Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста "Здоровый дошкольник"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Актуальность определяется основными задачами в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- пункт 1.6., подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- пункт 1.6., подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по ЗОЖ дошкольника | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Г.А. Владимирова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Истринский район, с. Новопетровское, ул. Советская, дом 42 . | Тел., факс 8 (498) 316-24-39 Тел. 8 (498) 316-23-44 E-mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru |
Автор проекта
Владимирова Г.А.
инструктор по ФИЗО
сентябрь 2021
г. Истра
ПРОЕКТ
по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
(в рамках профилактической акции «ЗДОРОВЬЕ - ТВОЕ БОГАТСТВО!»)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
- Пояснительная записка.
- Актуальность проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Принципы реализации проекта.
- Формы и методы работы.
- Основная часть проекта
- Этапы реализации проекта.
- План-график мероприятий
- Планируемый результат
- Список используемой литературы.
- Приложения.
- Беседы с детьми.
- Консультации для родителей.
- Планы мероприятий.
- Сценарии проведения мероприятий.
- Анкеты для родителей.
- Фотографии.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать ЗОЖ, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Актуальность определяется основными задачами в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- пункт 1.6., подпункт 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- пункт 1.6., подпункт 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (Законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Наш детский сад (корпус 1-19), находится в особых условиях: некоторые дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья, и ограниченными возможностями в здоровье.
Низкий показатель индекса здоровья и высокая заболеваемость наших воспитанников обусловлены рядом причин:
- большинство воспитанников ДОУ соматически ослаблены;
- большое количество детей входит в группу часто-болеющих;
- частые пропуски детьми посещения утренней гимнастики;
- одежда детей не всегда соответствовала температурному режиму;
- формы работы с родителями малоэффективны.
Характеристика проекта:
- Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
- Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.
- Продолжительность: долгосрочный. Срок реализации проекта: 1 учебный год
Участники проекта: воспитанники детского сада 3-7 лет, родители воспитанников (законные представители), педагоги: воспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, педагог-психолог, администрация детского учреждения.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Цель: приобщение детей и их родителей (законных представителей) к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
- задачи, связанные с развитием детей:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и подвижных играх;
- обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
- приобщение к общечеловеческим ценностям.
- задачи, связанные с деятельностью педагога:
- овладение здоровьесберегающими технологиями;
- реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- задачи по работе с родителями (законных представителей) воспитанников:
- повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
- поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
- ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Принцип «Не навреди». Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий безопасны для здоровья и развития ребенка.
- Принцип доступности и индивидуализации:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту и возможностям ребенка.
- Принцип систематичности и последовательности:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Для успешной реализации поставленных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Оборудован спортивный зал, для занятий имеется различный спортивный инвентарь; мячи, кегли, ракетки, обручи, скакалки, тоннели, и т.д. Проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе. В группах старшего дошкольного возраста одно занятие проводится на улице.
В детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- индивидуальные занятия;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- спортивные праздники, досуги и развлечения.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия.
Методы реализации проекта:
- наглядный метод: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии), имитация (подражание), зрительное ориентиры (предметы, разметка поля);
- наглядно-слуховые приемы: музыка, песни;
- словесный метод: объяснение, пояснение, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, беседа, словесная инструкция;
- практический метод: повторение упражнений без изменения и с изменениями, повторение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме;
- игровой метод: подвижные игры, сенсомоторные игры, оздоровительно-развивающие игры (игры на формирования правильной осанки, игры, игры при заболеваниях горла и носа, направленные на исправление плоскостопия) и т.д.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Информационно-подготовительный (сентябрь – декабрь)
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Проводимая работа:
- Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников.
- Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников: опрос, анкетирование родителей.
- Составление плана реализации проекта.
- Изучение научно-методической литературы:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Ожидаемый результат:
Теоретическая подготовка педагогов: изучение литературы, анализирование ресурсов, планирование работы, проведение мониторинга.
II этап. Основной (январь – декабрь)
Цель: формирование потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
Проводимая работа:
- Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике.
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические семинары, консультации, мастер-классы).
- Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
- Корректировка системы физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса с внесением здоровьесберегающих компонентов: утренняя ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика по окончании физкультурных занятий, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, подвижные игры, игры-эстафеты, закаливающие мероприятия.
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.
III этап. Заключительный, оценочный (апрель-май)
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий и мероприятий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:
- исследование состояния здоровья детей за 3 года;
- мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
- проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин по ЗОЖ.
Ожидаемый результат:
Проект «Здоровый дошкольник» будет является результатом творческой деятельности детей, их родителей, педагогического коллектива – моделью организации работы по физическому развитию в нашем учреждении (корпус 1-19).
ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ
с 01 сентября по 30 ноября
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный |
Сюжетно-отобразительная игра «Веселая стирка» (игры с водой и прищепками) | Группа раннего развития | |
Экскурсия в кабинет медицинской сестры | Старшая группа | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «С обручем» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «С обручем» | Владимирова Г.А. | |
Всероссийский день хоккея. НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Играем в хоккей» | Владимирова Г.А. | |
Всероссийский день хоккея. НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Играем в хоккей» | Владимирова Г.А. | |
Беседа «Почему следует строго соблюдать режим дня» | Средняя группа | |
Экспериментальная деятельность: «Воздух» | Подготовительная к школе группа | |
Лепка из соленого теста: «Овощи, фрукты - полезные продукты». | Младшая группа |
с 01 декабря по 28 февраля
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный |
Февраль-март. Фотоконкурс «Домашние рецепты полезного питания». Изготовление стенгазеты в каждой группе силами родителей воспитанников. | Родители воспитанников | |
Беседа: «Как устроено тело человека» | Подготовительная к школе группа | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-зима» | Владимирова Г.А. | |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Младшая группа | |
Беседа: «Щи да каша – пища наша» | Средняя группа | |
Беседа: «Кто со спортом дружит, тот живет, не тужит». Рассматривание альбома «Зимние виды спорта» | Владимирова Г.А. | |
НОД по формированию правил здорового образа жизни. Тема: «В гостях у Мойдодыра» | Группа раннего развития | |
НОД по физкультуре. Спортивная мероприятие в подготовительной к школе группе «Защитники Родины» (в рамках празднования Дня защитника Отечества) | Владимирова Г.А. | |
НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему «Мы со спортом крепко дружим!» | Старшая группа |
с 01 марта по 31 мая
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный |
Инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка-чумазая» | Группа раннего развития | |
День здорового питания. Дидактическая игра «Что едят сырым, а что вареным» | Младшая группа | |
Викторина «Знатоки спорта» | Средняя группа | |
Игра-развлечение «Нам болезни не страшны, со здоровьем мы на ты!» | Подготовительная к школе группа | |
Выставка рисунков «Берегите здоровье!» | Старшая группа | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Веселые эстафеты» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Веселые эстафеты» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Космическое путешествие» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие» | Владимирова Г.А. | |
Международный Олимпийский день Беседа «Олимпийские игры – символ спорта и мира» | Владимирова Г.А. |
с 01 июня по 31 августа
№ п/п | Название мероприятия | Ответственный |
Досуг с родителями конкурсное мероприятие «Веселые эстафеты» | Родители воспитанников | |
Экскурсия на пищеблок детского сада | Подготовительная к школе группа | |
Лепка: «Мячик-главный наш спортсмен» | Группа раннего развития | |
Беседа: «Кто со спортом дружит, тот живет, не тужит». Рассматривание альбома «Летние виды спорта». | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в старшей группе «Скакалка-подсекалка» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в средней группе «Скакалка-подсекалка» | Владимирова Г.А. | |
Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто» | Младшая группа | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в младшей группе «Скакалка-подсекалка» | Владимирова Г.А. | |
НОД по физкультуре. Развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группе «Скакалка-подсекалка» | Владимирова Г.А. | |
Фотоконкурс «Лето в объективе фотографии». Фотостенд с фотографиями детей. | ||
Игра-конструирование «Больница для зверят» | Средняя группа | |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания» | Старшая группа |
- ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Главным результатом реализация проекта является не достижение высоких результатов за короткий отрезок времени, а помощь детям в проявлении их собственных потенциальных возможностей, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Ожидаемые результаты проекта:
- снижение заболеваемости среди воспитанников и сотрудников ДОУ;
- сформирование желания у дошкольников и их родителей (законных представителей) вести здоровый образ жизни, формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;
- появление у детей возможности активного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
- совершенствование уровня профессионального мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста;
- расширение сотрудничества детского сада с родителями воспитанников (законных представителей), повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья, активизация участия родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
- обновление и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- разработка (корректировка) перспективного планирования по физическому развитию детей 3-7 лет, методических материалов (конспектов НОД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, видео презентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов и др.).
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агапова И. А. Спортивные сказки и праздники для дошкольников. – Москва, 2011.
- Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование. Система работы. – Волгоград, 2014.
- Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. – Москва, 2010г.
- Новикова И.М., «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва, 2014.
- Яковлева Т.С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ. – Москва, 2006.
- Методический журнал «Инструктор по физкультуре». – Москва, 2010-2016.
- Журнал «Дошкольное воспитание». – Москва, 2011-2016г.
- Учебно-методический журнал «Обруч». – Москва, 2021
- Интернет-ресурсы.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Конспекты занятий.
- Беседы с детьми.
- Планы мероприятий.
- Сценарии проведения мероприятий.
- Анкеты для родителей.
- Фото
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»
Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"
Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие«Быть здоровыми хотим!»
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие "Чтобы быть здоровым"
Актуальность темы:- потребность общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения;- необходимость теоретического обосно...