Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении
статья (средняя группа)
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении.
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Общеизвестно, что дошкольный возраст является определяющим фактором в формировании прочного фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольный период у ребёнка идет интенсивное развитие иммунной системы, внутренних органов, а также становление функциональных систем организма, которые во многом определяют то, как заложатся основные черты личности ребенка, сформируется его характер, восприятие себя и окружающих. На этом отрезке развития дошкольника неизмеримо важно приложить максимум усилий для формирования базы знаний и навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровье детей, его сохранение и обогащение является ведущим направлением, определяющим звеном всех систем не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности, способной успешно заниматься различными видами деятельности.
Здоровье сберегающие технологии в образовательном учреждении - это технологии, в первую очередь направленные на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов. В связи с этим образовательное учреждение ставит следующие цели использования здоровье сберегающих технологий:
- сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
- укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
- обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
- формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, пополнению знаний о здоровье и формирование умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- содействие освоению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.
Для достижения поставленных целей используются следующие средства:
1. Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.)
Все указанные средства включаются в режим дня что обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Исходя из собственного опыта работы в направлении здоровье сбережения, в течение дня можно выделить некоторые организационные моменты:
1. Утренняя гимнастика.
Проводится ежедневно, ее продолжительность определяется возрастом детей, включает в себя общеразвивающие упражнения, способствует созданию благоприятной эмоциональной обстановке в группе. Включение в утреннюю гимнастику чередующихся форм проведения, а также использование соответствующей музыки способствует формированию интереса к ней детей.
2. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Эффективность включения в работу пальчиковых упражнений не вызывает сомнений и способствует наиболее продуктивной работе детей в группе.
3. Игровой самомассаж.
Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциональное напряжение.
4. Умывание холодной водой.
Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.
5. Перед занятием – звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
6. Динамическая пауза на НОД.
Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
7. Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
8. Прогулка.
Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
9. Подвижная игра
Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
10. Дыхательная гимнастика
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
11. Бодрящая гимнастика.
Длительность гимнастики в постели после сна 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием массажных ковриков.
13. Осанка (профилактика сколиоза).
Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.
16. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Результативность работы здоровье сберегающих технологий напрямую зависит от четкой работы с родителями. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников эффективно влияет на освоение детьми основными правилами сохранения своего здоровья. Также эффективно дети приобретают и закрепляют навыки здорового образа жизни и безопасного поведения на природе, в быту, если знания преподнесены в игровой и доступной форме. Для реализации данных условий целесообразно проводить спортивные мероприятия, досуги, развлечения, отражающие необходимость заботы о собственном здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте».
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана и укреп...
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении.
Формирование здорогого образа жизни подрастающегопоколениряпоколения - одна из главных задач страны....
Здоровье сберегающие технологии в режимных моментах дошкольного учреждения.
В создании здоровье сберегающей среды воспитатель выполняет множество функций. Он является и созидателем этой среды, и примером, а также частью окружающей среды ребенка.Все составные здоровье сберегаю...
Здоровьем решающие технологии в дошкольном учреждении
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Наша цель научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания ...
Статья "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учрежденииСегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольног...
Здоровье- сберегающие технологи в дошкольном образовании.
Виды здорвье-сберегающих технологий в ДОУ....
Круглый стол с родителями Тема: "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении".
Знакомство родителей с современными здоровье сберегающими технологиями, применяемыми в дошкольном учреждении....