Влияние мультфильмов на психику детей дошкольного возраста
консультация
Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multfilmy_so_smyslom_dlya_detey.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль современных мультфильмов в жизни ребенка.
Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
ФГОС определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка.
Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора;
— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Исследования психологов и искусствоведов утверждают, мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.
Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Для использования мультфильмов в педпроцессе детский сад обновил материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран, интерактивная доска, телевизор.
Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества, изучив мнение родительской общественности, был разработан проект «В мире мультфильмов!».
Цель проекта: создать систему социально-личностного развития воспитанников путём использования мультфильмов в педагогическом процессе ДОУ. Провели экспертизу мультфильмов, для использования в социально-личностном развитии воспитанников. При выборе мультипликационных фильмов мы отдали предпочтение советским мультикам. Подобраны мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.
Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться с трудностями, уважительно относиться к другим. Таким образом, мультфильм - эффективное средство воспитания ребенка.
Уважаемые родители, рекомендую посмотреть с ребенком поучительные мультфильмы.
- «Подарок для самого слабого» - научит доброте и взаимовыручки;
- «Неуловимый Фунтик»- смелости, доброте, умению прийти на помощь в трудную минуту;
- «Ничуть не страшно»- смелость, умению справляться со своими страхами;
- «Наш друг Пишичитай»- тому, что важней уметь правильно писать, а читать полезно;
- «Ивашка из Дворца пионеров»- тому, что из любой, самой безвыходной ситуации и можно найти выход;
- «Варежка»- доброте и страданию;
- «Летний снеговик»- размышлять над темой, как можно помочь друг другу в трудной ситуации;
- «Дед Мороз и Серый Волк»- доброте и взаимовыручки;
-« Мешок яблок»- доброте и умению помогать друг другу.
Хочу предложить для просмотра мультфильм «Головоломка». Не часто для массового зрителя выходит хороший фильм затрагивающий психологические принципы организации человека. Отличный мультфильм компании Pixar, которая постаралась рассказать нам не только замечательную историю с оригинальными персонажами, но и с точки зрения психологии, с некоторыми погрешностями, продемонстрировать нам внутренний мир человека, а точнее его эмоции. Работа мозга, памяти, чувства, эмоции, потребности, отношения, забота, стресс и многое другое затрагивает этот фильм.
Что хочет сказать нам этот фильм? Самое важное, все эмоции полезны, и все одинаково важны, Радость для удовольствия, злость для упорства и активности, страх для самосохранения, отвращения для того чтобы остерегаться от потенциальных опасностей, печаль для того чтобы пережить утрату и попросить поддержки. Мы не можем избирательно чувствовать только радость, без гнева или печали. Тут все просто, либо все, либо ничего, центр эмоции в голове определен, это миндалевидное тело, заставляю себя что-то не чувствовать, мы блокируем весь центр, нету печали? так нет и радости. Райли делится с родителями своей печалью, и это приводит к огромному положительному эффекту. Наслаждайтесь своими эмоциями, реагируйте на них, прислушивайтесь, о чем они вам говорят, это более правильная стратегия работы со стрессом, чем подавление эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мультфильмов на психику детей
консулдьтация для родителей можно использовать на родительском собрании....
Влияние мультфильмов на психику детей
Годы детства - это преждевсего воспитание сердца. В.А. Сухомлинский....
"Влияние мультфильмов на психику детей"
Как влияют современные мультфильмы на психику и сознание детей....
Презентация "Влияние мультфильмов на психику детей"
Цель данной презентации - показать родителям как современные мультфильмы влияют на психику и поведение детей....
Родительское собрание "Влияние мультфильмов на психику детей"
Возрастные нормы и Мультфильмы. Функции мультфильма. Критерии Качественного мультфильма. Базовые правила просмотра мультфильма....
Влияние мультфильмов на психику детей,
Какое влияние имеют современные мультфильмы....
«Влияние мультфильмов на психику детей»
laquo;Влияние мультфильмов на психику детей»...