Презентация для воспитателей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка 3 года жизни в режимных процессах»
презентация к уроку (младшая группа)
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Что же такое режим? Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.
Показатели правильно составленных режимных процессов: 1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.). 2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту. 3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому. 4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня Утренний прием в детском саду рекомендуем начинать с профилактического осмотра своих воспитанников. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела в группе ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются. Мы встречаем детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением, добрыми, ласковыми словами. Ведь доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, передается детям: «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что стоит на полочке и ждёт тебя» Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
Организация режима в группе предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления мы предлагаем 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. Перед каждым режимным процессом мы даём установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки».
Мы советуем, и это о чень важно, чтобы воспитатель не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Надо подойти к ребенку и тихо сказать: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».
В о время кормления у детей формируются не только правила поведения, но и обогащается словарь. Советуем произносить вслух названием блюд, и их качеств: «Сегодня у нас на обед борщ, он вкусный» (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).
Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности. Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при организации сна в первую очередь уложить ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.)
Рекомендуем создать правильную обстановку перед укладыванием на сон. Надо исключить излишнее возбуждение детей (крик, шумные игры и т.п.). Важно заранее дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Катенька, - уложила куклу спать...» и т.п. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Л асковым, спокойным голосом мы настраиваем детей на сон: «Какой Вовочка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди ложись в кроватку». Важно следить, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помочь укрыться одеялом, следить, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла. Поскольку дети не все засыпают сразу, то мы помогаем им заснуть: «Закрой глазки, Машенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.
Процесс подъема детей после сна должен быть постепенным. По мере пробуждения можно сделать гимнастику после сна, читая детям короткие стихотворения. Предложить детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу, через тропу здоровья подготовленную заранее. Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям.
Все режимные моменты должны быть продуманы с точки зрения постепенного включения детей в процесс. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необходимое для самостоятельных действий. Для обучения детей действиям с предметами быта необходимо самому педагогу четко представлять те способы действия, которые он будет давать детям. Воспитатель должен знать эти действия, чтобы быть едиными в требованиях к ним. Для успешного обучения детей действию рекомендуем соблюдать алгоритм действий и показывать их в последовательности и неторопливо.
Постарайтесь не пропустить благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.
Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности. Р ебенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия.
Если мы, взрослые, продумаем все действия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды. Предлагаем несколько рекомендаций, как действовать с одеждой и обувью. Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту ножку в другой домик» (надеваем туфли) и т.д. Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не поймет вас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ребенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.
Порядок действий ребенка Способы действий ребенка Место ребенка, расположение вещей Действия взрослого в помощь ребенку Платье снять и повесить Потянуть платье за ворот двумя руками вперед-вверх, высвобождая голову. Затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава (не за плечо !) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и все платье не должны при этом выворачиваться наизнанку Стоя за спинкой стула, повесить на спинку стула подолом вниз, застежкой вверх (если она сзади) Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка оказались безрезультатными , направляйте движения руки ребенка вперед-вниз при стягивании платья; вниз -при стягивании рукава. Покажите, как взять(за плечевые швы)вещь застежкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным с ребенком действием, разглаживайте ее, приговаривая: «Не сомнется платьице, пока Оля спит»
Порядок действий ребенка Способы действий ребенка Место ребенка , расположение вещей Действия взрослого в помощь ребенку Рубашку (мальчику) снять и повесить Расстегнуть две верхние пуговицы ; дальше - как платье девочки Так же, как платье Такая же помощь, как девочке Пальто снять Расстегнуть пуговицы, начиная с нижней (!); приспустить пальто сплеч; выдернуть одну руку из рукава, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой Стоя у вешалки, пальто повесить на отдельный крючок Расстегните одну-две верхние пуговицы . Приспустите пальто с плеч сами; придержите пальто за спущенный рукав; помогите найти петельку, за которую надо вешать пальто
Порядок действий ребенка Способы действий ребенка Место ребенка , расположение вещей Действия взрослого в помощь ребенку Обувь снять и поставить Ноги в обуви поставить вместе; наклонясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т.п.); ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног Наклонившись и не вставая состула, рукойзадвинуть под стулсразу пару обуви Помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки ребенка не приводят к результату, покажите движение , каким задвигается обувь под стул Платье ( рубашку) надеть «Влезть» в платье ( рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и просовывает голову в ворот платья; затем выпрямляется и поочередно просовывает руки в рукава Стоя за спинкой стула Придержите подол, помогите ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава Обувь надеть Выдвинуть обувь из-под стула одновременно (!); поставить между ступнями ног; вставить ноги в обувь; застегнуть Сидя на стуле Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее; как застегнуть
У детей раннего возраста преобладает непроизвольное внимание. Малышам трудно заниматься тем, что не вызывает у них интерес. Поэтому мы рекомендуем вызвать и поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. С этой целью можно и нужно использовать сюрпризные моменты. Обычно они используются в начале занятия. Например , неожиданное появление предмета (раздается стук в дверь . «Ребятки, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто пришел к нам в гости!» Дверь открывается и появляется петушок: «Вот какой красивый петушок пришёл к нам в гости» и т.д.). Сюрпризные моменты могут быть использованы и в середине занятия, когда воспитатель видит, что внимание детей снижается.
Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые мы используем в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными , вызывать интерес у детей. М аленьким детям недостаточно только видеть предмет . У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом , отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету. Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание , а следовательно, выше обучающий эффект занятия.
Режимные процессы это рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Правильно составлены режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) , тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника...
Консультация для родителей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения»
В данном материале содержатся базовые рекомендации для полноценного обучения и развития ребенка. Даны рекомендации по воспитанию и развитию зрительного восприятия ребенка в домашних условиях....
Сценарий родительского собрания в средней группе «Б» «Особенности воспитания и обучения детей 5-го года жизни»
Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»...
Родительское собрание в ясельной группе "«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни"
Родительское собрание проводилось в смешанной группе....
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Родительское собрание по теме:«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачивоспитания и обучения детей 3-го года жизни»...
Методическая разработка: «Подходы к взаимодействию воспитателя с детьми второго года жизни в процессе освоения самостоятельных игровых действий».
Использование игры и игровых ситуаций в педагогическом процессе ДОУ позволяет решать многие задачи обучения и развития ребенка непринужденно, в интересной, занимательной форме.В руководстве играми осо...