Органи зация здоровьесберегающей среды в детском саду
статья
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающей среды, обеспечивающей безопасную деятельность, профилактику жестокого обращения с детьми, жизнестойкость в семье и детском саду
Кожевникова М.Н.
Воспитатель
МБОУ «СОШ №34» г. Бийск
Современный детский сад – это место, где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.
. Положившись в воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто, немедленно или через некоторое время. Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ. Цель по проблеме здоровьесбережения в ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Задачи: –
- Формировать навыки здорового образа жизни;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
– Воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;
- Привлекать родителей к решению поставленных задач.
Ребенок – неповторимая и яркая индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Нарушение прав детей проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует отметить, что, антигуманные отношения,
агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к нему со стороны родителей, лиц их замещающих, или других взрослых. В результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка, или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в обучении, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они
часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям, является правовое воспитание.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды в нашей группе, что способствует эмоциональному и психическому благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации. В нашей группе предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.
В группе есть зона двигательной активности - спортивный уголок. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Все необходимые атрибуты находятся в зоне двигательной активности: шапочки, погремушки, мячи, кольцебросы, скакалки, кегли, обручи.
С детьми своей группы мы проводим дыхательную гимнастику, для этого используем различные вертушки, ленточки и платочки. Кроме дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаем элементы зрительной гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал – указатели для глаз.
.Театральный уголок. Цели создания этого уголка не только развивающие, но и здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной и психической комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:
- сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы;
- пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.
Таким образом нужно отметить, что наличие благополучной обстановки в группе, различных развивающих игр и пособий, соответствующей здоровьесберегающей развивающей среды обеспечивает безопасную деятельность детей, жизнестойкость детей в детском саду.
Литература:
Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.
Галанов А.А. «Игры, которые лечат».
Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.
С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171—187.
Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...
Здоровьесберегающая среда в детском саду.
Жизнь в 21 веке ставити перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья....
Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду
1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...
Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»
Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...
Создание здоровьесберегающей среды в детском саду
Доклад для родителей на общее родительское собрание на тему: «Создание здоровьесберегающей среды в детском саду»....
Доклад на педагогическом совете на тему :"Задачи формирования здоровьесберегающей среды в детском саду."
Цель:Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития...