся ложечку, возвращает её в пасть.

 Вывод: Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше пить его из чашки язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней имеет щеточку из густо сидящих щетинок, которая служит для сбора пыльцы растений.

2. «Как микробы попадают в рот».                                                                                                                     Цель: Дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язычок.                                            Материал: макет языков, клей, кисточки, салфетки, нарезной –дождик.                                                                Опыт. Предложить детям высунуть язычок и посмотреть на язычок соседа по парте, при этом помнить, что руками трогать нельзя. Показать детям, как попадают микробы на язык и какие возникают болезни у язычка. Дети намазывают макет – языка и посыпают его дождиком – микробы. После смотрим, сколько микробов поселилось на языке.   - Что делать, чтобы не было болезней языка?                                                                                                                                  C:\Users\ирина\Documents\занятие Костенко\2014-11-26 09.53.07.jpgC:\Users\ирина\Documents\занятие Костенко\2014-11-26 09.52.00.jpgF:\Новая папка 1\хам.jpg

Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                      -не облизывать;                                                                                                                                                                                             -  не брать в рот ничего грязного;                                                                                                                                                                   - не засовывать  пальцы в рот;                                                                                                                                                                                          -вымывать руки с мылом после туалета, улицы прогулки;                                                                                                                                                                                    - чистить язык и зубы;

F:\Новая папка 1\кошачий.jpgF:\Новая папка 1\лакает кошка.jpg

        

4. «Сердце и сосуды» (Познавательное занятие)

Цель: дать детям первичные представления о крови и кровеносной системе.

Проведенные опыты:

1.  «Пульс человека»  Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс?!

Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно). А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму. Для этого нам нужно стать в круг и выполнить следующие действия:

Я согнусь, разогнусь - выполняют наклоны вперед, руками касаясь - пола.
В мячик поиграю.
Попляшу, покручусь. - выполняют прыжки на месте.
И здоровья наберусь! - выполняют прыжки с, выбрасыванием ног вперед, затем прыжки вокруг себя

 Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали?! Как бьется ваше сердце?

Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.

Вывод:  когда мы занимаемся физкультурой и спортом, у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее.

                                                                                                                                   5.«Как устроена дыхательная система (Занятие по формированию естественно – научных представлений)

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.

Проведенные опыты:

1. «Свежий воздух» 

Цель: сформировать понятие детей о необходимости длительных прогулок на свежем воздухе.

Необходимые материалы: полиэтиленовые мешочки.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям прижать полиэтиленовые мешочки к лицу,

подышать воздухом из мешочка. Затем он просит рассказать детей, что они почувствовали; почему

дышать неприятно, трудно. Кончился ли в мешке воздух, кислород? Воспитатель помогает детям

сделать вывод; для дыхания необходим кислород, поэтому следует больше времени проводить на свежем возждухе.

2. « Как устроена грудная клетка».

Необходимые материалы: схема грудной клетки.

- Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

-А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

- Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в лёкгие. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

 Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри и защищены ребрами. Давайте рассмотрим легкие на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.

Вывод: Под грудной клеткой расположены два лёгких.

6. «Почему у нас два глаза?» (Дидактическая игра)

Цель: изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования: Проведенные опыты: 

1. «Почему у человека два глаза?»

А) Лист с 2 кругами: поставить точку в середине 1 круга. Потом закрыть 1 глаз и поставит точку в центре другого круга. Где получилось точнее.

Б) Обведите карандашом контур 1 фигуры. Закройте глаз рукой и обведите контур 2 фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание?

В) Дети по очереди бросают в обруч мячики: сначала с открытыми глазами, а потом с одним закрытым . Делимся впечатлениями.

1. Воспитатель предлагает ребенку : 1)найти стол, 2) найти и съесть конфету на столе.

2.- А теперь завяжем глаза платком и посмотрим, так ли легко у нас это получится.

Делаем выводы.

3. Воспитатель предлагает детям помочь ребенку с завязанными глазами предмет, давая ему подсказки голосом.

— Можно ли обойтись совсем без зрения и как при этом будет чувствовать себя человек?

 Выводы:

— Для чего человеку глаза?

— Что глаза могут делать?

— Почему у человека 2 глаза?

— Нужно ли беречь глаза?

— В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?

— Как нужно беречь свои глаза?

Изготовление мини-лаборатории.

Цель: закрепить знания детей по теме проекта. Развивать фонематический слух, память, логическое мышления, сообразительность, пополнить словарный запас.

1.      НОД по формированию естественно-научных представлений.

Тема: «Скелет – моя опора».

Цель

  задачи: Продолжать формировать у детей элементарные знания о строении человеческого тела, познакомить детей со строением скелета и его основной функцией. Закрепить понятия «скелет», «череп», «грудная клетка», «осанка». Прививать детям осознанное отношение к своему здоровью, закрепить правила правильной осанки.

Организационный момент.

(Вход под музыку «Вместе весело шагать…» слова - М. Матусовского, музыка - В. Шаинский.)

Мы денёк начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись.

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем вместе мы играть. 

Дети, я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Знаем и умеем». Вам необходимо разделиться на две команды. В каждой команде должно быть по три девочки и три мальчика. Одна команда будет называться «Знайки», другая «Умейки». Каждая команда за победу в игре получит 1балл. Какая команда больше баллов наберёт, та и побеждает.

1.Игра «Собери словечко».

(В яйце скомканные листы бумаги с буквами, которые образуют слово «Человек». Детям необходимо взять по одному яйцу, достать ком бумаги, аккуратно развернуть и сложить слоги из букв (ч, е, л, о, в, е, к), а затем вместе с другими детьми сложить слово [че-ло-век]. Игра на развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания; закрепление умение складывать из букв слоги, из слогов слово).

Раз, два – начинается игра.

    2.Игра «Дополни предложение».

(Отгадки появляются на экране проектора.)

Чтобы знать про дважды два,

Нам нужна всем ... (голова)

     Не беги с задачкой к маме -

     Шевели ты сам ... (мозгами)

Я братишку пожалею:

Обниму его за ... (шею)

     Задышал прохладой вечер -

     Ты платок накинь на ...  (плечи)

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши ...  (руки)

     Быть здоровой должна

     У всех дошкольников… (спина)

В щель пролезешь без хлопот,

Если втянешь свой ... (живот)

     Вы, ребята, на пороге

     Вытирайте чище ... (ноги)

Это детишкам уже не секрет:

Кости все вместе зовутся... (скелет)

     Внизу два ходочка.

     Посередине - Бочка

     В Бочке – хваталки.

     И Тыква на Палке.   (Человек.)

3.Чтение стихотворения «Домашнее задание».

(Читает стихотворение «Я человек» ребёнок первой команды.)

Жил да был человек.

Утром рано просыпался,

Умывался, на работу собирался.

Долго в зеркало гляделся

И крутился, и вертелся.

Глаза два, уха два,

Рот и нос - вот голова.

Шея на плечах сидит,

Головой она вертит.

На плечах повисли руки,

Всё для дела не для скуки.

На себя одел он брюки.

В рукава просунул руки,

Галстук туже затянул,

В зеркало опять взглянул.

«На кого похожий я?

На себя, не на червя!»

  • Почему человек не похожий на червя?
  • Чем отличается строение тело человека от тела червяка?
  • Почему человеческое тело не падает?

4.Беседа «Что такое скелет и осанка?» (Начало.)

Eсли бы у человека не было костей, его тело было бы мягким, как червяк.

Кости, составляющие скелет, служат опорой нашего тела.

Скелет состоит из отдельных частей. Каждая часть – это кость. И у всех людей их одинаковое количество - более 200 штук.

  • Вы видели рисунок скелета?

Сейчас проверим вашу память. Предлагаю иргу «Сложи картинку»,

5.Игра «Сложи картинку». (На полу лежит рисунок – силуэт человеческого тела. На столе – кости скелета. Между столом и рисунком расстояние 3-5метров. Детям необходимо правильно разложить кости скелета. Выигрывает то команда, которая правильно и быстро выполнила задание.)

На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный.

Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, а именно, кальций.  

  • Какой витамин необходим для роста и укрепления костей?

6.Игра «Полезные продукты».

(Из предложенных продуктов питания (муляжи - молоко, яйцо, сыр, капуста, творог, колбаса, яблоко, картофель, сметана, морковь) выбрать продукты, которые необходимо употреблять в пищу для роста и укрепления костей.)  

  • Скажите какие продукты вы выбрали для употребления в пищу, чтоб кости росли и были крепкими?

Правильно, кальций содержится в молочных продуктах, сыре, в свежих овощах и фруктах.

Если вы хотите вырасти, кушайте эти продукты.

Представите, что наше тело – это высотное здание. В каждом здании есть каркас – опоры и перекладины, к которым крепятся потолки, полы и стены. В теле человека каркас – скелет.

Посмотрите на рисунок скелета человека.

  • Знаете ли вы из каких частей состоит наш каркас? Назовите. 

(Череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей.)

Скелет служит организму не только опорой, но и защитой.

  • Что защищает скелет в человеке?   (Внутренние органы)
  • Какие внутренние органы вы знаете? (Показ органов на плакате.)

Череп похож на шлем.

  • Что защищает череп?

Грудная клетка похож на доспехи.

  • Что защищает грудная клетка?

Основа скелета тела человека - пружинящий гибкий стержень - позвоночник. Позвоночник состоит из позвонков, между которыми находятся пружинящие прокладки хрящей. Они способны сжиматься, тем самым придают позвоночнику гибкость.

7.Физкультминутка «Чтобы сильным стать и ловким».

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех. (Поднять руки вверх, потянуться.)

Носом вдох, а выдох ртом. 

Дышим глубже, (Руки на поясе, вдох-выдох.)

А потом наклонятся

Мы начнём. (2 наклона вперёд.)

Раз и два - рада наша душа.

Как погода хороша! (Разводим руки в стороны, складываем перед собой.)

Не боимся мы пороши, 

Ловим снег - хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Хватит снега нам и вам.

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Мы теперь в снежки играем, 

Снег в руках своих сжимаем. (Дети сжимают кулачки.)

Размахнись рукой - бросок! 

Прямо в цель летит снежок. (Изображаем метание правой рукой.)

Чтоб побольше снега взять, -

Надо чаще приседать. (Приседания.)

Влево смотри - раз, два, три.

Вправо смотри - раз, два, три. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, 

И на место вновь вернёмся. (Потягивания — руки вверх, ходьба на носочках вперёд, возвращаемся на пяточках, руки за спиной.)

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех. (Поднять руки вверх, потянуться.)

8.Чтение стихотворения «Домашнее задание».

(Читает стихотворение «Осанка» ребёнок второй команды.)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека –

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

  • По вашему мнению, что такое осанка?

Вы когда-нибудь наблюдали за походкой проходящих мимо людей? Одни держаться прямо и потому кажутся уверенными, выше ростом. Другие сутулятся при ходьбе, походка вялая, шаркают ногами. Походка человека и внешний вид зависят от его осанки.

  • Кто скажет, как нужно ходить, чтоб была красивая осанка? (Голову надо держать прямо, плечи развёрнуты, грудь слегка выделяется вперёд, живот втянут, а ноги выпрямлены.)
  • Как надо сидеть за столом?

(Когда сидишь за столом, ноги должны стоять на полу. Держать спину прямо, не нагибаться над столом. Когда читаете, рисуете или пишите не опускать низко голову.)

Хочу добавить. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить не ранец на обоих плечах, а портфель в одной руке, то позвоночник искривляется и одно плечо станет ниже другого. Спать желательно на жесткой постели с невысокой подушкой. Не прыгайте с высоких предметов, чтоб не травмировать позвоночник. Зимой осторожно передвигайтесь по скользким местам. Занимайтесь физкультурой.

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

Чтоб вы не забывали правила правильной осанки я вам хочу подарить памятку, которую вы повесите в своей группе.

9.    Рефлексия. (Подведение итога НОД,)

  • Что интересного вы узнали сегодня?
  • Почему тело человек может стоять, сидеть…?
  • Можно ли сказать, что скелет – опора?
  • Какие ещё движения может делать человек?
  • Как вы думаете, почему скелет может двигаться?
  • Что необходимо делать, чтоб осанка была красивой?

2. Конспект НОД на тему: «Здоровые зубы»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: Создать условия для формирования представлений по уходу за зубами, закрепить правила здорового питания.

Задачи:

Образовательная: Формировать представление о строение и функции зубов, о правилах чистки зубов, о здоровом питании.

Развивающая: Способствовать развитию умения чистить зубы по алгоритму (по схеме, последовательно).

Воспитательная: Воспитывать потребность заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы тщательно и регулярно).

Демонстрационный материал: картинки по теме.

Предварительная работа:

- Беседы: «Как устроены зубы?», «Для чего человеку зубы?» , «Как сохранить зубы здоровыми », «Подружись с зубной щеткой », «Здоровое питание – здоровые зубы».

- Рассказывание, показ по схеме, техники чистки зубов по алгоритму.

- Сюжетно - ролевая игра магазин «Идем за полезными продуктами»

- Разучивание физкультминутки «Наши деточки устали . . .»

- Просмотр мультфильмов: «Три котенка. К чистоте будь готов», «Маша и медведь. Сладкая жизнь», «Птичка Тари».

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сюрпризный момент. В спальне раздается плач.

Воспитатель: Ребята, мне кажется кто-то плачет? Сейчас я посмотрю, кто это.

Здравствуй зайка, ты, что такой грустный как ты здесь оказался?

Зайка: Здравствуйте ребята, я из леса к вам пришел, а плачу я потому что у меня зуб болит. А почему он болит, не знаю и что делать, тоже не знаю.

Воспитатель: Садись на стульчик и на нашем занятии мы с ребятами тебе расскажем, отчего твой зубик заболел. Правда, ребята?

Но сначала вспомним и расскажем зайке все, что знаем про зубы.

 

2. Беседа

Воспитатель: Скажите ребята, у маленьких деток, какие зубки?

Дети: Маленькие.

Воспитатель: Как их называют?

Дети: Их называют молочными.

Воспитатель: Молочными называют детские зубы, потому что они прорезываются в то время когда ребенок питается только молоком и не может есть твердую пищу.

Ребенок: Зубы есть у всех детишек:

У послушных шалунишек,

У малышек и больших-

Что вы знаете о них?

Каковы же из себя,

В белой твердой шубке,

Наши лучшие друзья

Беленькие зубки.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как устроен зуб. (КАРТИНКА)

Снаружи он белый блестящий, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это слой, покрывающий верхнюю часть зуба – коронку.

Как называется верхняя часть зуба?

Дети: Она называется коронка.

Воспитатель: Между коронкой и корнем находится шейка зуба. (Показываю.)

А как называется часть зуба, которая располагается в челюсти (показываю на картинке)? Кто знает?

Воспитатель и дети: Корень.

Воспитатель: Скажите, а для чего нужны зубы?

Дети:

1) нужны для того чтобы мы кусали и пережевывали пищу;

2) для того чтобы человек мог красиво, ослепительно улыбаться;

3) для красивой и правильной речи.

Воспитатель: В наше время широко распространено заболевание зубов, которое называется кариес.

Что такое кариес? (КАРТИНКА)

Дети: Дырка в зубе.

Воспитатель: Кариес - это разрушение эмали зуба. Когда разрушение эмали доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болью.

Ребята скажите зайчику, так почему же у него заболел зуб?

Дети: Зайчик у тебя заболел зуб, потому что эмаль разрушена и в зубе дырка.

Регулярная чистка зубов позволяет предотвратить возникновение кариеса, и вот почему.

Чем больше сладкого мы едим, тем больше образуется зубного налета. Зубной налет вреден тем, что может вызывать запах изо рта и конечно образование кариеса.

При регулярной и правильной чистке зубов мы удаляем зубной налет и не даем кариесу никакого шанса!

Помните, что важно не то, как часто вы чистите зубы, а то, насколько тщательно вы их чистите. Можно чистить зубы хоть десять раз в день, но если вы делаете это кое-как, то пользы от такой чистки не будет никакой.

Воспитатель: Сережа, скажи, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?

Ребенок: Зубную щетку, пасту, стаканчик для воды.

Воспитатель: Саша, как ты ухаживаешь за своими зубами?

Ребенок: Чищу зубы 2 раза в день (утром и вечером), поласкаю после еды.

Воспитатель: Вы молодцы.

 

3. Практическая часть

Зайчик: Я совсем не умею чистить зубки, можете меня научить, пожалуйста?

Воспитатель: Дети, давайте поможем зайчику, научим его чистить зубы.

(Схемы чистки зубов распечатать на каждого ребенка.) Подходим к столам.

Воспитатель: А как правильно чистить зубы, все знают? Сейчас проверим. На столах есть карточки. Вам нужно выложить схему чистки зубов, выкладываем по порядку, сверху-вниз, вспоминаем - что сначала чистим, что потом. (Дети выкладывают.) Все выложили? А сейчас вы можете проверить, правильно ли вы выполнили задание. (Проверяют по образцу, сравнивают с мольбертом.) Проверьте у своего соседа, все ли у него по порядку? (Работа в парах.) Кто хочет рассказать правило чистки зубов? (Ответ детей.)

 

4.Игра дидактическая.

(На 1 мольберт прикрепляется картинка здорового зуба, а на 2 мольберт прикрепляется картинка больного зуба.)

Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми. За ними нужно не только ухаживать, но и знать, что вредно, а что полезно для зубов.

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши и скажите «да-да-да! », за неправильный совет говорите «нет-нет-нет! » и топайте ногами.

1. Постоянно нужно есть для зубов: овощи, фрукты, молочные продукты. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

2. Не грызите лист капустный, он совсем – совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?

3. Зубы вы почистили и идете спать, захватите булочку сладкую в кровать? Это правильный совет?

4. Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать. Все я верно говорю?

6. А теперь совет полезный, нельзя грызть предмет железный.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие продукты вредны для зубов?

Дети: сладкие, конфеты, вафли . . .

Воспитатель: И что же теперь, нам нельзя их кушать? Они же вредные?

Дети: Нужно их есть поменьше, редко. Мы любим сладкое.

Воспитатель: А если мы съедим шоколад, мармелад и другие сладкие продукты, как нам позаботится о зубах, чтобы у кариеса не было шанса?

Дети: Нужно полоскать рот кипяченой водой или почистить зубы.

Воспитатель: Все верно, молодцы.

 

7. Итог занятия 

Воспитатель: - А всё-таки, если, вдруг заболел зуб, какие меры нужно принимать?

Дети: Идти к врачу.

Воспитатель: Как называют врача, который лечит зубы?

Дети: Стоматолог.

Воспитатель: Зайка, тебе сейчас нужно отправиться к стоматологу, он тебе обязательно поможет.

Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Учили зайчика чистить зубы, ухаживать за полостью рта. . .

Воспитатель: Вы большие молодцы, и зайка вас благодарит за такое интересное занятие. Зайке пора с нами прощаться.

Воспитатель и Дети: До свидания, зайчишка, приходи еще к нам в гости! До встречи!

 

3.Конспект НОД  «Для чего нужен язык»

Цель: Формировать естественно-научные преставления о языке.

Задачи1. Познакомить с внешним видом языка.

2. Сформировать представление о том, что язык выполняет много разных функций: воспринимает вкус пищи (кислый, соленый, сладкий); участвует в образовании речи (разговоре); участвует в жевании. 3. Совершенствовать навыки экспериментирования. 3.Развивать мыслительные способности детей.

Речевое развитие: 1. Развивать диалогическую форму речи, умение отвечать на вопросы распространенными предложениями. 2. Обогащение словаря: шершавый, кровеносные сосуды.

Активизация словаря: кончик языка, спинка языка, толще-тоньше, кислый, сладкий, соленый. 3. Тренировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога.

Социально-коммуникативное развитие: 1. Совершенствовать способность к коллективному труду. 2. Закрепить умение договариваться. 3. Побуждать к активной деятельности.

Физическое развитие: 1. Развивать координацию движения, не травмировать друг друга при обследовании. 2. Соблюдать гигиенические нормы.

Методы и приемы:

– практические: игровая ситуация с целью постановки проблемы и создания мотивации для исследования, экспериментирование, рассматривание;

– словесные: беседа, вопросы, разъяснение ситуации;

– Инновационные: ТРИЗ.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка: небольшое зеркало, зубочистка, стакан с водой.

На каждую пару детей: 3 чашки с растворами, имеющими кислый, сладкий, и соленый вкус (чашки не подписаны); 6-8 ватных палочек; 2 кусочка хлеба, небольшие ломтики любых овощей и фруктов, в середину которых воткнута зубочистка или специальная палочка (до работы овощи закрыты салфеткой, чтобы дети их не видели,косынка для завязывания глаз, емкость для использованных ватных палочек.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская 1. Решение проблемной ситуации «зачем нам языкЦель: сформировать понятие о том что язык нужен для разговора для ощущения вкуса, передвижения пищи.

2. Обследование внешнего вида языка.

Цельпознакомить со строением языка: кончик, спинка, нижняя часть, не имеет костей.

3. Опыт«Какой вкус имеет раствор».

4. Эксперимент: «Можно ли говорить с высунутым языком, т. е. без его помощи.

Цель: закрепить знание что без языка нет речи.

Игровая 1. Игровая ситуация«Приход Незнайки».

Цель: создание интереса.

2. Дидактическая игра: угадай на вкус. Цельразвивать умение только по вкусовым ощущениям угадывать овощи и фрукты.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд 1. Развивать культурно гигиенические-навыки.

После каждого опыта по определению вкуса убирать ватную палочку, брать другую.

2. Воспитывать аккуратность в работе: не расплескать растворы, не кидать мимо ватные палочки.

Коммуникативная 1. Беседа.

2. Речевая проблемная ситуация «Зачем нам язык.

3. Договариваться кто будет ученым, кто испытуемым.

1 Сюрпризный момент: встреча с Незнайкой. Незнайка говорит: «Зачем язык, он мне мешает, все меня ругают, что я не то говорю». Вопрос: Дети, как вы думаете, нужен нам язык? Сегодня будем мы учеными и будем изучать язык. Незнайка, хочешь изучать с нами? Где язык находится? Дети обращают внимание на появление Незнайки. Созданы условия для взаимодействия друг с другом.

2 Обследование«Рассмотрим наш язык». Предлагает взять зеркало. Вопросы: Какой кончик языка? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? Что есть под языком? Есть ли в языке кости? Может ли язык двигаться? Берут зеркало, рассматривают язык, его кончик, находят спинку, поднимают язык и рассматривают строение под языком, обследуют язык пальчиками. Выполняют упражнения«вкусное варенье»«змейка»«чашечка»«трубочка». Определяю шероховатую поверхность языка, кончик острый тонкий, язык розоватого цвета, под языком много кровеносных сосудов, язык толще на спинке, потому что это место больше работает, соприкасается с пищей, костей в языке нет.

3 Предлагает детям поделиться на ученых и испытуемых. Вопросы: Кто будет ученым? Кто испытуемым?

Опыт «Определи вкус раствора».

Вопрос: Какой вкус имеет раствор 1? Раствор2? Раствор3?

Какая часть языка лучше ощущает вкус?

Для чего нужен язык? Дети делятся на ученый и испытуемых. Испытуемый высовывает язык, ученый проводит опыт, берет ватную палочку, опускает в раствор и прикладывает к кончику языка испытуемого.

Ватную палочку кладут на тарелку после каждого опыта.

Дети меняются ролями, опыт повторяется. Сформировано представление о том что язык ощущает вкус соленого, сладкого, кислого.

4 Опыт«Попробуем разговаривать с высунутым языком», т. е. без помощи языка. Скажите слово «каша»язык не прячьте«ворона»«машина»«мы пошли гулять». Получилось? Зачем еще нужен язык? Дети пробуют говорит разные слова с высунутым языком. Сформировано понятие, что язык участвует в образовании речи.

5 Опыт«Прожуем кусочек хлеба»Вопросы: Что делает язык? Что вы нового узнали о языке? Жуют кусочек хлеба Делают вывод что язык перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.

6 Дидактическая игра «Угадай на вкус». Предлагает взять зубочистку с наколотой на нее пищей и угадать название пищи (подглядывать нельзя, жевать нельзя, можно только ощупывать пищу языком, если узнают можно съесть). Делятся на ученых и испытуемых. Пытаются угадать фрукты и овощи не жуя, только ощупывая пищу языком. Определяют название овоща или фрукта по вкусовым качествам.

7 Рефлексия. Беседа с Незнайкой о том что он запомнил. Вопросы: Что можно сделать с помощью языка? Можно без языка говорить? Можно без языка есть? Можно без языка пить? Спрашивают у НезнайкиНужен ли тебе язык? Сформировано понятие что без языка человек жить не может.

4. Конспект НОД   по теме «Сердце и сосуды»

Задачи:

1. обобщенно познакомить детей с двумя кругами кровообращения

2. вспомнить названия клеток,закрепить названия кровеносных сосудов

3. раскрыть значение клеток крови для организма

4. продолжать совершенствовать знания о сердце,о профилактике его заболеваний

Ход:

Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по телу

 Кровь не стоит на месте,она постоянно двигается по всему телу. Почему кровь из нас не вытекает (защищает кожа). Где кровь находится в организме (в кровеносных сосудах).Если мы порежем палец, сколько вытечет крови? А если пораним предплечье? Почему так происходит?

Кровеносные сосуды имеют разную толщину и по-разному называются. Они разветвляются по всему организму как ветки у дерева. Самые толстые сосуды-артерии. Они отходят от самого сердца. Сосуды потоньше-вены,а самые тонкие-капилляры.

Давайте нарисуем такое дерево. Если оно состоит из кровеносных сосудов, то какого должно быть цвета? Ствол дерева-это артерии, толстые ветви дерева-вены, тоненькие веточки-капилляры.

Как называются толстые сосуды? Тонкие? Средние?

Давайте поиграем:

http://www.maam.ru/upload/blogs/09062dde5232240556dd6a9b7c167f18.jpg.jpg

.

Возьмите лист с нитками разной толщины. Капилляры можно сравнить с самой тонкой ниточкой для шитья; вены-с ниткой потолще, для вязания; артерии-с веревкой для сушки белья. Я буду называть кровеносный сосуд,а вы выбирайте ниточку определенной толщины.

     Подумайте, для чего же нужна кровь?

http://www.maam.ru/upload/blogs/d6d144e4b646d4694c62614119be7b7a.jpg.jpg

Красные клетки крови (эритроциты) приносят ко всем органам кислород и уносят от них углекислый газ. Для чего нужен кислород (для дыхания). Что такое углекислый газ (вреден для организма).

Желтые клетки крови (тромбоциты) обеспечивают свертываемость. Кровь сама без посторонней помощи останавливает небольшие кровотечения.

Белые клетки крови (лейкоциты)способны уничтожить попадающие в кровь микробы. Они их захватывают, разрушают и переваривают.

     Что же двигает кровь в организме (сердце).  Что такое сердце (внутренний орган, расположен слева, постоянно работает, стучит, состоит из мышц, величиной с кулак)

Как можно услышать сердце?

Сердце работает с разной силой. Когда мы лежим или спим,сердце работает очень медленно. Когда мы занимаемся спокойным видом деятельности:играем,ходим,сидим,сердце работает спокойно. А когда мы бегаем или прыгаем,сердце бьется часто.

У вас на  рабочих листах  нарисованы три человечка. Что они делают (лежит,стоит,бежит).У кого сердце работает медленно? Закрасьте кружок около человечка розовым цветом. У кого сердце работает спокойно (круг-красного цвета).А у последнего (круг бордового цвета).

А теперь эксперимент:

послушайте,как стучит сейчас ваше сердце?А теперь сделайте 10 наклонов,10 приседаний,10 прыжков. Сядьте и послушайте стук сердца:что изменилось?

У вас на столе карточки:каждый человек выполняет свое движение. Внизу есть пустые круги,а у вас цветные круги красного цвета разного оттенка (розовый,красный,бордовый).Посмотрите на человечков и определите,с какой силой работает их сердце. Выберите для каждого круг определенного цвета.

 Ученые определили,что кровь в организме человека проходит два круга кровообращения. Первый:из сердца в легкие,где насыщается кислородом,и обратно. Второй:кровь несет кислород от сердца ко всем органам тела и возвращается обратно.

 Сердце должно быть очень большим,чтобы работать всю жизнь,но и не должно быть большим,чтобы поместиться внутри организма. Как решить противоречие (нужно тренировать сердце,чтобы оно было сильным,здоровым,выносливым)

Что может случиться,если у человека больное слабое сердце?Сейчас мы проведем опыт и увидим,что происходит,когда сердце болеет.

Набираем раствор марганцовки в равном количестве в оба шприца. Маленький шприц-это больное сердце,а большой-здоровое. Впрыскиваем раствор в разные трубочки (от капельницы).На какое расстояние продвинулась жидкость в каждой трубочке?

Шприц большего объема,как и здоровое сердце,продвинул жидкость на более дальнее расстояние,чем второй. Значит,слабое сердце не может снабжать кровью все органы тела.

Что нужно делать,чтобы сердце не болело (гулять на свежем воздухе,плавать в бассейне,делать зарядку,заниматься физкультурой,закаляться,проветривать комнату).


5.Конспект НОД  по теме

                                 Нос. Дыхательная система.

Цель: формировать  первичные представления об органах дыхания.             Задачи: подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания, расширять кругозор детей.

Материал: У детей: зеркало; у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, иллюстрация с изображением дыхательной системы, ватка с ароматами, воздушные шарики на каждого ребенка.

Описание: Воспитатель: Для чего нам нужен нос? Проверим. Зажмите нос одной рукой, а губы другой. Зачем нужен нос? (чтобы дышать) Но у него есть и другая обязанность. Те, кто сидят слева, закройте глаза. Дети, сидящие справа, развяжите узелок с ватой и поднесите вату к носу соседа. Что узнали испытуемые с помощью носа? (запах чеснока и духов).

Поменяйтесь ролями. Так зачем нам нужен нос? (дышать, различать запахи) Какие неприятности могут происходить с носом, когда мы болеем?  (появляется насморк)

Давайте вспомним массаж для носа, чтобы он был здоровым.

От крылечка до калитки                            Трут  указательные пальцы,

Три часа ползли улитки,                             массируют ноздри

Три часа ползли подружки,                        сверху вниз и снизу

На себе таща избушки.                               Вверх 10-20 раз

Воспитатель: А сейчас сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может? Ответы детей.

 Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа? Ответы детей.

Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать? Ответы детей.

По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали? Ответы детей.

Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух

из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит? Ответы детей.

В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал? Ответы детей.

Вывод: .: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?

Эксперименты по изучению работы дыхательной системы. Определение объёма выдоха. Определение частоты дыхания. Определение силы дыхательных мышц.

6. Конспект НОД

«Знакомство с ухом».

Задачи. Формировать простейшие понятия о строении и функционировании уха (слух); показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, анализу полученных результатов; развивать внимание, память, любознательность; умение видеть предметно-следственные связи между болезнью ушей и их причинами; воспитывать аккуратность, привычку и потребность заботится о здоровье своих ушей, содержать их в чистоте.

Материалы и оборудование. Картинка с изображением корабля, плывущего по морю; запись звуков моря; магнитофон; резиновые игрушки изображающие морских обитателей; морские ракушки для рассматривания; плакат с изображением уха; рабочий лист «Береги слух» и цветные карандаши для каждого ребенка; воронка; вода; таз; ширма; музыкальные инструменты; дидактическая игра «Найди пару»; стихотворение Э. Мошковского «Уши».

Предварительная работа. Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы; загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход НОД:

Путешествие.

Воспитатель:

- Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей). Правильно, сейчас зима. На улице холодно. Но если захотеть,  можно очутиться в жарких странах, погулять и поиграть там. Хотите отправиться в путешествие на быстроходном корабле по морю на остров (ответы детей).

(Показ картинки с изображением корабля. Звучит запись звуков моря.)

Волны бегут навстречу, пахнет соленой водой. Мы стоим на палубе, и брызги попадают на щеки.

(Побуждаем детей представить запах моря и брызги воды.)

Ветер развивает волосы. Но вот мы подплыли к берегу, здесь в бухте тихо. День выдался жаркий. У берега плещется теплое ласковое море. Водичка такая чистая, что видны камешки на дне. Мы сходим с корабля на песчаный берег и немного прогуляемся по нему. Сколько интересных вещей выбрасывает из моря волна! Разноцветные камешки, водоросли, ракушки. Вот на берегу лежат удивительно красивые ракушки. Возьмем с вами ракушки в руки. Если приложить ее к уху, то можно услышать песни моря, его шум. Посмотрите, как она необыкновенна, закручена, словно наше ушко. Природа одарила нас удивительным подарком, а вот каким скоро вы догадаетесь.

Упражнение на внимание.

Воспитатель все делает за ширмой (если нет ширмы,то можно попросить детей закрыть глаза)Шумы: барабан, погремушка, металлофон, бубен, маракас, трещотка, дудочка, колокольчик и другие муз. инструменты.

-Кто же вам помог услышать эти звуки? (ответы детей).

-Правильно, ваши ушки!

-А подарок, которым наградила нас природа,- это слух.

Воспитатель:

-Рассмотрите ваши ушки друг у друга. Те, кто сидят справа, повернитесь к своему другу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что вы видите снаружи? (ответы детей) То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим с вами хором (хоровой повтор)(Показ плаката)

-Что вы еще видите? Опишите (ответы детей).

-Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали (ответы детей)(Показ плаката)

-То, что у вас (нас) находится снаружи уха, называется наружный слуховой проход.

-Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (ответы детей).

-Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы его стенки выделяют особое вещество, которое называется ушной серой. Ушная сера густая, липкая, и поэтому к ней прилипают пыль и микробы. А потом ушная сера выходит из прохода, и когда мы моем свои уши, то удаляем ее вместе с грязью.

-А кто из вас знает, как правильно чистить уши? (ответы детей).

-А как часто надо мыть уши (ответы детей).

-Правильно, уши надо мыть каждый день. Вот послушайте, как говорится об ушах в стихотворении Э. Мошковского:

Уши.

Доктор, доктор

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно:

Еже …еже…ежедневно!

-А я знаю одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадался? (ответы детей).

-А можете ли вы добраться пальчиком до конца ушного прохода? (ответы детей)

-Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце ушного прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. (Показ плаката) Повторим это слово все вместе (хоровой повтор).

Звук, который произносим, ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.

-А вот как вы меня сейчас слышите. Я сейчас проверю.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобой!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя.

А над морем - мы с тобою!

(дети машут руками словно крыльями)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(дети делают плавательные движения руками)

Поглядите чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжается наше путешествие.

Воспитатель:

-Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт.

Опыт демонстрирует воспитатель.

-Представьте себе, что воронка это ухо. Широкая часть воронки - это ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо. Картон – барабанная перепонка.

Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильней звук, тем сильнее дрожит перепонка.

(Проводится эксперимент: воспитатель льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звук.)

-Ребята, как вы думаете, что может произойти с вашими ушками от громкого звука? (ответы детей)

-Правильно от громкого и сильного звука барабанная перепонка может повредится.

-А теперь представьте, что какой-то человек решил ковыряться карандашом или булавкой или еще чем в ухе.

-Что может произойти с барабанной перепонкой? (ответы детей)

-Правильно перепонка может порваться.

(Воспитатель делает в бумаге большую дыру.)

-Льем воду, что получается? (Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно.) (ответы детей)

-Да, вы правы вот так может человек остаться глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

-А если у вас заболели ушки к кому надо обратиться за помощью? (ответы детей)

Воспитатель раздает детям индивидуальные рабочие листы «Берегите слух» и дает задание (дети работают с индивидуальными листами за столами).

1. Рассмотреть рисунки.

2. Подумать, оценить поступки – где дети поступают правильно, а где – неправильно.

3. Закрасить кружки красным карандашом, если поступки правильные, или черным, если неправильные.

4. Запомнить, что неправильные поступки могут привести к болезни ушей.

После работы с индивидуальными листами «Береги слух», выслушать ответы детей.

-Что нового мы с вами узнали?

-Для чего нужна барабанная перепонка?

-Как наружный слуховой проход защищает наши уши?

-На что похоже наше ухо?

-Какое вещество образуется в слуховом проходе?

-Как вы думаете, зачем нужны уши?

-Нужно ли беречь уши?

-К кому надо обращаться,если болят уши?

(Можно задавать другие вопросы по теме)

Выслушать ответы детей.

Воспитатель:

-Об ушках наших мы узнали на острове. А хотите попасть обратно в детский сад? (ответы детей)

-Чтобы вернуться нам необходимо сесть на корабль. Для этого нужны гребцы, которые помогут добраться нам обратно. А гребут они парами. Вот сейчас узнаем, кто и с кем будет в паре (дети сами выбирают с кем они будут в паре).

Подвижная игра «Найди пару»(Можно включить музыку моря)

-Посмотрите-ка, мы оказались в детском саду. А чтобы вы помнили о путешествии, море вам на память дарит подарки (ракушки).

7.Дидактическая игра-экспериментирование «Глаза могут не только смотреть»

Цель: сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций.

Программные задачи:

1. обобщить имеющиеся у детей представления о строении и функционировании глаза;

2. показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций;

3. работать над совершенствованием навыков экспериментирования;

4. воспитывать бережное отношение к органу зрения;

5. расширять кругозор детей;

6. формировать способность анализировать результата опытов;

7. формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;

8. продолжать совершенствовать диалогическую речь;

9. расширять кругозор, словарный запас.

Материалы и оборудование:

У каждого ребёнка: зеркало.

У педагога:

• 2 геометрические фигуры (круг и треугольник, окрашенные в разные цвета,

• ручка,

• две палочки разного размера,

• «Чудесный мешочек», мелкая игрушка,

• полоска бумаги, на которой написано крупными буквами слово «Мама»,

• полоска бумаги, на которой без особого порядка нарисовано достаточно крупных точек или кружочков.

Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Организация занятия: дети сидят за столами по двое. Зеркала поставлены на столы заранее. Остальное оборудование лежит на столе у педагога.

Интеграция: ФР, ПР, РР.

Ход занятия

Организационный момент (загадки).

1. Утром открываются, ночью закрываются (глаза).

2. Они разные бывают: голубые, карие, зелёные, серые, чёрные. На лице сидят, вперёд себя глядят (глаза).

3. Иногда из них бегут солёные реки (глаза).

Вступление.

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что умеют делать наши глаза. Как обычно, будем проводить опыты, а потом обсуждать их результаты.

Блок 1. Строение глаз.

- Сколько у нас глаз(Ответы.)

- Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Сильно не надавливайте. Иначе глаз можно повредить(Дети выполняют). Опишите. Что вы чувствуете? (Ответы).

- За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком.

- Возьмите в руки зеркало и рассмотрите свой глаз(Дети выполняют.)

- Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка? (Дети смотрят) А середина глаза уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка? (Педагог называет несколько детей, выслушивает ответы названных детей, а также других.)

- Правильно, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зелёные, карие, чёрные, серые. И даже бывают такие случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой – карий. Но такое бывает редко.

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка? (Ответы) Какого она цвета? (Ответы). Это – не точка, а отверстие. Называется «зрачок». Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит.

- Приходилось ли кому-нибудь из вас что – то видеть и не понять, что видел? (Ответы. Педагог внимательно слушает каждого.) Оказывается, такое может бытьглаз видит, а мозг не понимает, что видит глаз. Так что глаз и мозг работают дружно, помогают друг другу.

- Сейчас проверим, как умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам сейчас показала? (Педагог показывает ручку.) (Ответы.)

- Значит, что умеют делать наши глаза(Ответ: видеть)

Блок 2 – глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета. (Проходит в очень высоком темпе)

- Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. Как называется эта фигура? (Круг). А эта? (Квадрат) Ну, что могут(Ответы)

- Какого цвета круг? (Ответы) А квадрат? (Ответы) Так что ещё могут определять глаза(Ответ: цвет.)

- Скажите, какая палочка находится дальше от вас: та, что у меня в руке, или та, что прикреплена к доске? (Ответы). Значит, глаза умеют определять расстояние до предмета? (Ответы.)

- Какая из этих палочек длиннее? (Ответы.) Кто вам об этом сказал? Так что ещё могут определять глаза(Размер)

- Подведём итог: что могут определять глаза(Ответы: цвет, форму, размер, расстояние до предметов).

Блок 3 – глаза умеют принимать сигналы.

Педагог молча показывает жестом всем детям: встать, сесть. (Дети выполняют.)Затем так же, молча, манит к себе кистью одного из детей. Тот встаёт и подходит. Педагог указывает на дверь, шкаф, любой предмет. Ребёнок выполняет действие, подходит к предмету. Снова подзывает его к себе. Ребёнок подходит.

- Что помогло тебе различать сигналы, которые я подавала? (Ответглаза).

- Значит, глаза умеют различать сигналы? (Да).

Блок 4- глаза умеют читать и считать (проходит быстро).

-А теперь я покажу вам слово. (Педагог показывает лист бумаги, на котором написано слово «Мама». Дети его быстро читают)

- Что ещё умеют делать глаза(Ответ: читать)

- И читать они умеют? Ну, вот считать они точно не умеют. Вы же не сможете сосчитать, сколько здесь точек? (Педагог показывает лист с нарисованными точками. Дети быстро называют их количество.) И считать умеют? Ну, сколько же всего умеют делать наши глаза!

Блок 5- глаза выражают настроение.

- Давайте проверим, могут ли глаза выражать наше настроение? Возьмите зеркала, смотрите на свои глаза и покажите, что вам очень весело. (Дети выполняют. Педагог не жалеет времени на этот этап занятий, ждёт, пока все дети поймут суть задания и выполняют его).

- А теперь вам стало грустно. Посмотрите, как изменились ваши глазки. (Дети стараются. Опыт показывает, что с веселья на грусть они перестраиваются с большим трудом, поэтому приходится подождать, пока с заданием справятся все.)

- Теперь вы рассердились. (Дети выполняют, наблюдая за собой в зеркала.)

- А теперь удивились. (Дети выполняют.)

- А теперь испугались. (Дети выполняют).

- Милена, подойди сюда. Покажи нам какое-нибудь настроение, а мы попробуем его определить.

- Егор, покажи удивление. А теперь тебе трудное задание: сделай так, чтобы глазки были печальные, а губки улыбались. («Я не могу»).

- Что же ещё могут делать глаза(Ответ: показывать, в каком мы настроении.)

- Интересно, какое настроение будет сейчас у Жени? (Женя подходит). Вот тебе «Чудесный мешочек». Тут что – то лежит. Сунь в него руку и попытайся определить предмет на ощупь. (В мешочке лежит мелкая игрушка сложной формы, чтобы определить ее было непросто. (Дети наблюдают за его глазами.)

- Что вы узнали по глазам Жени? (Ответыглаза серьёзные, задумчивые. Женя думает.)

Заключение.

- Давайте вспомним, что же умеют делать наши глаза(Дети быстро вспоминают всё, что узнали на занятии.)

- Раз наши глаза умеют так много, они имеют важное значение в жизни человека. Без глаз мы не сможем читать, писать, рисовать, определять расстояние, смотреть телевизориграть в игры и просто любоваться окружающим миром. Как же нужно беречь глаза?

Правильно. Большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...

Проект «Человек. Организм человека»

В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...

Проект «Человек. Организм человека»

В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...

Презентация "Знакомимся со своим организмом. Внешнее строение организма человека."

Данную презентацию можно использовать в работе со старшими дошкольниками.Цель: расширение знаний о частях тела....

Проект «Огород, лаборатория исследования растений»

сформируется желание знакомиться с источником роста растения;-способствовать творческим способностям у детей; поощрять детскую активность.- создавать на основе полученной информации огород на подоконн...

Проект «Огород, лаборатория исследования растений»

сформируется желание знакомиться с источником роста растения;-способствовать творческим способностям у детей; поощрять детскую активность.- создавать на основе полученной информации огород на подоконн...